Экзаменационная сессия. Стресс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:06, практическая работа

Описание

Актуальность проблемы: экзамен даже для хорошо подготовленного человека - всегда испытание сил и умений, знаний и находчивости. Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у студентов.
Цель: исследование психоэмоционального состояния человека в ситуации стресса во время экзаменов.

Работа состоит из  1 файл

Социологическое исследование.docx

— 21.47 Кб (Скачать документ)

 

Социологическое исследование на тему:      

 «Экзаменационная сессия. Стресс»

 

Проблема: данного социологического исследования заключается в изучении влияния экзаменационной сессии на здоровье и физическое состояние студента.

 

Актуальность проблемы: экзамен даже для хорошо подготовленного человека - всегда испытание сил и умений, знаний и находчивости. Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у студентов. 

Цель: исследование психоэмоционального состояния человека в ситуации стресса во время экзаменов.

 

Задачи:

  1. Изучить особенности поведения студентов при стрессе, вызванным сдачей экзаменов.
  2. Проведение социологического тестирования.
  3. Найти пути решения проблемы.
  4. Составить рекомендации по преодолению стресса.

Объект исследования студенты в возрасте от 15  до 23 лет.

Предмет исследования: стресс-фактор – экзамен, психическое напряжение у студентов.

Анализ основных понятий:

Стресс (англ. Stress) – состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность, вплоть до ее полной дезорганизации, что ставит перед исследователями задачу изучения адаптации человека к сложным, экстремальным условиям, а также прогнозирования его поведения в подобных условиях.

Экзамен (в ВУЗе) — проверка знаний студентов, выявление их навыков и умений применения знаний при решении профессиональных задач.

Психическое напряжение - ответная реакция организма, например, физические напряжения мышц тела, или психологические проявления злости, или неспособность адекватно реагировать на внешние раздражители. Результат дисбаланса или разница между требованиями к индивидууму (внешними или внутренними) и его возможностью с ними справиться.

 

Гипотеза.  Предполагается, что имеет место так называемый стрессогенный «экзаменационный» эффект, выражающийся в стойком и значительном негативном влиянии ситуации экзамена на функциональное состояние физиологических систем организма и психику студента.  

 

Расчет выборочной совокупности

В исследовании генеральной совокупностью являются студенты в возрасте от 15 до 23 лет. Выборочная совокупность равна 30 человек 13 парней и 17 девушек. Это исследование призвано обратить внимание общества на данную проблему.

Методы:

  1. Наблюдение
  2. Интервьюирование, беседа
  3. Опрос
  4. Анализ самонаблюдений участника

 

Опрос.

  1. Испытываете ли вы состояние стресса перед экзаменом?
    1. Да (90 %)
    2. Нет (10%)
  2. Что в большей степени вызывает стресс?
    1. Боязнь получить плохую оценку (40%)
    2. Неуверенность в себе (36%)
    3. Низкий уровень знаний (9 %)
    4. Страх перед экзаменатором (15%)
  3. Как проявляется психическое напряжение? (Возможно несколько вариантов ответа)
    1. Бессонница (24%)
    2. Снижение аппетита (30%)
    3. Учащенный пульс (79%)
    4. Дрожь в конечностях (10%)
    5. Нарушение речи (18%)
    6. Потеря сознания (6%)
  4. Стресс:
    1. Вызывает отрицательные последствия (80%)
    2. Мобилизирует знания и внутренние резервы (20%)
  5. Как долго длится психическое напряжение?
    1. Сразу после сдачи экзамена появляется спокойствие (15%)
    2. 2-3 дня (61%)
    3. Неделю (19%)
    4. Более продолжительное время (5%)
  6. Как вы относитесь к промежуточным контрольным точкам?
    1. Положительно, помогают подготовиться морально к экзаменам, объективно оценить уровень знаний (14%)
    2. Отрицательно, лишнее стрессовое состояние, в таком большом объеме тяжело переносится и влияет на текущую успеваемость (86%)

 

Результаты исследования

Анализируя результаты исследования, сделаны следующие выводы.  Опрос показал, что состоянию стресса во время сессии подвержены 90% опрошенных, т.е. 27 человек из 30. И только у 6 студентов стресс мобилизирует внутренние резервы организма. У большинства опрошенных присутствуют серьезное ухудшение самочувствия, вплоть до потери сознания. Эти экспериментальные данные подтверждают в полной мере гипотезу и можно сделать вывод, что сессия - это серьезное испытание для большинства, которое наносит вред не только психике человека, но и сказывается на физическом самочувствии студентов. С другой стороны адаптация к стрессовым ситуациям, развивает такое качество, как стрессоустойчивость личности.

 

Методы преодоления  стресса

Релаксационные технологии являются эффективным средством  помощи во время острого внезапного стресса, а также данные навыки оказываются  необходимыми в целях профилактики хронического долговременного дистресса. Релаксация противоположна по эмоциональному знаку напряжению и особенно полезна в периоды особой по интенсивности деятельности.

Наиболее распространенный вариант  релаксации - релаксационная музыка.

Эффективны также методы аутотренинга, телесные прикосновения, элементы массажа.

Пути выхода из стресса.

  1. Если стресс застигает в помещении, следующими действиями становятся:
  • выход из того места, в котором застиг Вас стресс, чтобы остаться одному
  • использование любого шанса, чтобы смочить лоб, виски, артерии на руках холодной водой
  • осмотр того помещения, где вы находитесь, мысленное описание внешнего вида предметов
  • перевод взгляда в окно на небо. Концентрация внимания на том, что Вы видите.
  • небольшая физическая зарядка с глубоким ровным дыханием.
  1. Если стресс застигает где-либо вне помещения необходимо:
  • осмотреться по сторонам, попробовать взглянуть на окружающие предметы с разных позиций, и мысленно назвать их.
  • детально рассмотреть небо, называя про себя то, что доступно взгляду.
  • найти какой-либо мелкий предмет (листок, камень) и внимательно рассматривать его не менее 3-4 минут.
  • попробовать еще раз медленно, глубоко подышать и почувствовать, что с каждым вздохом Ваше состояние становится менее напряженным.

 

 

 


Информация о работе Экзаменационная сессия. Стресс