Использование визуальных методов в исследовании объекта социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 15:28, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования. Вопросы использования визуальных методов при исследовании объекта социальной работы является актуальной проблемой теории и практики социальной работы.
В науке визуальные методы – это специфические методы сбора информации об изучаемом социальном объекте путем непосредственного восприятия (наблюдения) и прямой регистрации всех факторов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования.

Содержание

Введение
1. ВИЗУАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ
1.1. Понятие и виды визуальных методов исследования социальных объектов. Использование наблюдения при исследовании объектов социальной работы
1.2. Нормативно-правовые аспекты использования визуальных методов в исследованиях социальных объектов
1.3. Этические аспекты использования визуальных методов в исследованиях социальных объектов и объектов социальной работы
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИЗУАЛЬНЫХ МЕТОДОВ В ИССЛЕДОВАНИИ ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: ОПЫТ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ГРУППОВЫМИ ЗАНЯТИЯМИ С ВОСПИТАННИКАМИ СОЦИАЛЬНОГО ПРИЮТА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «МАРИНА»
2.1. Методика проведения визуального наблюдения и регистрация его результатов
2.2. Результаты проведенного исследования эффективности групповых занятий с детьми и подростками с использованием наблюдения
Заключение
Приложение 1. БЛАНК РЕГИСТРАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ НАБЛЮДЕНИЯ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ
Приложение 2.

Работа состоит из  1 файл

визуальные методы исследования.docx

— 95.09 Кб (Скачать документ)

Использование визуальных методов в исследовании объекта  социальной работы

Курсовая  работа

Введение

1. ВИЗУАЛЬНЫЕ  МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЕ  МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ  ОБЪЕКТОВ

1.1. Понятие и виды визуальных  методов исследования социальных  объектов. Использование наблюдения  при исследовании объектов социальной  работы

1.2. Нормативно-правовые аспекты использования  визуальных методов в исследованиях  социальных объектов

1.3. Этические аспекты использования  визуальных методов в исследованиях  социальных объектов и объектов  социальной работы

2. ПРАКТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИЗУАЛЬНЫХ  МЕТОДОВ В ИССЛЕДОВАНИИ ОБЪЕКТОВ  СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: ОПЫТ НАБЛЮДЕНИЯ  ЗА ГРУППОВЫМИ ЗАНЯТИЯМИ С  ВОСПИТАННИКАМИ СОЦИАЛЬНОГО ПРИЮТА  ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «МАРИНА»

2.1. Методика проведения визуального  наблюдения и регистрация его  результатов

2.2. Результаты проведенного исследования  эффективности групповых занятий  с детьми и подростками с  использованием наблюдения

Заключение

Приложение 1. БЛАНК РЕГИСТРАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ  НАБЛЮДЕНИЯ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ

Приложение 2.

Использованная  литература

Введение

Актуальность  исследования. Вопросы использования визуальных методов при исследовании объекта социальной работы является актуальной проблемой теории и практики социальной работы.

В науке визуальные методы – это специфические методы сбора информации об изучаемом социальном объекте путем непосредственного  восприятия (наблюдения) и прямой регистрации  всех факторов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки  зрения целей исследования.

В теории и практике социальной работы изучаемыми объектами  являются люди, нуждающиеся в социальной защите, помощи и поддержке со стороны  общества, а также их реакции, формы  поведения, процессы их взаимодействий, значимые с точки зрения достижения целей и задач социальной работы.

При этом визуальные методы изучения этих объектов играют очень важную роль в социальной работе. Специалист, профессионально оказывающий  помощь людям, должен отличаться от других профессионалов не только специальными знаниями, но и склонностью к особому  видению, особому отношению к  своим клиентам [2; 113]. С одной стороны, он должен знать, признавать и уважать  их права как личностей, даже если они находятся в самом бедственном и невыгодном положении, а это обуславливает необходимость выработки у себя позиции не «над», а «рядом и вместе». С другой стороны, внутренний мир каждого человека настолько своеобразен и неповторим, что совершенно недопустимо предъявлять к нему только общие мерки, приписывать собственное видение и понимание ситуаций. Для установления партнерских отношений специалист учреждения социального обслуживания, будь то социальный работник, социальный педагог или психолог, должен учиться смотреть на мир глазами того человека, той семьи, того ребенка, которые оказались в трудной жизненной ситуации. А потому они должны уметь постоянно анализировать любую ситуацию, стараться увидеть ее с самых разных точек зрения. Это позволяет более полно и верно воспринимать потребности и проблемы конкретных клиентов, семей и применять методы помощи, эффективные именно для них, вырабатывать нетривиальные, только для них подходящие модели социальных и внутрисемейных взаимодействий.

