Интервью как метод сбора эмпирических данных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 12:24, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – дать оценку интервью как методу сбора эмпирических данных.
Задачами работы в связи с указанной темой являются:
 Определение специфики метода интервью
 Дать характеристику основным классификациям интервью
 Выявить основные этапы проведения интервью.

Содержание

Введение.....................................................................................................................4
Глава 1. Интервью как метод сбора информации...........5
Глава 2. Классификация интервью………………………………….8
2.1 Неформализованное интервью………………………………………………………….. 8
2.2 Полуформализованное интервью………………………………………………….….….9
2.3 Формализованное интервью…………………………………………………………...…11
Глава3. Этапы проведения интервью………………………...….13
3.1 Подготовка к интервью………………………………………………………………...…13
3.1.1 Прфессиональные качества интервьюера и его общесоциологическая подготовка…………………….……13
3.1.2 Формулировка вопросов…………………………………………………………..15
3.2 Начало интервью………………………………………………………………….………18
3.3 Основная часть……………………………………………………………………………19
3.4 Завершение интервью…………………………………………………………….….….20
Заключение…………………………………………………………………………….23
Список используемых источников…………………………….…24

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 128.00 Кб (Скачать документ)


23

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Дзержинский филиал

Кафедра «Гуманитарных и социальных дисциплин»

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Прикладная социология»

 

Интервью как метод сбора эмпирических данных

 

 

 

                                                                           

Специальность: 080504.65

«Государственное и муниципальное управление»

Выполнил:

 

Научный руководитель:             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дзержинск

2010 г.

РЕЦЕНЗИЯ

Вопросы оценки:

1.       Соответствие работы выбранной в соответствии с заданием теме_________________________________________________________________

                               (соответствует, не соответствует)1

2.       Обоснование актуальности работы 2______________________________________

3.       Логичность общих выводов в заключении_________________________________

                                                                                                                (актуальна, неактуальна)

4.Правильность выбора основной цели работы и соответствие задач, поставленных для достижения цели______________________________________________________

5              Научная новизна_______________________________________________________

6        Правильность проводимых расчетов (для проектов)_________________________

7        Самостоятельность в работе ____________________________________________

8              Правильность оформления работы в соответствии с методическими указаниями руководителя_______________________________________________________________

9              Своевременность представления работы руководителю: _____________________

                                                                                                       (своевременно, с опозданием)

10.   Логичность общих выводов в заключении_________________________________

Общая оценка за работу - ___________________________________________________

Научный руководитель работы ________________________________________________

                                                  (ученая степень, звание, подпись, расшифровка подписи)

«___»______________200__г.

Примечания:

1.         Оценка за работу выставляется в ведомость по пятибалльной системе как среднее арифметическое из суммы всех полученных оценок.

2.         При получении неудовлетворительных оценок по пунктам 1 или 8, работа оценивается неудовлетворительно и возвращается на доработку.

3.         При несвоевременной сдаче контрольной работы руководителю общая оценка снижается на 1 балл.

4.         Работа должна быть представлена руководителю для рецензирования не позднее, чем за 10 дней до начала экзаменационной сессии.

5.         Студент, не выполнивший работу к экзамену (зачету) не допускается.

 

 

1 критерии оценки соответствия:

- не соответствует – неудовлетворительно - работа возвращается для устранения

недостатков – более 25% работы содержит материал, не имеющий к ней отношения (определяется от общего количества параграфов)

- соответствует - т.е. менее 25% работы содержит материал, не имеющий к ней отношения (определяется от общего количества параграфов)

Данный пункт на суммарную оценку не влияет, если недостаток устранен студентом до сдачи работы в указанный срок.

