Инноваторы как носители социальных новвоведений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 16:58, контрольная работа

Описание

Современные организации и учреждения, осуществляющие свою деятельность в социальной сфере должны адаптироваться к изменяющимся реалиям окружающего мира, предвидеть тенденции грядущих изменений. В ходе решения этой задачи разрабатываются и внедряются различные нововведения в социальной сфере нашего общества. Именно они все чаще определяются учеными как социальные инновации.

Содержание

1. Введение
2. Понятие социальные инновации
3. Инноваторы как носители социальных нововведений
4. Заключение
5. Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по инновациям.docx

— 29.93 Кб (Скачать документ)

Контрольная работа по предмету: «Социальные инновации»

 

Вопрос № 3 Инноваторы как  носители социальных нововведений

                                         План:

1. Введение

2. Понятие социальные  инновации

3. Инноваторы как носители  социальных нововведений

4. Заключение

5. Список использованной  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Современные организации  и учреждения, осуществляющие свою деятельность в социальной сфере  должны адаптироваться к изменяющимся реалиям окружающего мира, предвидеть тенденции грядущих изменений. В  ходе решения этой задачи разрабатываются  и внедряются различные нововведения в социальной сфере нашего общества. Именно они все чаще определяются учеными как социальные инновации.

Слово «инновация» (лат. innovatio) обозначает введение практику нового. Понятие "социальная инновация" можно определить как сознательно организуемое нововведение или новое явление в практике социальной работы, формирующееся на определенном этапе развития общества в соответствии с изменяющимися условиями и имеющее целью эффективные позитив Социальные инновации весьма разнообразны, что в первую очередь связано с многообразием явлений социальной жизни. При классификации социальных инноваций используются различные подходы. Исходя из понятия уровня и объема социальных нововведений, можно выделить инновации глобального характера, направленные на решение общечеловеческих проблем, а также региональные и локальные, представляющие более узкие интересы регионального и местного значения. По сферам общественной жизни выделяют инновации социальные, политические, экономические, инновации в культурно-духовной сфере, в социальных структурах и институтах. По масштабу использования различают единичные социальные инновации, осуществляемые на одном объекте, и диффузные, распространяемые на многие объекты.

 В соответствии со  структурой социальной сферы  в целом, компонентами которой  являются образование, управление, занятость населения, пенсионное  обеспечение, культура, спорт, здоровье  людей и т.д., можно выделить  виды социальных инноваций: педагогические, образовательные, правовые, управленческие  и т.д.

 Источниками социальных  инноваций являются изменения  внешней среды, возникающие социальные  проблемы, которые невозможно решить  с помощью традиционных методов, изменения потребностей общества и его членов. Неразрешенность тех или иных социальных проблем дает импульс к разработке новых средств, норм в социальной сфере. Так были созданы и получили распространение «телефоны доверия», с помощью которых оказывается анонимная психологическая помощь людям в стрессовых ситуациях. Так возникли социальные приюты, гостиницы и т.д.

 В философском плане  социальные инновации рассматриваются  как нововведения в социальной  практике, способствующие разрешению  противоречий, возникающих в условиях  неоднородности и нестабильности  общества, сосуществования различных  аксиологических систем, усиления  процессов социальной мобильности,  когда многие из традиционных  форм и методов обеспечения  социальных гарантий оказались  несостоятельными.

 Процесс развития общества  идет через обновление и обуславливает  создание предпосылок для формирования  новых нетрадиционных компонентов  в социальной сфере, инновационных  способов социальной деятельности, а нововведения являются формой  этого общественного развития. В  связи с этим необходимо конкретизировать  содержание инновации как процесса. Под инновационным процессом  понимается процесс генерирования  новой идеи, экспериментальной апробации,  ее распространения. Инновационный  процесс включает в себя инновационную  деятельность, которая понимается  как деятельность, направленная  на использование научных знаний  и практическое опыта с целю  получения нового или улучшения  производимого продукта. Он состоит  из таких составляемых, как процесс  поиска и разработки новой  идеи, ее экспериментальной апробации,  распространения и использования.

 Период от возникновения  до практического применения  представляет собой инновационный цикл продолжительность которого может варьировать в зависимости от многих факторов, вызывающих торможение процесса. Среди основных факторов торможения можно выделить социально-экономические и психологические. К первой группе факторов торможения относятся прежде всего такие, как острый дефицит финансирования нововведения, явный недостаток профессионально подготовленных кадров, перспектива сокращения рабочих мест и распространение безработицы по мере развития конкретного инновационного процесса. Психологические факторы торможения обусловлены наличием различных психологических барьеров информационного или мировоззренческого плана, когда речь идет о недостаточной информированности о сути и цели инновации или об отношении к новшествам как кратковременной кампании. К числу причин, сдерживающих инновационный, можно отнести консерватизм мышления, отсутствии инициативного и творческого подхода в решении проблем в социальной сфере.

 Учеными разрабатываются  специальные программы имеющие  целью социально-психологическое  обеспечение нововведений. Их основными  элементами являются: критическое  отношение к предстоящим нововведениям,  аргументация в их пользу; обоснование  конечных результатов, ожидаемых  в итоге реализации нововведения, изучение мнения работников организации  с целью выявления сторонников  и противников новшества и  нахождении правильного подхода  к каждому заинтересованному  человеку; утверждения плана внедрения  нововведения с учетом результатов  обсуждений и опроса общественного  мнения.