Поэтому использование  визуальных методов – это один из наиболее эффективных приемов  исследования объектов социальной работы. Однако при их практическом использовании  существует ряд важных особенностей.

Сегодня у российской и международной общественности особую озабоченность вызывает отсутствие надлежащего правового контроля в области научного экспериментирования [8; 110]. Одной из причин этого является не достаточно высокий уровень правовой культуры и этического самосознания у исследователей, особенно если они не относятся к медикам. Поэтому изучение нормативно-правовых и этических аспектов в области проведения исследований с привлечением в качестве объекта человека является сегодня актуальным научным вопросом.

Другим актуальным научно-практическим вопросом является проблема фиксации результатов визуального  наблюдения и их обобщения в систематизированном  виде. Визуальное восприятие действительности является способностью любого зрячего  человека. Однако способность к систематизации и обобщению наблюдаемых явлений  и процессов возникает только при наличии умений их структурировать  с помощью определенной методики фиксации (регистрации) и последующего анализа результатов наблюдений.

Исходя из актуальности поставленной научной проблемы, в  данной работе были определены соответствующие  объект, предмет и цель исследования.

Объект  исследования – визуальные методы исследования как средства достижения научных и научно-практических знаний о социальных объектах и процессах.

Предмет исследования – методологические, нормативно-правовые, этические и практические аспекты использования визуальных методов в исследовании объектов социальной работы.

Цель  исследования – изучить особенности использования визуальных методов в исследовании объектов социальной работы и выработать рекомендации по их использованию в практике специалистов учреждений социального обслуживания населения.

При формулировании цели исследования была выдвинуты следующие гипотезы:

1)      В процессе научно-исследовательского и практического изучения объектов социальной работы с применением визуальных методов исследования важную роль имеют нормативно-правовые, этические и практические аспекты их использования.

2)      Внедрение в практику социальных работников и других специалистов учреждений социального обслуживания использование визуальных методов исследования имеет большие перспективы. Однако специалисты на этом пути, вероятно, сталкиваются с рядом трудностей организационного, методологического и методического характера.

3)      Вероятные трудности, возможно, связаны с отсутствием у специалистов соответствующих методик по проведению типовых стандартизированных наблюдений и анализу их результатов, а также с неразработанностью инструментария (стандартизированных бланков, протоколов и пр.) по регистрации результатов таких наблюдений.

Исходя из цели и  гипотезы исследования, в данной работе были сформулированы соответствующие задачи исследования:

1)      Раскрыть сущность использования визуальных методов в исследовании объектов социальной работы.

2)      Определить основные виды визуальных методов исследования и их основные особенности.

3)      Изучить нормативно-правовые и этические аспекты использования визуальных методов исследования.

4)      Изучить методику проведения исследования социальных объектов с помощью визуальных методов.

5)      Овладеть практическими навыками проведения исследований объектов социальной работы с использованием визуальных методов.

6)      Разработать и апробировать авторскую методику проведения исследования объектов социальной работы с помощью визуальных методов, включая разработку процедуры и соответствующего инструментария (бланк регистрации результатов наблюдения).

Методологическую  основу исследования составили системный подход и методология проведения конкретных социологических исследований (КСИ).

Методы  исследования, использованные в работе: анализ, синтез, моделирование; анализ нормативно-правовых документов, контролируемое структурализированное наблюдение, сравнительный анализ.

Экспериментальная база исследования - социальный приют для детей и подростков Авиастроительного района г.Казани «Марина».

Относительная новизна исследования заключается в том, что в данной работе подробно раскрыты и обобщены нормативно-правовые и этические аспекты проведения наблюдений и других исследований с привлечением в качестве объекта человека, а также в разработке авторской методики проведения наблюдений за групповыми занятиями с соответствующим инструментарием по фиксации их результатов в стандартном виде - на специальном бланке регистрации результатов наблюдений групповых занятий.

Практическая  значимость исследования. Разработанная и апробированная в данной курсовой работе методика проведения наблюдения за групповыми занятиями и с прилагаемым соответствующим инструментарием могут быть внедрены в практическую деятельность специалистов, ведущих групповые занятия с детьми и подростками, другими категориями граждан, обслуживаемыми в учреждениях социального обслуживания.

