Экономика как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 11:14, контрольная работа

Описание

Социальные институты – это механизмы самоорганизации совместной жизни людей и структурные элементы общества. Социология уделяет особое внимание нормативной структуре института, так как реализация им социальных функций зависит от целостной системы стандартизированных образцов поведения. Социальный институт - это относительно устойчивые типы и формы организации и регулирования социальной практики, посредством которых образуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества.

Работа состоит из  1 файл

контрольная по социологии.doc

— 65.50 Кб (Скачать документ)
 

 

Содержание 

 

     Социальные институты – это механизмы самоорганизации совместной жизни людей и структурные элементы общества. Социология уделяет особое внимание нормативной структуре института, так как реализация им социальных функций зависит от целостной системы стандартизированных образцов поведения. Социальный институт - это относительно устойчивые типы и формы организации и регулирования социальной практики, посредством которых образуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества.

      Можно выделить следующие комплексы институтов в обществе:

    • экономические институты, выполняющие функции производства и распределения товаров и услуг;
    • политические институты, регулирующие функции власти и доступ к ней;
    • институты родства, связанные с семьей, браком и воспитанием детей;
    • институты культуры, связанные с религией, образованием, наукой и др.

     Экономика как подсистема общества сама является социальным институтом, но в этой важной сфере общественной жизни можно назвать также целый ряд социальных институтов, посредством которых организуется экономическая жизнь общества: рынок, собственность, деньги, предпринимательство, труд, биржа и т.д. Особенностью экономических институтов общества является их огромное влияние на все сферы жизнедеятельности людей. Экономика как социальный институт не только ответственна за производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг, необходимых для жизнедеятельности людей, она также воздействует на социальные отношения, активность социальных групп и социальную стратификацию общества. По сути дела положение различных социальных групп в обществе определяется системой экономических отношений, хотя другие социальные институты также играют роль в конфигурации социальной структуры общества.

     Слово «экономика» имеет древнегреческое  происхождение. Оно представляет соединение двух греческих слов «хозяйство»  и «закон», так что в буквальном, «первородном» смысле экономику следовало бы трактовать как хозяйство, ведущееся в соответствии с законами, правилами, нормами. Экономика как социальный институт играет огромную роль в жизни общества. Во-первых, она обеспечивает людей материальными условиями существования - продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления. Во–вторых, экономическая сфера жизни общества является систематизирующим компонентом социума, решающей сферой его жизни, определяющей ход всех происходящих в обществе процессов. Ее изучают многие науки, среди которых важнейшими являются экономическая теория и социальная философия. Следует также отметить и такую сравнительно новую науку, как эргономика (она изучает человека и его производственную деятельность, имея своей целью оптимизацию орудий, условий и процесса труда).

     Экономика как социальный институт выполняет  основную функцию: производство и распределение  товаров и услуг. Под экономикой в широком смысле обычно понимают систему общественного производства, т.е. процесс создания материальных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития.

     Экономика - это такая сфера деятельности людей, в которой создается богатство  для удовлетворения их разнообразных  потребностей.

     Организуя свою экономическую деятельность, люди преследуют определенные цели, связанные с получением необходимых им благ и услуг. Для достижения этих целей, прежде всего, необходима рабочая сила, т.е. люди, обладающие способностями и трудовыми навыками. Эти люди в процессе своей трудовой деятельности используют средства производства. Средства производства представляют собой совокупность предметов труда, т.е. того, из чего производятся материальные блага, и средства труда, т.е. того, чем или с помощью чего они производятся. Совокупность средств производства и рабочей силы принято называть производительными силами общества.

     Производительные  силы - это люди (человеческий фактор), обладающие производственными навыками и осуществляющие производство материальных благ, созданные обществом средства производства (вещественный фактор), а также технология и организация процесса производства. Весь набор благ и услуг, необходимых человеку, создается в двух взаимодополняющих друг друга сферах экономики.

