Этносоциология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 07:32, реферат

Описание

Э̀тносоциоло́гия (этническая социология) — дисциплина, изучающая социальные процессы и явления в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах.

Работа состоит из  1 файл

ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ.doc

— 52.50 Кб (Скачать документ)

ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ

 

Э̀тносоциоло́гия (этническая социология) — дисциплина, изучающая социальные процессы и явления в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах.

Этническая социология — часть социологии, одно из ее направлений (как и социология семьи, сельская социология и т. д.). Предметом этносоциологии является изучение социальных аспектов развития и функционирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей личности, включенной в эти группы, и социальной среды[1].

Основные темы, разрабатываемые  этносоциологами:

  • влияние национальных факторов на социальную структуру и миграцию населения;
  • использование и рациональное распределение трудовых ресурсов с учетом их этнической принадлежности;
  • социальная детерминированность национального самосознания, межнациональных отношений;
  • межэтнические конфликты;
  • национальные особенности ценностных ориентаций, стереотипов поведения, культурных интересов и потребностей в социальных группах;
  • этноязыковые процессы, в том числе билингвизм.

Этническая социология в том виде, как она представлена в последнем десятилетии XX в., начала развиваться на отечественной почве  в конце 60-х годов, чему способствовало возрождение социологии после XX съезда КПСС.

В отличие от сельской социологии или урбансоциологии этническая социология не имела значительного наследия 20-х годов нашего столетия. Как самостоятельное научное направление она стала развиваться с конца 60-х годов, хотя для российской социально-исторической науки интерес к развитию народов глубоко традиционен, начиная с деятельности С.М. Соловьева, эволюционистские взгляды которого были представлены в «Истории России с древнейших времен»1.

В.О. Ключевский, ставший в Московском университете преемником С.М. Соловьева, писал, что в «Истории России» на первом плане стоит «изучение форм и отношений государственного и общественного быта России»2. Сам же В.О. Ключевский отмечал сложность изучения общества в силу того, что оно «заметно пестреет»: «Вместе с социальным разделением увеличивается в нем и разнообразие культурных слоев, типов».

Во второй половине XIX — начале XX в. в Русском географическом обществе развернуло свою деятельность Отделение этнографии. Оно собирало материал по специально разработанной  программе сначала о нерусских народах, затем о жизни русского народа.

Не случайно М.М. Ковалевский писал, что «вопросы генетической социологии, науки о  происхождении общественных институтов имеют особый интерес для русских  ввиду чрезвычайно богатого этнографического материала, находящегося в их руках». Эти материалы служили основанием не только для изучения прошлого, но, по выражению А.П. Щапова (автора, близкого к демократическому просветительству 60-х годов XIX в.), и для раскрытия «крестьянско-мирской» среды XIX в. На это также обратил внимание Н.Л. Рубинштейн. Любопытно, что среди первых публикаций П.А. Сорокина было несколько статей по этнографии коми, зырян. Об этом направлении исследований он писал как об имеющем «социологический интерес».

Послереволюционная  историография сохраняла широкий подход к исследованию народов и гуманистическую направленность предшествовавшего этапа. Уже тогда, в 20-х годах, для изучения народов была характерна практическая направленность, что определялось задачей «переустройства быта на социалистических началах».

Заметной тенденцией развития науки о народах был  взгляд на нее, исходивший от классического  эволюционизма, как на всеобъемлющую  науку.

В 1925г. факультет общественных наук МГУ был преобразован в этнологический факультет и просуществовал до 1930г. В курсах, которые читались на факультете, духовная и материальная культура рассматривались в контексте социальной жизни, как ее тогда понимали ученые, хотя не все принимали такую ее расширительную трактовку.

В конце 20-х —  начале 30-х годов в этнологии, как и в других областях обществознания, шли бурные дискуссии на почве теоретических разногласий и утверждения марксистской методологии в исследовании народов. В результате этнология превратилась в этнографию и обрела статус отрасли исторической науки.

