Институт семьи и брака в традиционном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 11:46, реферат

Описание

В ходе культурно-исторического развития изменялась не только форма семейно-брачных отношений, но и само содержание этих отношений, в частности, между мужем и женой. С возникновением моногамии это изменение в большей степени носило качественный характер. Рассмотрение причин возникновения тех или иных форм брака представляет интерес для культурно-исторического анализа, рассмотрения причин кризиса семьи в настоящее время. Таким образом, цель исследования можно представить как изучение типов брака и семьи в традиционном обществе, эволюции семейно-брачного института.

Содержание

Содержание

Введение
1.1. Классификация семьи
1.2. Социальные функции семьи
1.3. Исторические типы брака
1.4. Выбор партнеров
1.5. Эволюция семьи и брака
1.6. Брак в древности
1.7. Европейский брак в средневековье и Возрождение
1.8. Внутрисемейные отношения по «Домострою»
1.9. Вдовство в традиционном обществе
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

жайнар.doc

— 117.50 Кб (Скачать документ)

       Министерство Образовании и Науки Республики Казахстан

                       Казахско-Американсский Университет 
 
 
 

    Реферат

На тему: Институт семьи и брака в традиционном обществе 
 
 
 
 
 
 

                            Выполнила: Маденова Ж.Т

                       Проверила: Оржанова У.К 
 
 

             Алматы 2011 

                                         Содержание

                                                                                                                    

         Введение                                                                                                    

       1.1. Классификация семьи                                                                        

       1.2.  Социальные функции семьи

       1.3. Исторические типы брака

       1.4. Выбор партнеров

    1.5. Эволюция  семьи и брака

           1.6. Брак в древности

            1.7. Европейский брак в средневековье и Возрождение

            1.8. Внутрисемейные отношения по «Домострою»

            1.9. Вдовство в традиционном обществе 

  Заключение

  Список литературы 
 
 

 

               Актуальность проблемы исследования.

       Данная  проблема представляет собой интерес  для исследования, поскольку семья  является одним из пяти фундаментальных  институтов общества, придающим ему  стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – в группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, спортивную команду – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

       Поэтому когда мы говорим о важнейших  социальных институтах – столпах  общества, то в числе первых называем семью. Семья – главный институт общества. В свою очередь институт семьи включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и другие.

       Брак  – институт, регулирующий отношения  между полами. В обществе сексуальные отношения регулируются комплексом культурных норм. Конечно, половые отношения могут происходить вне, брака, а сам брак может существовать и без них. Однако именно брак в человеческом обществе считается единственно приемлемой,  социально одобренной и закрепленным законом формой, не только разрешенных, но обязательных сексуальных отношений супругов.

       В ходе культурно-исторического развития изменялась не только форма семейно-брачных  отношений,  но и само содержание этих отношений,  в частности,  между мужем и женой.  С возникновением моногамии это изменение в большей степени  носило качественный характер. Рассмотрение причин возникновения тех или иных форм брака представляет интерес для культурно-исторического анализа, рассмотрения причин кризиса семьи в настоящее время. Таким образом, цель исследования можно представить как изучение типов брака и семьи в традиционном обществе, эволюции семейно-брачного института. 

       Объект  исследования: социальный институт семьи  и брака.

       Предмет исследования: зарождение, история и развитие института брака и семьи.

       Задачи  исследования:

    1. рассмотреть классификацию семей и брака;
    2. изучить социальные функции семьи;
    3. рассмотреть исторические формы брака;
    4. проследить эволюцию семейно-брачных отношений.
 

       Методология исследования: в данной курсовой работе использованы методы изучения теоретических основ, описания, сравнения, анализа форм брака и семьи в традиционном обществе.

 

       

       1.1 Классификация семьи

       Семьи классифицируются по типам самыми разными  науками – социологией, статистикой, экономикой, антропологией, психологией.

     Согласно  антропологии, семьи делятся на консангвинальные и конъюгальные. Консангвинальная семья  состоит из кровных родственников, принадлежащих к нескольким поколениям. Отношения в такой семье делятся по мужской линии (патрилинейность) или по женской линии (матрилинейность). Независимо от того, по какой линии ведется родство, именно отношения между родственниками, а не отношения между мужем и женой (конъюгальность) выступают основой организации семьи. Супружеская пара проживает либо с родственниками жены (матрилокальность), либо сродственниками мужа (патрилокальность), дети могут принадлежать как семье жены, так и жене мужа.

     Конъюгальная  семья основана на супружеских, а  не на родственных отношениях. Родственники со стороны жены и мужа считаются частью данной семьи. Они признаются одинаково важными и включены в организацию семьи только как родственники жены или мужа, но не сами по себе. Дети принадлежат не родственникам жены или мужа, а супружеской паре. Если консангвинальная семья сохраняет себя благодаря преемственности поколений, то конъюгальная семья формируется заново с каждым следующим браком. По критерию местожительства конъюгальная семья относится к дислокальному браку. Это значит, что вновь созданная семья отделяется от родителей и живет в отдалении от них. Конъюгальная семья допускает более широкую свободу в исполнении семейных ролей. Американское, российское и европейское общества принадлежат к конъюгальному типу, а старокитайская семья была патрилинейной, патрилокальной, консангвинальной. Семья индейцев Пуэбло являлась матрилинейной, матрилокальной и консангвинальной.