     В непроизводственной сфере создаются  духовные, культурные и иные ценности и оказываются аналогичные услуги (образовательные, медицинские и т.д.). Под услугами подразумеваются целесообразные виды труда, с помощью которого удовлетворяются те или иные потребности людей.

     В материальном производстве изготавливаются  вещественные блага (промышленность, сельское хозяйство и т.д.) и оказываются материальные услуги (торговые, коммунальные, транспортные и т.д.). В ходе практической деятельности производящие материальные блага люди сталкиваются не только с определенным уровнем развития техники и технологии, но и со сложившимися по этому поводу отношениями, которые принято называть технологическими.

     Сегодня экономическая сфера занимает ведущее  место в системе общественных отношений, определяет содержание политической, правовой, духовной и иных сфер жизни общества. Современная экономика – продукт длительного исторического развития и совершенствования различных форм организации экономической жизни. В большинстве стран она является рыночной, но одновременно регулируется государством, которое стремиться придать ей необходимую социальную ориентированность.

     Труд - целесообразная, формально материальная (прямо-фиксируемый - физический труд) и нематериальная (косвенно-фиксируемый - умственный труд), орудийная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.

     В процессе труда человек опосредует, регулирует и контролирует обмен  между собой и природой. Изменяя в процессе труда природные условия своей жизни, человек изменяет и свою собственную природу, развивает свои творческие силы и способности. Труд представляет собой как способ отчуждения человека от природы, так и форму связи человеческого общества с природой.

     В начале XIX века появились первые научные  работы по исследованию труда, носившие эмпирический характер. Во второй половине XIX века появились первые систематические работы по исследованию труда. Цель таких исследований, начатых американским инженером Фредериком Тейлором, состояла первоначально в поиске методов рационального выполнения производственных операций. Впоследствии возникло научное направление, получившее название «научная организация труда». В рамках данного научного направления возникли понятия «нормирование труда», «заработная плата», «профессиональный отбор» и др.

     В социологии труда выделяют такие понятия, как содержание труда и характер труда. Под определением содержания труда понимают выявление в конкретной определенности трудовых функций, обусловленных техникой, технологией, организацией производства и мастерством работника. Под характером труда понимают метод соединения производителя со средствами производства, обусловленный господствующими отношениями собственности в данном обществе. Характер труда отражает социально-экономическую природу труда в обществе, находящемся на определенном этапе развития.

     Подобно тому, как производительные силы и  производственные отношения отражают единство способа производства, так  содержание и характер труда представляют собой единство сущности и формы  общественного труда. В число  основных понятий данной отрасли социологии входит понятие труд и удовлетворенность трудом. Труд - это деятельность субъекта, направленная на опережающее удовлетворение его потребностей, в системе общественного разделения производительных функций. Удовлетворённость трудом - оценка индивидом собственного положения в системе общественного разделения труда.

     Развитие  общества и человека теперь напрямую связано с совершенствованием орудий труда. Производство орудий труда - процесс  коллективный, который является его  важнейшим, определяющим признаком. Животные могут использовать природные предметы в собственных действиях, но никогда не изготавливают орудия труда с помощью орудий труда. Даже самые примитивные орудия труда закрепляли и передавали другим индивидам инстинктивно незакреплённые «схемы деятельности». В процессе коллективной деятельности у людей возникает и «потребность что-то сказать друг другу», и предмет «разговора», то есть появилось, что сказать другим.

     В результате природно-биологические  закономерности отходят на второй план, человек приобретает законченную  социальную форму, биологическая эволюция закончена, и отныне человек живёт по новым, общественным законам, он даже ест и пьёт «по-человечески». В силу вступает социальный отбор, что проявляется в совершенствовании процесса труда, в передаче трудовых навыков последующим поколениям. Труд становится регулятором отношений человека с природой, процессом, отделяющим человека от природы и связывающим его с ней. Усложняющиеся в процессе труда формы общения, речь и мышление приводят к появлению нового типа организации жизни - к обществу. Труд связывает участников совместной деятельности в общность, опосредует их общение. Дальнейшее развитие человека представлено развитием общественных отношений и культурных форм их сохранения и развития. В процессе создания форм культуры, культурных способов саморегуляции общественной жизни человек и себя создаёт как её субъекта и творца, т. е. как общественного человека.