Структура работы состоит из введения, двух разделов, заключения, библиографического списка и приложения. В первом разделе, состоящем из трех подпунктов, освещены теоретические аспекты использования визуальных методов исследования объектов социальной работы; представлены нормативно-правовые и этические аспекты их использования. Во втором разделе, состоящем из двух подпунктов, описаны основные требования, предъявляемые к практическому проведению исследований с использованием метода наблюдения, а также представлены авторская методика и анализ результатов, полученных в ходе проведения экспериментального наблюдения за групповыми занятиями воспитанников социального приюта для детей и подростков Авиастроительного района г.Казани «Марина». В заключении представлены основные выводы по проделанной работе. Список использованной литературы насчитывает 33 источника. В конце работы прилагается образец апробированного бланка регистрации результатов наблюдения за групповыми занятиями. 

 

1. ВИЗУАЛЬНЫЕ  МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЕ  МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ  ОБЪЕКТОВ

1.1. Понятие  и виды визуальных методов  исследования социальных объектов. Использование наблюдения при  исследовании объектов социальной  работы

Визуальные методы – это специфические методы сбора  информации об изучаемом социальном объекте путем непосредственного  восприятия (наблюдения) и прямой регистрации  всех факторов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки  зрения целей исследования.

Визуальные методы, в зависимости от того, применяются  ли они с помощью технической  аппаратуры (фото-, кино-, видеоаппаратура) или без нее, делятся на опосредованные инеопосредованные. Основным видом визуальных методов, неопосредованных техническими средствами, является наблюдение.

Наблюдение –  это метод сбора информации об изучаемом социальном объекте путем  непосредственного визуального  восприятия и прямой регистрации  исследователем всех факторов, касающихся изучаемого объекта и значимых с  точки зрения целей исследования. Систематичность, планомерность и  целеустремленность - характерные черты  наблюдения как метода исследования социальных объектов [27; 308].

В науке виды наблюдения классифицируют по степени формализации процедуры (на неструктурализированные и структурализированные), по положению наблюдателя (включенные иневключенные), по месту и условиям организации (на полевые и лабораторные), по регулярности проведения (на систематические и случайные) [27; 459].

Особенность наблюдения как вида исследования и метода сбора  первичной информации об объекте  – способность анализировать  и воспроизводить жизненный процесс  во всем его богатстве и разнообразии, поставлять разносторонние, порой весьма «обнаженные» впечатления об исследуемом  объекте. В ходе него могут фиксироваться  характер поведения, жесты, мимика лица, выражение эмоций отдельных людей  и целых социальных групп. Нередко  наблюдение используют наряду с иными  методами сбора информации, одухотворяя  бесстрастные колонки цифр – результаты разных опросов и пр. [13; 19].

Наиболее известными случаями использования визуальных методов исследования в практике социальной работы является осмотр жилищных условий клиентов специалистами  органов опеки и попечительства и работниками центров социальной помощи семье и детям: изучение условий  проживания детей в конкретных семьях, проведение социального патронажа  неблагополучных семей и т.д.

При социальном патронаже  объектом наблюдения выступают явления  и процессы, связанные с переходом  проблемных и кризисных семей  к более благополучному состоянию: реакции и социальные установки  членов таких семей, их психологическая  готовность к изменению ситуации, конкретные проблемы, с которыми они  сталкиваются, а также предпринимаемые  ими шаги и действия по устранению этих проблем и препятствий и  т.д. [3; 17].

Особенно эффективным  наблюдение оказывается при исследовании особенностей взаимодействий взрослых членов таких семей с детьми. В  этом случае специалист присматривается  к тем ситуациям, которые отражают взаимоотношения ребенка с родителями, способы принятого ими обращения  друг с другом и пр.

Например, некоторые  родители бывают полностью безучастны и к детям, и к их воспитанию. Разглядеть подобную позицию нетрудно, ее обычно и не маскируют. Если не беспокоить и не трогать таких родителей, сами они ни с чем, кроме просьб о материальной помощи, не обратятся  ни в центр, ни в другие социальные службы. Добиться от них хотя бы проблесков желания заниматься детьми, заботиться об их здоровье, поведении, обеспечении  – значит сделать важный шаг на пути к их собственному преображению.

Как правило, во время  посещения родителями центра социальной помощи все это проявляется очень  выразительно. Наблюдения в данных ситуациях дают возможность выяснить многие вопросы, включая:

- что родители  считают важным для себя и  своего ребенка в работе центра, как они понимают назначение  и цели социальной работы и  помощи – об этом свидетельствуют,  например, их вопросы или отсутствие  таковых, просьбы, претензии, предъявляемые  отдельным специалистам, администрации  и т.д.;

Информация о работе Использование визуальных методов в исследовании объекта социальной работы