2 при обосновании актуальности курсовой работы оценка определяется по следующим критериям:

тема актуальна – если студентом дана:

 

 

Оглавление

 

Введение.....................................................................................................................4

Глава 1. Интервью как метод сбора информации...........5

Глава 2. Классификация интервью………………………………….8

2.1 Неформализованное интервью………………………………………………………….. 8

2.2 Полуформализованное интервью………………………………………………….….….9

2.3 Формализованное интервью…………………………………………………………...…11

Глава3. Этапы проведения интервью………………………...….13

3.1 Подготовка к интервью………………………………………………………………...…13

       3.1.1 Прфессиональные качества интервьюера и его общесоциологическая     

      подготовка…………………………………………………………………………….……13                           

       3.1.2 Формулировка вопросов…………………………………………………………..15

3.2 Начало интервью………………………………………………………………….………18

3.3 Основная часть……………………………………………………………………………19

3.4 Завершение интервью…………………………………………………………….….….20

Заключение…………………………………………………………………………….23

Список используемых источников…………………………….…24

 


Введение


      Всякая беседа предполагает обмен мнениями, положения собеседников при этом равнозначно. Интервью же – это не обмен мнениями, а получение информации от одного лица – опрашиваемого. В отличие от беседы, роли участников интервью совершенно различны: опрашиваемый выступает как объект исследования, другой – как субъект. Следовательно, – интервьюер нацелен на получение информации, поэтому обмен мнениями в интервью чаще всего недопустим.  Интервью иногда объявляют ненадежным инструментом ввиду двойной субъективности получаемых сведений: субъективности их источника и субъективности воспринимающего их интервьюера.

      При  интервьюировании  контакт  между  исследователем  и  респондентом

осуществляется   при   помощи   интервьюера,   который    задает    вопросы,

предусмотренные исследователем, организует  и  направляет  беседу  с  каждым

отдельным человеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции.Этот

метод опроса требует больших затрат времени и  средств,  чем  анкетирование,

но вместе с тем повышается надежность собираемых данных за  счет  уменьшения

числа неответивших и ошибок при заполнении вопросников.

Таким образом, тема данной работы является весьма актуальной.

   Цель данной работы – дать оценку интервью как методу сбора эмпирических данных.

Задачами работы в связи с указанной темой являются:

        Определение специфики метода интервью

        Дать характеристику основным классификациям интервью

        Выявить основные этапы проведения интервью.

Глава 1. Интервью как метод сбора информации

 

Специфика метода состоит прежде всего в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений. Различают несколько разновидностей опроса: письменный (анкетирование) и устный (интервьюирование), очные и заочные (почтовые, телефонные, прессовые), экспертные и массовые, выборочные и сплошные (например, референдум), общенациональные, региональные, локальные и др. В их основе лежит совокупность предлагаемых опрашиваемым вопросов, ответы на которые и образуют первичную информацию. В данной работе речь пойдет о методе интервью и о его применении в социологии.

              В социологии существует множество определений этого метода,  причем каждое из них акцентирует внимание на чем-то особенном. Например, по мнению В.А. Ядова, интервью - это «проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов последнего производится либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку)». Но это определение охватывает, пожалуй, лишь формализованные интервью, т.к. предполагается определенный заданный план. Более общим кажется определение, которое дает В.И. Добреньков: «Интервью – это метод получения необходимой информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера с респондентом.» Из этого видно, что автор концентрирует внимание в первую очередь на беседе как основе интервью.

Каждый вариант опроса представляет собой одну из наиболее сложных разновидностей социально-психологического общения, обусловленного рядом обстоятельств: содержанием анкеты или интервью, то есть перечнем вопросов, в которых реализован предмет исследования; качеством работы анкетёра или интервьюера; сосредоточенной работы респондента над предложенными вопросами; психологическим состоянием респондента в момент проведения опроса, атмосферой, в которой проводится беседа. Важно не забывать о психологическом факторе, который играет большую роль в проведении интервью, т.к. зачастую от морального, психологического состояния респондента  зависит качество получаемой интервьюером информации.

