Исследования причин подросткового курения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:11, доклад

Описание

Для того чтобы эффективно противостоять приобщению школьников к вредной привычке – табакокурению, необходимо хорошо представлять себе причины, толкающие подростков к курению. Анализ социально-психологических условий возникновения и распространения курения является этапом и необходимым условием разработки эффективных профилактических программ. Эти причины изучались психологами, социологами, педагогам, медиками, особенно интенсивно в советское время в рамках санитарно-гигиенического просвещения.

Работа состоит из  1 файл

ИССЛЕДОВАНИЯ-ПРИЧИН-ПОДРОСТКОВОГО-КУРЕНИЯ.doc

— 40.50 Кб (Скачать документ)

 ИССЛЕДОВАНИЯ  ПРИЧИН ПОДРОСТКОВОГО КУРЕНИЯ

 

Для того чтобы эффективно противостоять приобщению школьников к вредной привычке – табакокурению, необходимо хорошо представлять себе причины, толкающие подростков к  курению. Анализ социально-психологических  условий возникновения и распространения курения является этапом и необходимым условием разработки эффективных профилактических программ. Эти причины изучались психологами, социологами, педагогам, медиками, особенно интенсивно в советское время в рамках санитарно-гигиенического просвещения. Из недостатков большинства этих работ можно отметить слабую интеграцию между медицинскими и социально-психологическими подходами: терминология, основные понятия, общетеоретические представления и т.п., которые использовали гигиенисты и психологи были трудно сопоставимы.

Среди основных выводов, к которым  пришли исследователи, можно выделить следующие. Риск приобщения к табакокурению  у подростков определяется главным  образом, следующими причинами.

1. Курение родителей школьника. Ребенок невольно, с раннего детского возраста фиксирует эту привычку родителей. Она закладывается в его сознание как черта облика родителя. Он научается связывать эмоционально-психологическое состояние родителей с тем, курят они, или нет, отмечать как изменяется состояние родителей после выкуренной сигареты. Поведенческий паттерн, связывающий изменение состояния родителей после выкуренной сигареты с возможным изменением отношения к себе, позволяет ребенку манипулировать родителями. Ребенок чувствует, что после выкуренной родителем сигареты от него можно с большим успехом чего-либо добиться, рассчитывать на исполнение пожеланий, просьб.

Закладывается в сознание ребенка не только визуальный образ  курящего родителя, но ощущения, связанные  с обонятельным анализатором. Ребенок ощущает запах курящего родителя и в подростковом возрасте легче связывает это со своим образом курящего человека.

Данные многих исследователей подтверждают, что число курящих  родственников в семье достоверно связано с курением школьников. Так, в семьях, где нет курящих, пробовали закурить 50,4 % мальчиков и 18,1 % девочек; в семьях, где курят три и более родственника - 85 % мальчиков и 37,5 % девочек. Сходная тенденция прослеживается и в отношении продолжающих курить: в семьях, где нет курящих родственников, курит 18,2 % мальчиков и 6 % девочек, тогда как в семьях, где имеется три и более курящих родственника - 57,4 % мальчиков и 32,5 % девочек. Особенно неблагоприятно сказывается на ребенке ситуация, когда курят оба родителя, особенно мать. По степени неблагополучия влияния на ребенка табакокурения родителей можно представить следующую шкалу (от наименьшего влияния к наибольшему):

1) курение отца

2) влияние этого на ребенка-мальчика

3) курение матери

4) влияние этого на ребенка-девочку

5) курение обоих родителей

6) влияние этого на двух и более детей в семье.

2. Привычное для семьи или отдельных ее членов (чаще – отца) злоупотребление алкоголем. Хорошо известно, что в семьях курящих родителей оно встречается значительно чаще. А о том, что эти две вредные привычки тесно взаимосвязаны говорить не приходится. Как правило, в неблагополучных семьях родители увлекаются и табакокурением, и злоупотребляют алкоголем. В основе этого – несоблюдение правил здорового образа жизни, беспечно-неграмотное отношение к собственному здоровью.

3. Велика и роль окружения подростка, включающего круг близких связей (“ближний круг”) и широкого круга общения (“дальний круг”). К первому относятся близкие друзья подростка. Именно во взаимоотношениях с ними закладываются наиболее устойчивые привычки, установки, интересы, ценностные ориентации. Это относится и к табакокурению. Роль близких друзей-подруг может быть как позитивной, так и негативной. Нелегко устоять в ситуации, когда все друзья-приятели курят, когда многие разговоры “крутятся” вокруг тематики курения, когда периодически происходит поиск курева и т.п. С другой стороны, у подростков, попавших в среду некурящих сверстников, больше шансов остаться интактными в отношении этой вредной привычки.

