Этнические общности. Нации и межнациональные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 11:40, лекция

Описание

Важное место в системе социальных отношений современного общества занимают межэтнические отношения – отношения между этническими группами (этносами). Этносы – это, пожалуй, наиболее распространенные в мире общности людей: социологи, этнологи оценивают их количество примерно в 2-3 тысячи. Отношения между этносами (межэтнические отношения) существенно влияют на общие процессы стратификации интеграции, демократизации. Они аккумулируют огромные потенции самодвижения и развития. Чрезвычайно важное значение (как практическая социальная проблема и проблема научная, теоретическая) имеет та форма данных отношений, которая формулируется в понятиях «противоречие», «конфликт», «кризис». Речь идет о межэтнических противоречиях, конфликтах и кризисах: они могут оказать (и оказывают) серьезное негативное, сдерживающее влияние на положительные, прогрессивные процессы в обществе.

Содержание

1. Понятие этноса и этнической общности: парадигмы интерпретации и определение.
2. Межэтнические отношения и их типы.
3. Межэтнические конфликты.
4. Этнополитическая ситуация в современной России. Национально-этническая политика российского государства.

Работа состоит из  1 файл

Тема 19 Этнические общности Нации и межнациональные отношения.doc

— 122.50 Кб (Скачать документ)

       Конфликтность в отношениях между народами стала  одной из черт современного этапа  этнической ситуации в России на рубеже ХХ и ХХI веков. Конфликты имеют место на постсоветском пространстве также в большинстве бывших союзных республик.

 

  1. Этнополитическая ситуация в современной России.

   Национально-этническая политика Российского государства 

      В современной России этнонациональная проблематика существенно влияет на действие политических сил, активно участвующих в общественной жизни страны, ее регионов, государственных органов власти.

      Нация-этнос  – это самая реальная из всех социальных реальностей, как бы мы ни старались от нее уйти. Государственная власть должна вырабатывать определенную политику в отношении этой социально-политической силы, оформляя ее в целостную органическую и прозрачную систему общественных отношений с четкими правовыми  рамками.

      Сегодня идут, точнее, продолжаются, споры о том: есть ли у нынешнего российского руководства, а значит, и Российского государства национальная политика? Разумеется, есть, ибо государства без политики не бывает. Что касается концептуального содержания этой политики, то о нем до недавнего времени мало кто имел системное представление, что, безусловно, отрицательно влияло и влияет сейчас на стабильность и безопасность государства, на самочувствие россиян. Кризис и трагедия в Чечне – яркое тому подтверждение. Однако в полной мере о наличии национальной политики в Российской Федерации можно будет говорить лишь тогда, когда она станет составной частью деятельности всех органов власти в центре и на местах, всего гражданского общества.

      Анализ  этнополитической обстановки в стране, систематически проводимый в последние годы научными учреждениями, показывает, что в последние годы получили значительное распространение узконациональные идеи, стимулирующие как национальный эгоизм и этноцентризм, так и национал-шовинизм. Зачастую эти тенденции переходят в национал-экстремизм.

      Данные  социологических исследований и  результаты обобщения конкретных фактов и тенденций позволяют говорить о том, что в ряде субъектов  Федерации наблюдается рост межнациональной  напряженности, национал-сепаратизм и  националистический экстремизм, что нередко переходит в открытое противостояние.

      Помимо  явно негативного влияния социально-экономических  причин, существенное воздействие на рост межнациональной напряженности  оказывают ошибки в национальной политике и неспособность местных  властей в ряде случаев своевременно решать возникающие национальные проблемы. Особенно тревожит то обстоятельство, что более «взрывоопасной» становится область непосредственного межнационального общения людей. О неуважении к языку, культуре, обычаям и традициям народов как о причине межнациональной напряженности в различных регионах говорят от 10 до 30 и более процентов опрошенных. Чаще чувствуют себя «ущемленными» и «обиженными» в реализации национальных интересов кавказская группа национальностей и представители малочисленных народов Севера.