Метод интервью и по сей день продолжает оставаться одним из основных способов сбора информации. Предметные области, для изучения которых он использовался и используется, преследуемые при этом цели, контингент опрашиваемых – чрезвычайно многообразны. Наряду с широкой практикой использования этого метода, усилия множества научных коллективов были направлены на разработку эффективной методологии интервью и совершенствования процедур, техники и приемов интервьюирования.

При интервьюировании контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и фиксирует полученные ответы. Этот метод опроса требует больших затрат времени и средств, чем анкетирование, т.к.техника его проведения сложнее, но вместе с тем повышается надежность собираемых данных за счет уменьшения числа неответивших и ошибок при заполнении вопросников. Кроме того, с помощью анкеты социолог получает прежде всего «поверхностный» слой мнений, в то время как интервью дает возможность исследовать глубинные мотивы и мнения. Анкетный опрос в ряде случаев – это разновидность строго формализованного интервью, которое предполагает детальную разработку всей процедуры опроса (включает в себя общий план беседы, последовательность вопросов, варианты предполагаемых ответов), что мы и наблюдаем при проведении анкетирования. Ведь анкетный опрос тоже может выступать в качестве беседы: не всегда респондент заполняет анкету самостоятельно – зачастую опрос построен в виде разговора, в ходе которого  интервьюер заполняет анкету со слов респондента; кроме того в последнее  время часто стали применяться телефонные опросы. Преимущества интервью перед анкетным опросом раскрываются в полной мере при использовании свободных (неформализованных) и полуформализованных его вариантов.

Интервью широко распространено в современной жизни. Сфера применения этого метода чрезвычайно обширна и разнообразна: интервью используется в социологии, психологии, журналистике, статистике, этнографии, педагогике, управлении и др. науках.  В зависимости от цели исследования, от исследуемого объекта применяют различные виды интервью. О разновидностях интервью речь пойдет в следующей главе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Классификация интервью

 

В прикладной социологии в зависимости от техники проведения различают три вида интервью: формализованное, полуформализованное и свободное. Формализованное (максимально структурированное) интервью представляет самый простой вид интервью, который в силу этого чаще используется на практике. По мере мере того, как значимость способа проведения и структуры интервью снижается, оно становится все более свободным, открытым. Я бы хотела рассмотреть несколько вариантов проведения интервью: от максимально стандартизованного до минимально стандартизованного или открытого.

 

2.1 Неформализованное интервью

 

              Формализованное интервью (стандартизованное) - самая распространенная разновидность интервьюирования. В этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией, предназначенной для интервьюера. При использовании этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности.  Оно предназначено для получения однотипной информации от каждого респондента. Ответы всех респондентов должны быть сравнимы и поддаваться классификации. Это означает, что различия и сходство в ответах должны отражать действительные различия и сходство между респондентами, а не различия, вызванные задаваемыми вопросами или тем, как эти вопросы были поняты. Стандартизованное интервью может использоваться для многих целей, включая определение общественного мнения по широкому кругу вопросов, выяснение потребительских предпочтений, стереотипов поведения, а также множества других целей, включающих получение количественной информации. Кроме этого, данный вид интервью очень удобен в случае, когда письменный опрос становится затруднительным вследствие разнородности аудитории, необходимости пояснить многие вопросы с учетом различий в образовании респондентов, особенностей физических условий проведения опроса (например, на улице, где респондент может торопиться, быть занят своими мыслям  и т.п.). Как правило, для проведения такого рода интервью не пользуются услугами профессионалов. В качестве интервьюеров могут выступать совершенно разные по роду занятий люди, не связанные с социологией как таковой. Более того, на должность интервьюра в такого рода опросе не рекомендуется приглашать людей с социологическим образованием. Считается, что в этом случае интервьюер будет «подавлять» респондента обилием социологических терминов, волей-не-волей будет давать оценку ответам респондента, что может негативно повлиять на обстановку проведения интервью и, как следствие, - на качество получаемых ответов.

Информация о работе Интервью как метод сбора эмпирических данных