Э. Дюркгейм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 16:13, контрольная работа

Описание

В Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – французский социолог-позитивист, основатель французской социологической школы. Профессор социологии и педагогики в Бордо (с 1896) и Сорбонне (с 1902). Основал журнал "L’Annee sociologique" (1896). Сотрудники этого журнала - М. Мосс, М. Хальбвакс, Ж. Дави, С. Бугле и др. - представляли французскую социологическую школу, которая играла ведущую роль во французской социологии вплоть до второй мировой войны.

Содержание

Введение
Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма.
Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества.
Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии?
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

по социологии.doc

— 92.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  Образования и науки Российской Федерации

Всероссийский заочный финансово - экономический  институт 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

Дисциплина: «Социология» 

Вариант 3

«Эмиль  Дюркгейм и его теория эволюционного  развития общества» 
 
 

Выполнила

Студентка

Специальность

№ зачетной книжки

Преподаватель

Большакова  Е. В.

IV курс (день)

Финансы и кредит

06ффб00898

Шаров В.Д.

 
 
 
 
 

Брянск 2009

Введение

  1. Учение  о методе Э. Дюркгейма и концепция  социального факта. Особенности  «социологизма» Э. Дюркгейма.
  1. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества.
  1. Что такое  парадигма в социологической  интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии?

Заключение

Список  литературы

Введение

     Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – французский социолог-позитивист, основатель французской социологической школы. Профессор социологии и педагогики в Бордо (с 1896) и Сорбонне (с 1902). Основал журнал "L’Annee sociologique" (1896). Сотрудники этого журнала - М. Мосс, М. Хальбвакс, Ж. Дави, С. Бугле и др. - представляли французскую социологическую школу, которая играла ведущую роль во французской социологии вплоть до второй мировой войны.

 

  1. Учение  о методе Э. Дюркгейма  и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма

     Проблемы  методологии заняли ведущее место  уже в первых трудах    Э. Дюркгейма, особенно в «Правилах социологического метода». Главная особенность метода Дюркгейма – объяснять социальное социальным – заключается в том, что ценности и идеи воплощаются в социальные нормы и становятся рычагами социальной регуляции. В нормальных условиях внешняя социальная детерминация осуществляется через ценностную ориентацию человека. Нормы и ценности становятся двумя сторонами социального явления. Социальные нормы, как и социальные факты вообще, для Дюркгейма имеют принудительный характер, т.е. заставляют человека действовать в соответствии с их содержанием. Но когда он вводит в оборот ценности и ценностные ориентации, то проявляются новые грани его социологии: социальные нормы эффективны только тогда, когда они опираются не на внешнее принуждение, а на нравственный авторитет общества, нравственное совершенство людей.

     В 1894 г. Дюркгейм сформулировал свой основной постулат: «первое и основное правило состоит в том, что социальные факты нужно рассматривать как вещи». Вещь – это «всякий объект познания, который сам по себе непроницаем для ума; это все, о чем мы не можем сформулировать адекватного понятия простым приемом мысленного анализа; это все, что ум может понять только при условии выхода за пределы самого себя, путем наблюдений и экспериментов, последовательно переходя от наиболее внешних и непосредственно доступных признаков к менее видимым и более глубоким». Социальные факты (вещи) существуют вне человека и оказывают на него принудительное воздействие. Только в их свете можно объяснить, почему человек действует так, а не иначе, почему люди вступают в те или иные отношения, связи. В такой общей форме постулат Дюркгейма вызвал острые споры, произвольные толкования. Он был вынужден поэтому выступить со специальным докладом на Четвертом Международном философском конгрессе в Болонье (1911) на тему «Ценностные и реальные суждения», в котором раскрыл некоторые важные особенности своего социологического метода. Происходит не только уточнение основного методологического постулата, но и некоторая смена понятийных приоритетов. Теперь позиция Дюркгейма сводится к тому, что социальные нормы (социальные факторы в целом) влияют на индивидуальное поведение не непосредственно, а через определенные механизмы их опосредования; что внешняя детерминация осуществляется через ценностные ориентации индивидов. При этом действительность социальных регуляторов определяется не только их принудительностью, но и желательностью для индивидов.