      Выводы  науки и практика свидетельствуют, что концентрация устремлений вокруг местных национальных идей и целей  солидаризировала так называемые «титульные»  национальности. Причем уровень их консолидации в 1,5-2 раза выше, чем у  русских, составляющих абсолютное большинство населения страны. Именно это обстоятельство влияет на межэтническую дестабилизацию. Однако в последнее время уровень внутренней этнической консолидации русских и славян возрос. В целом этот позитивный процесс этнической солидарности вполне естественен, если он не направлен против других, а обогащен созидательными идеями. Ныне же этническая консолидация зачастую основывается на подчеркивании своей ущемленности по сравнению с другими.

      Национализм в различных вариантах, как начальный  экстремизм, стал реальностью, который  стимулирует войны, кризисы, кровопролитие, массовые убийства, издевательства, глумление  над честью и достоинством отдельных  людей и целых народов.

      Содержание  деятельности и требований многочисленных национальных движений постепенно стали определять криминальные и коррумпированные структуры, и делалось это под лозунгом предоставления свободы, независимости, сплочения своего этноса. На деле же этой свободы становилось все меньше и меньше для другого человека, представителя другого народа. Национальные движения не всегда оказывались силой, способной утверждать достоинство народов, их культурную самобытность и прогрессивные перспективы.

      В Российской Федерации в последнее  десятилетие активизировались две тенденции: одна – национал-сепаратизм на национальных окраинах, влияние которого на жизнь национальностей особенно возросло в начале 90-х годов;

Другая  – национал-шовинизм, атрибутика которого использовалась в последнее время многими политиками, говорящими от имени русской нации.

      В российских общественно-политических и научных кругах вырабатывалось новое эволюционное демократическое  понимание национального вопроса  и демократических механизмов национальной  политики. Учитывалось, что этнополитическая  ситуация в современной России характеризуется рядом противоречий:

   а)  между полученной долгожданной  свободой и отсутствием демократического правового механизма ее защиты и реализации на всех уровнях жизнедеятельности наций и межнациональных отношений;

   б) между стремлением народов  к самоорганизации, к сохранению  этнокультурной самобытности и  разным уровнем их социально-экономического  развития и соответствующего  включения в общероссийский интеграционный  процесс, а также объективной необходимостью укрепления единства многонационального российского народа;

   в) между реальной потребностью  реформирования жизни народов  на новых принципах развития  и сотрудничества и несоответствием  проводимых реформ самобытным  интересам;

   г) между получением субъектами Федерации дополнительных полномочий для самостоятельного развития и их неспособностью доводить эти полномочия до местных сообществ и отечественной реализации с точки зрения интересов развития народов и территорий, укрепления свободы и прав человека и национальностей, всей российской государственности;

   д) демократическими намерениями  и отсутствием правового механизма  и соответственно социально-экономического  потенциала их обеспечения;

   е) желанием сохранить единство  и целостность Российского государства и имеющими место массовыми нарушениями прав человека по национальному признаку.

      При этом обращает на себя внимание тот  факт, что до сих пор остались неосмысленными как негативные, так  и позитивные последствия социалистического  этапа развития наций, межнациональных отношений, особенности их отражения на состоянии и самочувствии всех народов России, на решении специфических для различных народов страны проблем их обустройства и налаживания сотрудничества.

      На  характер противоречий в этнополитической сфере влияет, прежде всего, состояние экономики в стране и социальное самочувствие ее граждан.  Базисные факторы для всех народов в целом одинаковы, но специфика состояния и проявления экономической жизни, уклада жизни, элементов культуры, информатики и прочих сторон жизнедеятельности и самоутверждения могут быть различны. Поэтому на федеральном уровне национальная политика может обозначать лишь общие приоритеты, а на местном уровне, на уровне субъектов Федерации быть более приближенной к практике деятельности конкретных этносов и этнических групп.