Изменения в  этнографии наметились в 50-х годах, когда появился интерес к странам, получившим независимость после  второй мировой войны, а во внутренней политике советское руководство  хотело показать успехи в национальной сфере. Но до 60-х годов о соединении этнологии с конкретно-социологическим подходом не могло быть и речи, ибо на этнографию чаще всего смотрели как на науку о традиционной архаике.

Ситуация изменилась после XX съезда КПСС. Возрожденная социология обратилась к исследованию изменений, происходивших в жизни народов, в межэтнических отношениях, поскольку Советский Союз был полиэтническим государством, в котором нерусские в 60-х годах составляли 45% населения. 14 народов (35% населения страны) имели свои союзные республики, в 12 из которых титульный этнос являлся большинством.

Кроме того, в  административном делении имелось 20 автономных республик (16 из них —  в РСФСР), в пяти из которых тогда, а по последующим переписям в  семи, титульный этнос составлял  большинство.

Практически все республики были полиэтническими, поэтому серьезные исследования социальных изменений в стране становились невозможными без учета этнического многообразия. Вообще, надо сказать, регулирование межэтнических отношений в России, в том числе и в советское время, всегда было нелегкой проблемой. На XX съезде КПСС этому вопросу — впервые после тридцатилетнего перерыва — был посвящен специальный раздел доклада, он многократно упоминался в выступлениях делегатов, как, впрочем, и на последующих съездах.

Так постепенно начала вновь  осознаваться потребность в социологических  знаниях, отражающих реальную ситуацию изменений в жизни народов, их самосознании, межэтнических отношениях.

Рождению этнической социологии содействовали и субъективные обстоятельства. В середине 60-х годов директором Института этнографии АН СССР (с 1990г. — Институт этнологии и антропологии РАН) стал Ю.В. Бромлей — ученый широкого кругозора, заинтересованный в том, чтобы институт приобрел союзное признание актуальными исследованиями. Он знал, что в социальной и культурной антропологии на Западе в те годы происходили важные изменения, что изучение индустриальных обществ, социально значимых проблем современных народов, межэтнических отношений все более переходило к социологии. Социология и социальная психология с их макросоциальным подходом «поглощали», как тогда говорили, этнологию современности. Такой вариант развития науки тоже был возможным. Но развитие советской социологии в тот период осуществлялось усилиями ученых, пришедших из других областей знания, в частности историков, философов и др. Ю.В. Бромлей пригласил в институт известных социологов — И.С. Кона, О.И. Шкаратана. Чуть раньше в институт были приглашены работать и авторы данной главы.

Ю.В. Арутюнян «восстановил в  правах» сельскую социологию, О.И. Шкаратан — урбансоциологию, И.С. Кон работал в области социологии личности. Первоначальные научные интересы, с которыми пришли эти и другие ученые в Институт этнографии АН СССР в Москве и Ленинграде, сыграли очень большую роль в формировании этносоциологии как научного направления, возникшего «на стыке» социологии, социальной психологии и этнологии.

Предмет и объект этнической социологии

С самого начала предметная область этнической социологии была достаточно широкой. В центре внимания оказались: социальная структура народов, особенности социальных изменений в их среде; миграции; специфика внутрисемейных отношений у народов с учетом социальной дифференциации; тенденции в использовании языков в различных социальных группах; соотношение модернизированной и традиционной культуры, функционирующей в городе и деревне, в социальных группах; межкультурные взаимодействия; этническое самосознание; межэтнические отношения.

Этносоциологию определили как пограничную научную дисциплину, изучающую социальные процессы в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах12. Народы-этносы в их социальном многообразии были в центре ее изучения.

Народы изучаются и  этнографами, или, как теперь говорят, этнологами. Однако у этносоциологов есть особенности и в объекте, и в предмете изучения.