     В труде и посредством труда  удовлетворяются все потребности  человека. Труд становится основным способом самоутверждения человека в мире. Производство, таким образом, есть основополагающий, сущностный признак человека и общества. В труде совершенствуются физические и духовные качества человека, формируются собственно человеческие культурные потребности. Таким образом, в труде создаются не только продукты потребления, но и сам деятель, субъект труда - человек. В этом плане с полным основанием можно сказать - «труд создал человека».

     Хотя  «трудовая» гипотеза объясняет многие аспекты антропосоциогенеза, современными учёными, в том числе и отечественными, она признаётся недостаточной. Одним из существенных аргументов является то, что генетика отрицает наследование приобретённых признаков. Эта ситуация стимулирует учёных к поиску новых версий возникновения человека.

     Безработица - социально-экономическое явление, предполагающее отсутствие работы у людей, составляющих экономически активное население. Согласно определению Международной организации труда, человек в возрасте 10-72 лет (в России, по методологии Росстата, - 15-72 лет) признаётся безработным, если на критическую неделю обследования населения по проблемам занятости он одновременно:

  • Не имел работы
  • Искал работу
  • Был готов приступить к работе

     Из  закона «О занятости населения Российской Федерации»: «Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовые приступить к ней. При этом не учитывается оплата за выполнение общественных работ по направлению службы занятости, а также выплаты выходного пособия и среднего заработка работникам».

     Количество  исторических источников, посвящённых  проблеме безработицы ограничено, так  как наблюдения велись не всегда и  не везде. В определённый исторический период индустриализация привела к отчуждению средств производства от работников и свела к минимуму возможность их самозанятости. Таким образом, работник, который, по каким-то причинам, не имел возможности устроиться на предприятие, не мог самого себя обеспечить работой и становился безработным. Ситуация усугубилась тем, что работники индивидуальных профессий, например врачи, фермеры, прядильщики, мелкие торговцы, стали образовывать крупные закрытые профессиональные объединения и тем, кто не входил в них, приходилось работать в условиях жёсткой конкуренции или становиться безработными.

     Уровень безработицы — это отношение  числа безработных к общей  численности рабочей силы, выраженное в процентах. Естественный уровень безработицы — это минимально возможный в стране уровень безработицы при полной занятости (5-6%). Число свободных рабочих мест приблизительно равно числу людей, ищущих работу. Полная занятость — это состояние в обществе, когда безработица не превышает своего естественного уровня (5—6%).

     Естественный  уровень безработицы - экономическая гипотеза, согласно которой для общеэкономического равновесия, сложившегося при определённой реальной заработной плате, существует определённая неполная занятость населения, которая является результатом недостатка информации, барьерами мобильности, демографических изменений и других следствий несовершенности рынка.

     Современные причины безработицы многообразны: это и психологические, и коммуникативные, и целый ряд экономических причин. В качестве экономических причин, порождающих безработицу, можно выделить следующие:

  • развитие современных технологий, появление нового оборудования, машин приводят к высвобождению части работников, которым требуется переподготовка или переквалификация;
  • сокращение управленческого аппарата;
  • экономический спад, в результате которого снижаются потребности экономики в ресурсах, в том числе и трудовых;
  • структурные сдвиги в экономике, приводящие к исчезновению устаревших отраслей и предприятий, и появление новых;
  • сезонные изменения в спросе на рабочую силу в связи со спецификой производства (например, сельское хозяйство, строительство, туризм и т. д.).

Информация о работе Экономика как социальный институт