      Концепция государственной национальной политики по замыслу ее авторов должна стать  ориентиром действия для органов  государственной власти и структур гражданского общества на всех уровнях  их функционирования, а также использоваться при разработке конкретных местных, региональных и федеральных программ развития и регулирования национальных отношений, предотвращения и разрешения межнациональных конфликтов.

      Исходя  из Конституции Российской Федерации  и признанных Россией норм международного права, в Концепции были сформулированы основные принципы национальной политики:

    - равенство прав и свобод человека  независимо от национальности, языка  и культуры;

  - признание общепринятых принципов  равноправия и самоопределения народов при безусловном сохранении исторически сложившегося государственного единства Российской Федерации;

  - равноправие субъектов Федерации  во взаимоотношениях  с федеральными  органами государственной власти;

  - гарантия прав малочисленных  народов и национальных меньшинств;

  - право каждого гражданина свободно  определять свою национальную  принадлежность;

  - содействие со стороны государства  развитию национальных культур  и языков;

  - запрещение любых форм ограничения  прав граждан по национальному  признаку, а также действий, направленных на разжигание национальной розни;

  - защита прав граждан России, этнических  россиян в других странах.

      На  основе этих принципов строится программа  развития национальных и федеративных отношений, разрабатываются и принимаются соответствующие законодательные акты, как на федеральном, так и на региональном уровне.

      Историческая  многонациональность современного российского общества требует учитывать  этнический принцип в государственном  устройстве. Реальной особенностью национального вопроса в России является то, что он «вмонтирован», прежде всего, в проблематику государственного устройства. Это отличает нас от многих других государств.

      В силу значимости этого обстоятельства строительство демократического федеративного  государства выступает как один из эффективных способов обустройства жизни наций и стабилизации межнациональных отношений, решения национального вопроса. Не учитывать это обстоятельство – значит сводить на нет усилия по стабилизации национальных и федеративных отношений. Этнический принцип должен быть учтен в государственном строительстве России..

      Разграничение полномочий на основе классического  принципа федерализма – самостоятельности  субъектов Федераций и укреплении единства Российского государства при безусловном соблюдении прав и свобод человека на всей его территории – является генеральным, конституционно закрепленным ориентиром нашей национальной и федеративной политики. В этом плане необходимо разрабатывать и осуществлять систему мер политического, экономического и политико-правового характера, способных обеспечить государственную поддержку и стимулирование как самостоятельности субъектов и народов Федерации, так и интеграционных процессов сотрудничества народов и территорий, укрепления единства всего государства.

      Конституционное закрепление принципа федерализма, подписание Федеративного договора и других основополагающих документов по разграничению полномочий снижают  остроту региональных и этнических проблем. Поэтому самой главной задачей Российской Федерации является переход от теоретико-политического, теоретико-конституционного обоснования его статуса к практической реализации конкретных законов и программ развития. Главным образом речь идет о переходе Федерации от политических, идеологических намерений к правовым механизмам.

      Федерализм  – это реальное воплощение свободы  и демократии в обустройстве народов  и территории страны, способ демократического приближения власти и управления к условиям и жизнедеятельности  конкретных сообществ на местах, с  учетом их специфических особенностей и потребностей. При этом важно подчеркнуть еще раз, что критерием решения этих вопросов является, прежде всего, защита прав человека и соблюдение интересов национальностей на всей территории страны. Права человека, независимо от национальности, защита прав народов, независимо от их численности, самоуправление своей жизнью, – вот стержень демократического подхода в национальном вопросе.

      Национальная  политика – мощный консолидирующий  фактор российского общества, если она учитывает особенности, потенциал, интересы, потребности и равноправное развитие всех национальностей.

      Основные  приоритеты национальной политики сегодня  состоят в следующем:

  - демократическое развитие и углубление такой модели федерализма и федеративных отношений, которая во всех сферах жизни российского общества отвечала бы насущным интересам народов и территорий, историческому опыту и перспективам развития единого многонационального Российского государства;

Информация о работе Этнические общности. Нации и межнациональные отношения