4. Круг интересов и  образ жизни во многом определяют риск приобщения к табакокурению, хотя он и находится в соподчиненной зависимости от ряда вышеперечисленных факторов. Подросток, занимающийся оздоровительной физкультурой, посещающий спортивные секции, старающийся в домашних условиях руководствоваться правилами здорового образа жизни, имеет несравненно более низкие шансы подпасть под влияние этого порока, чем входящий в альтернативные социологические группы.

Необходимо учитывать, что при сочетании нескольких факторов они значительно повышают общий риск табакокурения. Поэтому, составляя карту индивидуального  риска школьника в отношении  обретения привычки табакокурения, учителю, социальному педагогу, школьному  психологу необходимо учитывать все факторы, способствующие повышению риска табакокурения.

 

По данным российского  опроса подростков по проблеме табакокурения, подростки назвали множество  причин, объясняющих, почему их сверстники курят; чаще других (31%) называлось желание самоутвердиться, выглядеть независимо. В ответах на открытый вопрос, допускавший несколько ответов, наиболее часто встречались следующие:

  • желание быть похожими на взрослых, подражать взрослым (22%)
  • никотиновая зависимость (13%)
  • удовольствие от курения (14%)
  • “за компанию”, не выделяться из друзей, которые курят (12%)
  • любопытство / желание попробовать (10%)
  • нечем заняться / избыток свободного времени (7%)
  • курение помогает снять стресс (6%)
  • влияние сверстников (4%)

Объясняя свое желание  попробовать сигарету, курящие подростки склонны делать акцент на других факторах, нежели те, что они выдвигали на первый план, когда речь шла об их курящих сверстниках. Те, кто хотя бы раз пробовал курить, чаще всего объясняют это тем, что просто хотели попробовать (43%).

Таким образом, среди условий, влияющих на раннее распространение привычки табакокурения, можно выделить индивидуально-психологические, возрастно- психологические, а также социально-психологические (влияние семьи и референтной группы). Дальнейшее более детальное изучение психологических условий возникновения и распространения курения среди детей и подростков специалистами-психологами позволит выявить пусковые механизмы курения и повысить эффективность профилактики этой привычки.

Анализ причин того, почему не все дети, пробовавшие курить, становятся курильщиками, показывает, что для последних характерна большая вероятность иметь в своем окружении (семья, друзья) курящих, возможность самим покупать сигареты, считать, что сигареты приятны им и окружающим и меньшая вероятность считать, что курение вредно для здоровья. Лица, пробовавшие курить и не ставшие курильщиками, через два года после первичного обследования более часто выражали согласие с мнением о негативных последствиях курения.

 Основные выводы, сделанные исследователями проблемы табакокурения подростков на основе опросов, следующие.

1. Для того чтобы снизить уровень  курения среди подростков, нужно  снизить уровень курения среди  взрослых. Поэтому рекомендуется  направить усилия не на сугубо  подростковые профилактические программы (ибо, как показывает мировой опыт, такие программы, как правило, являются неэффективными), а на работу со взрослыми, в первую очередь родителями и учителями. Замечено, что в тех школах, где учителя не курят, ученики курят гораздо меньше.

2. Гораздо больше внимания надо  уделять проблеме защиты прав  некурящих. И у себя дома, и  в школьных туалетах они вынуждены  дышать табачным дымом. К тому  же они ошибочно считают себя  меньшинством и не умеют отстаивать  свои права.

3. Проблема прекращения курения остро стоит для многих подростков, но, к сожалению, эта проблема обычно игнорируется. Необходимо использовать имеющиеся средства и вовлекать новые, чтобы помочь подросткам избавиться от пагубной привычки.

4. Подростковое общественное мнение явно настроено в пользу более суровых мер в отношении курения. Это касается и запрета курения в общественных местах, и жесткого ограничения рекламы. Политикам стоит учесть это мнение.

5. Табачная индустрия использует  все средства для вовлечения  детей в табачное рабство, не останавливаясь даже перед противозаконной раздачей бесплатных сигарет некурящим подросткам. Это показывает все лицемерие якобы профилактических действий табачной индустрии. Любое сотрудничество с табачными баронами как минимум бессмысленно, ибо нет ни одного примера в мире, когда бы они поддержали действия, которые бы реально снизили распространенность курения.

6. Более активно необходимо вовлекать  в деятельность по предупреждению  табакокурения образовательные  учреждения, использовать их потенциал для воспитания негативного отношения подростков к курению. 

7. И, наконец, нужно шире использовать  огромный потенциал самих подростков. В ходе опроса выявлено, что  большая их часть хотят принять  участие в мероприятиях против  курения. Опыт программ, которые планировали и проводили сами подростки, показал, что они пользуются наибольшим успехом. Нужно лишь немного поддержать их и предоставить возможность жить свободной от табака жизнью.

 


Информация о работе Исследования причин подросткового курения