В этносоциологических исследованиях  объект изучается через личность, включенную в этническую группу. Этнические группы в социологическом понимании — это сегменты, части общества, члены которых осознают себя (или считаются с точки зрения других) носителями общей культуры и обладают чувством солидарности.

Предмет этносоциологии — изучение социальных аспектов развития и функционирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей личности, включенной в эти группы, и социальной среды.

Область этносоциологического изучения чрезвычайно широка. Это  — этнические особенности социальных изменений (прежде всего в среде русских и титульных этносов республик, а также в диаспорах), в том числе тенденции в профессиональных ориентациях, темпы социальных перемещений в этнических группах, внутриреспубликанская и межреспубликанская миграция в Российской Федерации, и межгосударственная миграция на постсоветском пространстве; этническая специфика внутрисемейных отношений; тенденции изменений в использовании русского языка и языков титульных народов республик и диаспор в различных социальных группах; соотношение современной и традиционной культуры в социальных группах; роль традиционализма в политической жизни и социальном поведении, процессах модернизации, постиндустриальном развитии; межкультурные взаимодействия, проблемы межкультурных границ, роль религии в культурной дистанции, этническое самосознание, авто- и гетеростереотипы, внутриэтническая солидарность; этнические интересы и установки на межэтническое общение, межэтнические ориентации, толерантность и нетерпимость, проблемы национализма, социальные и социально-психологические основы межэтнических конфликтов. По существу этносоциология изучает этническую специфику всех социально значимых областей жизни общества, рассматривая их с точки зрения социологических критериев и с применением методики социологического исследования.

Этническая социология в системе научных знаний

Этническая социология- часть социологии, одно из ее направлений (как и социология семьи, сельская социология и т.д.). Этносоциологическая  теория — это теория среднего уровня. В рамках ее или как сопредельные с нею разрабатываются теории этнической стратификации, социальных параметров этнодемографии, этноязыковых процессов, межкультурных взаимодействий, этнической идентичности, межэтнических отношений. (Подробнее об этом рассказывается в специальных разделах книги.) В целом внутренняя интегрированность этносоциологического направления в социологии заметно усилилась.

В современных социологических  теориях особое внимание уделяется  этнометодологии. Сам термин «этнометодология»  был введен Г. Гарфинкелем (people's methods буквально означает «методу людей»). Этнометодология ориентирована на исследование того, каким образом люди строят свою повседневную жизнь, поэтому одним из типов исследования стал так называемый разговор-анализ. В чем-то он корреспондирует с этнографическими методами в отечественной науке.

В российской социологии на этнометодологию сейчас обращается особое внимание, хотя в западной социологии дискуссии вокруг нее прошли в 70-х  годах и теперь ее роль там не столь заметна. Критика шла по нескольким направлениям; отмечалось, в частности, что она занимается тривиальными темами, ориентируется на идею сверхупорядоченности повседневной жизни, тогда как сама жизнь изобилует конфликтами и фактами непонимания людьми друг друга, этнометодология пренебрегает социальными факторами, направляющими деятельность людей. Тем не менее, само появление этнометодологии ориентирует на изучение повседневности, а повседневность имеет в немалой степени и этническую специфику. Можно ожидать, что внимание к ней не ослабнет.

Концептуальной идеей этнометодологии является идея значения практик. Согласно этой идее, смысл явлений фиксируется в действиях, по отношению к которым слова — только часть практики. Значение же практик громадно. Вспомним, например, выборы президента А.Масхадова в Чечне. Сама процедура выборов была вполне демократичной. Но понять, какие механизмы были включены (договаривались в тейпах, между командирами и т.п.), можно, только хорошо зная этнокультурную специфику народа, т.е. ту фоновую практику, без которой понять суть происходящего в чеченском обществе просто нельзя. Поэтому ее (практику) важно зафиксировать и всесторонне анализировать.


Информация о работе Этносоциология