Интегральная социология П. Сорокина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 00:32, реферат

Описание

Сорокин Питирим Александрович (1889~1968 гг.). Многие годы в мировой социологии классической считалась его работа «Современные социологические теории» (1928), переведенная на 11 языков. П.А. Сорокин анализировал основные социологические школы, сложившиеся в XIX в., и их судьбы в XX в. Он выделил следующие школы и направления.
1. Механическая школа (социальная механика, социальная физика, социальная энергетика, математическая социология В.Парето).
2. Синтетическая и географическая школы Ф. Ле Пле.

Содержание

Введение
1. Система социологии. Интегральная социология П. Сорокина
3. Теория социальной мобильности
4. П. Сорокин о социокультурной динамике
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

Документ WordPad.doc

— 87.21 Кб (Скачать документ)

ПЛАН 

Введение 

1. Система социологии. Интегральная социология П. Сорокина 

3. Теория социальной мобильности 

4. П. Сорокин о социокультурной динамике 

Заключение 

Литература 

ВВЕДЕНИЕ 

Сорокин Питирим Александрович (1889~1968 гг.). Многие годы в мировой социологии классической считалась его работа «Современные социологические теории» (1928), переведенная на 11 языков. П.А. Сорокин анализировал основные социологические школы, сложившиеся в XIX в., и их судьбы в XX в. Он выделил следующие школы и направления. 

1. Механическая школа (социальная механика, социальная физика, социальная энергетика, математическая социология В.Парето). 

2. Синтетическая и географическая школы Ф. Ле Пле. 

3. Географическая школа. 

4. Биологическая школа (биоорганическая ветвь, расизм, социал-дарвинизм). 

5. Биосоциальная (демографическая) школа. 

6. Биопсихологическая школа (инстинктивистская социология). 

7. Социологическая школа (неопозитивистская ветвь, Э. Дюркгейм, Л. Гумплович, формальная социология, экономическая интерпретация истории, К. Маркс). 

8. Психологическая школа (бихевиоризм, инстинктивизм, интроспекционизм). 

9. Психосоциологическая школа (различные интерпретации социальных явлений в терминах культуры, религии, права и т.д.; экспериментальные исследования и др.) Радугин А.А. Социология. Курс лекций. Электронный учебник. С. 136.. 

В ряде работ П.А. Сорокин дал широкую картину развития социологии в России. После высылки из страны в Америке он опубликовал статьи о состоянии русской социологии, достижения которой связывал с деятельностью четырех важнейших социологических направлений: субъективного; марксистского; историко-экономического; юридического.  

Цель данного реферата - дать характеристику социологических взглядов Питирима Сорокина. В связи с поставленной целью можно выделить следующие задачи: 

· Ознакомиться с некоторыми работами П. Сорокина; 

· Рассмотреть теории социальной мобильности и социокультурной динамики; 

· Изучить учебную и научную литературу по данному вопросу; 

· Сделать заключение по итогам работы. 

1. СИСТЕМА СОЦИОЛОГИИ. ИНТЕГРАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ П. СОРОКИНА 

Питирим Сорокин делил социологию на теоретическую и практическую. Теоретическую социологию он в свою очередь делил на три отдела: 

· социальную аналитику,  

· социальную механику  

· социальную генетику. 

Социальная аналитика изучает строение (структуру) социального явления и его основные формы. Она делится на 2 подотдела:  

· социальная аналитика, изучающая строение простейшего социального явления; 

· социальная аналитика, изучающая строение сложных социальных единств, образованных путем той или иной комбинации простейших социальных явлений Сапов В.В. Питирим Сорокин: моментальный снимок на фоне России и Америки// Социологические исследования. 2003. № 2. С. 140.. 

Таким образом, социальная аналитика есть учение о социальных явлениях, рассматриваемых, во-первых, статистически, во-вторых, изучаемых с точки зрения их строения Сорокин П.А. Система социологии. Т 1. С. 103..  

Предмет социальной механики (или социальной физиологии) - процесс взаимодействия людей, иными словами, - поведение людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется. Она делится на 3 части: 

· Учение о раздражителях человеческого поведения и факторах социальных процессов.  

· Изучение процессов, совершающихся в среде данного населения. 

· Механика социальных процессов на анализе судеб личности с момента ее появления и до момента ее смерти. 

Социальная генетика изучает развитие социальной жизни, её отдельных сторон и институтов. Понятно, что развитие социального явления определяется его строением (структурой) и взаимодействием с другими явлениями, так что социальная генетика как бы содержит в себе социальную аналитику и социальную механику. 

Практическая социология характеризуется П. Сорокиным как прикладная дисциплина. Опираясь на законы, которые формулирует теоретическая социология, она должна помогать обществу и человеку управлять социальными силами в соответствии с поставленными целями. Практическая социология проявляется в сущности как социальная политика, направляет и обосновывает последнюю Радугин А.А. Социология. Курс лекций. Электронный учебник. С. 137.. Рассуждая о роли практической социологии, Сорокин пишет: «Социальная политика, подобно прикладной медицине, должна быть системой рецептуры, указывающей точные средства для борьбы с социально-психическими болезнями, для рациональных реформ во всех областях общественной жизни Сорокин П.А. Система социологии. Т 1. С. 103.». 