     В методологии Э. Дюркгейма социальный факт одновременно выступает как  важный компонент его концепции  структурного функционализма. Социологическое  объяснение фактов, реальностей и  явлений, исследуемых отдельно друг от друга, должно происходить в терминах социальных причин и социальных функций. Общество, как автономная сфера деятельности, развивается почти исключительно по своим внутренним законам, не испытывая серьезного воздействия факторов несоциального характера. Состояние общества зависит от внутренних связей его морфологической (материальной) структуры и характера его сознания. Поэтому и объяснение социальной жизни нужно искать в природе самого общества. По мнению Дюркгейма, определяющая причина данного социального факта должна быть найдена среди предшествующих социальных фактов, а не в состоянии индивидуального сознания.

     Например, по Дюркгейму, важнейшей функцией разделения труда в современном обществе является усиление социального единства через развитие отношений зависимости. С ростом разделения труда все более важной интеграционной силой выступает безличная функциональная зависимость, которая появляется, когда из-за специализации никто больше не обеспечивает сам себя. Главное, по Дюркгейму, показать не причину появления социального факта, а его функцию для целого, допуская, что эта функция имеет положительный для целого характер.

     По  мнению Дюркгейма, социология должна изучать  синхронные и коллективные аспекты  социальной жизни. Этим он сделал социологию структурирующей наукой, т.е. наукой, изучающей целое, которое нельзя свести к сумме его частей, в котором части рассматриваются в их отношении к целому больше, чем к собственному прошлому, и в котором собственное понимание участником событий действительности имеет подчиненное значение по сравнению с отстраненным научным анализом.

     В истории социологии часто используются ярлыки или метки, которые должны выделять какие-то существенные черты  определенной теории и, таким образом, обозначить ее своеобразие. У Дюркгейма  таким ярлыком выступает «социологизм», в понимании которого необходимо различать два аспекта: онтологический и методологический. С одной стороны, это метод обоснования самой науки как самостоятельной, со своими понятиями, предметом; с другой – собственно способ подхода к социальной реальности, ее понимания и объяснения. Сама социальная реальность включена в универсальный мировой порядок, как и другие виды реальности, и так же развивается в соответствии с определенными законами. Но социальная реальность – это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам. Она не только основательна и автономна, но и имеет прямое отношение к индивидуальной, биопсихической реальности, воплощенной в индивидах. «Коллективные представления», «коллективное сознание» господствуют над индивидуальными.

     Специфика социальной реальности определяет и  специфику социологии как науки. Поскольку социальная реальность, по Дюркгейму, является высшей реальностью, постольку происходит социологизация всех способов и средств исследования общества, т.е. социологический способ объяснения провозглашается единственно верным, исключающим другие способы или включающим их в себя. Социология, таким образом, выступает у Дюркгейма не только как специфическая наука о социальных фактах, но и как своего рода наука наук, призванная обновить и социологизировать самые различные отрасли сознания: философию, логику, этику, историю, экономику и др. социология превращается в «систему, в корпус социальных наук». В этом смысле «социологизм» из базовой социологической концепции превращается в широкое философское учение. И в самом деле, те реальные глобальные проблемы природы, морали, религии и т.д., которые Дюркгейм стремился разрешить в своих исследованиях, часто выходили за рамки собственно социологической проблематики, являясь философскими в самой своей постановке.

  1. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества

     Тема  социальной солидарности – главная тема социологии Дюркгейма. По существу, солидарность для него – синоним общественного состояния. Его первый лекционный курс в Бордоском университете был посвящен проблеме социальной солидарности, а первая книга – обоснованию «солидаризирующей» функции разделения труда. В своем исследовании самоубийства он связывал различные типы этого явления с различной степенью социальной сплоченности. Наконец, последнее значительное исследование французского ученого посвящено доказательству тезиса о том, что создание и поддержание социального единства – основная функция религиозных верований и действий.