     Кроме того, выделяют два главных типа семьи, встречающейся в человеческом обществе, - традиционную (или классическую), она же называется расширенной (многопоколенной), и современную нуклеарную (двухпоколенную), или семью происхождения, и прореакционную, или новообразованную, (созданную взрослыми детьми). По числу детей выделяют бездетную, однодетную и многодетные семьи. По критерию господства в семье мужа или жены выделяют патриархальную и матриархальную семьи, а по критерию лидерства – патернальную (глава семьи мужчина), матернальную (глава семьи женщина) и эгалитарную (оба супруга в равной степени считаются членами семьи). [1; 293-295] 

     1.2.Социальные  функции семьи

     Функции семьи – это способы проявления ее активности; жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов. Во всех обществах семья выполняла  основные функции:

     - воспроизводства населения (физическое  и духовно-нравственное воспроизводство человека в семье);

     - воспитательная функция – социализация  молодого поколения, поддержания  культурного воспроизводства общества;

     - хозяйственно-бытовая функция –  поддержание физического здоровья  членов общества, уход за детьми  и престарелыми членами семьи;

     - экономическая – получение материальных  средств одних членов семьи  для других, экономическая поддержка  несовершеннолетних и нетрудоспособных  членов общества;

     -  духовного общения – развитие  личностей членов семьи, духовное  взаимообогащение;

     - социально-статусная – предоставление  определенного статуса членам  семьи, воспроизводство социальной  структуры;

      - досуговая – организация рационального  досуга, взаимообогащение интересов;

     - эмоциональная – получение психологической  защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия;

     - сфера первичного социального  контроля – моральная регламентация  поведения членов семьи в различных  сферах жизнедеятельности, а также  регламентация ответственности  и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми представителями старшего и среднего поколений;

                                                                                                        

     1.4. Исторические типы  брака

   В истории человечества существовали иногда одновременно, но в разных местах, четыре системы брачных отношений:

     - групповой брак – брачный союз  нескольких мужчин и женщин (повсеместно  был распространен в первобытном  обществе);

     - полигиния – один мужчина и  несколько женщин (этот тип особенно присущ скотоводам-кочевникам)

     - полиандрия – один женщина  и несколько мужчин (крайне редкий  случай, существовавший у одного  из народов Индокитая);

     - моногамия – один мужчина и  одна женщина (преобладающая форма  брака у земледельческих народов).

          - Моногамия встречается в двух  формах: пожизненная и допускающая  развод, или легко разводимая. Неполная  семья (один родитель с детьми) встречались крайне редко. [1; 312-313] 

     
    1. Выбор партнеров

     Согласно  обычаю заключения браков они делятся на эндогамные и экзогамные. При эндогамии выбирается только из той группы, к которой относится сам вступающий в брак. Экзогамия предполагает выбор брачного партнера в чужой группе.

     Одним из критериев типологии семьи  выступает неравенство супругов. Неравный брак подразумевает, что супруги различаются по какому-либо значимому признаку: общественному положению, возрасту, доходу. Так называемый статусный брак предполагает преимущества выбора брачных партнеров для занимающих высшие ступеньки в социальной иерархии. Отсюда возникает понятие “неравный брак”. В кастовом, сословном и отчасти классовом обществах неравные браки запрещались в тех случаях, когда они угрожали стабильности социальной иерархии. По существу, это возвращение к принципу эндогамного брака, разрешающего заключать союзы только в пределах своей группы – рода, племени, сословия, касты.

     Другим  критерием классификации выступает  плата за брак. Институт покупного  брака возник на заре истории одновременно и внутри группового брака, когда  женщина была вовлечена в обменный процесс в качестве товара. Две группы обменивались “подарками” которым могла служить женщина. Родственники женщины “дарили” родственникам мужчины его будущую супругу в обмен на равноценные услуги и помощь, которые обязывались вторые первым. Раннюю форму покупного брака можно назвать дарообменной.

     Практика  покупного брака повлекла за собой  оживление таких обычаев, как  похищение невест, нередко чисто  символическое, на белом скакуне, с  гиканьем и свистом. В Южной Америке  похищенную невесту даже завертывали в ковер или мешок, подчеркивая якобы ее несогласие вступать в брак. При похищении невесты у разных народов практиковались разные обычаи. Например, у древних галлов этим занимались женщины – родственницы жениха. Батаки с Суматры обязательно оставляли в доме похищенной знак – одежду или оружие, иначе брак считался незаконным. Узаконивание брака после умыкания обычно сводилось к выплате выкупа и чисто символическому бою за честь похищенной невесты и ее родителей.

     Особой  разновидностью платного брака считается священный брак. В своей книге “Золотая ветвь”  Джеймс Фрезер приводит множество доказательств тому,  что обычай выдавать девиц замуж за богов-покровителей, был широко распространен у многих древних народов. Так, индейцы Перу выдавали 14-летнюю девушку замуж за камень, по форме напоминающий человека и почитавшийся в качестве бога. В брачной церемонии, длившейся три дня, принимало участие все племя. Девушка должна была хранить свою девственность и приносить богу-мужу жертвы от имени соплеменников, которые оказывали ей величайшее почтение. Кенийское племя кикуйю поклонялось речной змее, поэтому через каждые несколько лет молодую девушку выдавали замуж за бога-змея.

Информация о работе Институт семьи и брака в традиционном обществе