Объектами изучения социологии Сорокина являются прежде всего социальное поведение и деятельность людей, социальные группы и структура общества в целом, а также происходящие в нём процессы. В то же время вся общественная жизнь и все социальные процессы могут быть разложены, по словам Сорокина, на явления и процессы взаимодействия двух или большего числа индивидов. Вот эти - то взаимодействия людей и объявляются им непосредственно предметом изучения социологии. Речь идёт о психико-рефлекторном взаимодействии индивидов, проявляющемся внешне в их поведении и деятельности. 

Предметом непосредственного изучения социологии Сорокина выступает взаимодействие двух или более лиц, образующих так называемые малые группы. Из такого рода элементарных взаимодействий складываются различного рода социальные процессы. 

Взаимодействие двух индивидов характеризуется Сорокиным как простейшее социальное явление. Оно имеет место тогда, когда изменение психических переживаний или внешних актов одного индивида вызывается переживаниями и внешними актами другого. Такие взаимодействия называются Сорокиным «социальными клеточками», из которых образуются все остальные, более или менее сложные общественные явления Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс, 2001. С. 304. . 

Анализу простейших социальных взаимодействий и посвящён по сути весь первый том «Системы социологии» П. Сорокина. Во втором её томе исследуются «сложные социальные агрегаты», разного рода социальные группы, их строение и взаимодействия. 

П.А. Сорокин активно вводил в общественные науки идеи интегрализма или комплексного, синтетического, объединительного подхода к изучению общества и человека. Он предлагает изучать общество как с точки зрения объективных изменений социокультурных суперсистем, так и с точки зрения интегральной сущности человека.  

П.А.Сорокин видел три типа суперсистем:  

· спиритуалистическая, в которой на первом месте стоят сверхчувственная реальность и истина;  

· сенсуалистическая, в которой источником и мерой всех вещей признается чувственность, ощущение;  

· идеалистическая, основанная на синтезе интуиции, разума и чувственности Радугин А.А. Социология. Курс лекций. Электронный учебник. С. 142..  

П.А. Сорокин рассматривает действительность как бесконечное множество различных качеств и количеств: духовных и материальных, меняющихся и неизменных и т.д. Наивысшей формой действительности он считает активное разумное творческое начало -- Бесконечное Творческое X.  

С точки зрения способов познания П.А. Сорокин различает: 

эмпирический аспект действительности (постигаемый опытом); 

рациональный (постигаемый разумом, то есть посредством логики и математики); 

сверхчувственно-сверхрациональный (постигаемый творческим озарением и интуицией); 

Наиболее полной является истина, полученная через все три эти аспекта, а не какой-либо один из них. 

Сам человек -- тоже интегральное существо. Он и познающий субъект, и рациональный мыслитель, и сверхчувственное и сверхрациональное существо, активный участник творческого X всей Вселенной. Человек не только сознательное творенье, но и сверхсознательный творец, создающий явления культуры, отличающиеся от явлений неживой природы и органического мира. Этот культурный мир существенно изменил поверхность земли и уже простирает своё влияние к Космосу Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс, 2001. С. 309.. 

Важнейшей компонентой суперорганического мира является смысл. Высшей интегральной смысловой ценностью является единство Правды (Истины), Добра (неэгоистической любви) и Красоты (эстетических ценностей, произведений искусства). 

Таким образом, интегрализм П.А. Сорокина выступает не только как познавательная, но и морально-этическая доктрина. И эти понятия для него неразделимы. Каждая открытая истина, согласно П.А. Сорокину, это одновременно вклад в добро и красоту. Любой акт неэгоистической любви (добра) обогащает мир правды и красоты.  

В то же время П.А. Сорокин констатирует, что за последние столетия деятельность человечества в области истины (научные открытия) и красоты (произведения искусства) опережала деятельность в области добра (неэгоистической любви). Поэтому ему не удалось открыть пути для морального облагораживания суперорганического мира и контроля над своими животными пристрастиями. В современную эпоху это накладывается на смену фаз социокультурной суперсистемы западной части суперорганического мира. В результате совместного действия двух этих причин встал вопрос о самом выживании человеческой цивилизации. Выход из этого кризиса П.А. Сорокин видит в необходимости увеличения неэгоистической творческой любви и этики солидарности.  

2. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ 

Каждый человек перемещается в социальном пространстве, в обществе, в котором он живет. Всякое социальное перемещение происходить не беспрепятственно, а путем преодоления более или менее существенных барьеров. Даже переезд человека с одного места жительства на другое предполагает определенный период адаптации к новым условиям. Вопрос о социальной мобильности был детально рассмотрен П. Сорокиным. 

Согласно определению П.Сорокина, под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. Электронная книга. С. 31.. 

П. Сорокин различает два типа социальной мобильности:  

· горизонтальную; 

· вертикальную.  

Горизонтальная мобильность - это переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне. Во всех этих случаях индивид не меняет социального слоя, к которому он принадлежит, или социального статуса. Примером горизонтальной мобильности может служить смена гражданства или школы. Особенность горизонтальной мобильности заключается в том, что переход происходит без каких-либо заметных изменений социального положения индивида 

Наиболее важным процессом является вертикальная мобильность, представляющая собой совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой. Сюда входит, например, служебное повышение, существенное улучшение благосостояния или переход в более высокий социальный слой, на другой уровень власти. 

В зависимости от направления перемещения существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая. В соответствии с этим есть нисходящие и восходящие течения экономической, политической и профессиональной мобильности. Восходящие течения профессиональной, экономической и политической мобильности существуют в двух основных формах:  

· Индивидуальный подъем, или перемещение индивидов из низшего слоя в высший; 

· Создание индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта. 

Информация о работе Интегральная социология П. Сорокина