     При жизни Дюркгейм издал четыре книги: «О разделении общественного труда» (1893), «Метод социологии» (1895), «Самоубийство» (1897) и «Элементарные формы религиозной  жизни» (1912). Книга «О разделении общественного труда» представляет собой публикацию успешно защищенной докторской диссертации автора.

     Для обоснования этого положения  Дюркгейм развивает теорию, которая  сводится к следующему. Если в архаических («сегментарных») обществах социальная солидарность основана на полном растворении индивидуальных сознаний в «коллективном сознании» («механическая солидарность»), то в развитых («организованных») социальных системах она основана на автономии индивидов, разделении функций, функциональной взаимозависимости и взаимообмене («органическая солидарность»), причем «коллективное сознание» здесь не исчезает, но становится более общим, неопределенным, его состояния становятся менее интенсивными, и оно действует в более ограниченной сфере.

     Вначале Дюркгейм рассчитывал на то, что со временем разделение труда само придет к своему «нормальному» состоянию и начнет порождать солидарность. Но уже ко времени опубликования «Самоубийства)» (1897) и особенно выхода второго издания книги «О разделении общественного труда» (1902) он приходит к мысли о необходимости социально-реформаторских действий по внедрению новых форм социальной регуляции, прежде всего посредством создания профессиональных групп (корпораций). Это нашло отражение в предисловии ко второму изданию книги.

     Так как общество часть природного мира, то и наука о нем – социология должна быть подобна наукам о природе. Ее цель – исследование устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей. Дюркгейм настаивает на применении в социологии объективных методов, аналогичных методам естественных наук. Дюркгейм отмечает, что социология должна изучать социальную реальность. Элементами социальной реальности являются социальные факты, совокупность которых и составляет общество.

     Социологию  Э. Дюркгейм делил на три основные сферы: социальную морфологию; социальную физиологию и общую социологию.

     Социальная  морфология аналогична анатомии: она  исследует общество с точки зрения его структуры, материальной формы или, во-первых, географической основы жизни народов, во-вторых, народонаселение, его объема, плотности, распределения по территории.

     Социальная  физиология исследует «жизненные проявления общества» и охватывает ряд частных социальных наук: 1) социологию религии; 2) социологию морали; 3) юридическую социологию; 4) экономическую социологию; 5) лингвистическую социологию; 6) эстетическую социологию.

     Общая социология подобно общей биологии, осуществляет теоретический синтез и устанавливает наиболее общие законы.

     Центральной социологической идеей, которая  практически проходит через всю  творчество Дюркгейма, является идея общественной солидарности. По существу, солидарность для него – синоним общественного состояния. В своем исследовании самоубийства он также связывал различные типы этого явления с различной степенью социальной солидарности. Решение проблемы солидарности у Дюркгейма связано, прежде всего, с ответом на вопрос: «Каковы те связи, которые объединяют людей друг с другом?».

     В своем исследовании самоубийства он связывал различные типы этого явления  с различной степенью социальной сплоченности. Данная проблема рассматривается  ученым, прежде всего в работе «О разделении общественного труда».

     Эта тема была постоянно в центре внимания социологии. Разделение труда – закон природы, подчеркивал Э. Дюркгейм, но он рассматривает этот вопрос не вообще, а с точки зрения соотношения личности и общества.

     В объяснении этой проблемы Дюркгейм отталкивается  от типичной для социологии ХIХ века идеи двух типов общества: традиционное и современное и выделяет два типа солидарности: механическую и органическую солидарность.

     Механическая  солидарность основывается на неразвитости и сходстве составляющих общество людей. Индивид в таком обществе не принадлежит сам себе.

     Органическая  солидарность порождается разделением  общественного труда и основана не на сходстве, а на различии индивидов. Если механическая солидарность предполагает поглощение индивида коллективом, то органическая солидарность – развитие личности. Именно разделению труда индивид осознает свою зависимость от общества. Рассматривая солидарность как высший моральный принцип, высшую универсальную ценность, Дюркгейм признавал и моральное разделение труда. Тем не менее любое современное общество, в котором господствует органическая солидарность, чревато опасностью разъединения и проблем и конфликтов.

Информация о работе Э. Дюркгейм