 На основе этих программ  можно разработать механизм, способствующий  ослаблению действия факторов  торможения за счет стимулирования  творчества работников. Это:

-создание условий для  поддержания творческой атмосферы  в организации,

-стимулирование инновационной  деятельности молодых работников,

-регулярное проведение  конкурсов инноваций,

-материальная и моральная  поддержка творческих работников  учреждение государственных званий, премий, направление на стажировку  в зарубежные центры и т.д.).

 Социальной базой,  субъектом социальных нововведений  выступают инноваторы. А. Пригожин  предлагает квалифицировать их  по ряду оснований. По типу  инновационной деятельности различают  создателей (авторы идеи и ее  популяризаторы) и реализаторов (авторы  технологического процесса освоения  и внедрения новшества). По отношению  к основной специальности выделяются  профессионалы и самодеятельные  инноваторы. По количеству участвующих  различают коллективных и индивидуальных  инноваторов. По предмету инновационной  деятельности выделяются инноваторы - разработчики новых материальных  продуктов, новых технологий, методов  деятельности, новых социальных  норм и отношений. В последние годы инноваторами разработаны: например в социальной медицине - современные методы лечения от алкоголизма, на производстве новые методы стимулирования трудовой деятельности, в педагогике - новые методы обучения, когда наряду с традиционными, классическими формами не последняя роль отводится инновационному обучению. Оно предполагает системный подход к своей организации, не только передает социальный опыт одного поколения другому, но и формирует личность индивида как активно действующего социального субъекта, способного адаптироваться к новым условиям. Все эти нововведения, их технологии и методы и составляют предмет социальных инноваций.

 В связи с тем,  что многие организации и предприятия  социальной направленности вынуждены  постоянно приспосабливаться к  изменяющимся обстоятельствам, развивать  традиционные или искать кардинально  новые подходы к решению социальных  проблем, особое место получила  новая отрасль знаний “социальная  инновации” вопросы теории и  практики социальных нововведений.

 Инновационные социальные  технологии представляют собой  такие методы, приемы инновационной  деятельности, которые направлены  на создание и материализацию  нововведений в общество, которые  вызывают качественные изменения  в разных сферах социальной  жизни, приводят к использованию материальных и других ресурсов. В обществе инновационные технологии существуют в двух формах и документов и как реально идущие в соседстве с программами социальные процессы.

 Развитие инновационного  метода осуществлялась через  различные формы:

 · инновационная игра, как метод исследования развития  организаций;

 · игровые программы,  предписывающие способы мыслительной  работы группы по решению проблемы

 · социотехническая  игра, построенная на принципах  работы социальных технологов,

 · «императивная» форма,  возникшая при разделении на  метод и форму его осуществления,

Инновация – вновь созданная духовная психическая реальность, существо которой вступает в определенное противоречия с имеющейся традицией.

Инновация возникает как  ответ на внутреннее напряжение, проблему, противоречие в привычном, традиционном укладе жизни, проявляющееся как  в окружающей среде, обществе, так  и в самом человеке, в среде  его ценностей, потребностей, установок.

Сложность любой инновации  как новой духовной реальности обнаруживается и в столкновении интересов с  организационными структурами как  элементами и носителями стабильности и прочности.

Для развивающегося общества характерно стремление к поиску позитивных инноваций, освоение нового, преодоление  хаоса. Отсутствие или недостаточность  в обществе позитивных, или приравненных к ним инноваций, может нарушить поступательное развитие общества и  стать фактором риска.

Само понятие «инновация»  заимствовано из исследований культурологов XIX века, связанных с введением  европейских обычаев и способов организации в традиционные азиатские  и африканские общества.

В рамках инноватики и в  другой научной литературы термины  «инновация», «нововведение», «инновационный процесс» часто употребляются как  синонимы. Кроме того, как синонимы могут использоваться понятия «нововведение» и «изменение», то есть нововведение может пониматься расширительно, включая  любые управляемые изменения.

– отношения к инновациям на разных уровнях обобщенной инновационной  диспозиции (инноваторы, консерваторы) обуславливается отношением к инновациям в различных сферах жизни личности, оценкой восприятия изменений и  личностными особенностями (интеллектуальным, эмоционально-волевым, коммуникативным  характеристиками и локус контроля).

Возможность влиять на социальные процессы обусловлена рядом факторов, таких как наличие многосторонней информации об этих процессах, обеспечение  социальными средствами, конструирование  действенного организационного принципа для каждого конкретного случая. Исходя из этого, занимаются инновационными разработками в социальной сфере  те специалисты, которые владеют  информацией о данном объекте, и  в то же время, обладающие практическими  знаниями о происходящем.

 Нововведения в социальных  службах, как в нашей стране, так и за рубежом являются  предметом научных исследований, которые осуществляются по различным  направлениям: экспериментальные социальные  нововведения в области создания  методик и моделей и т.д.  Одной из форм является модель  эволюционного исследования, которая  может быть применима к самым  разным способам развития системы  социальной работы. Полный цикл  и последующие этапы называются  эволюционным исследованием разработки, развития и оценки и утилизацией

 Фаза анализа включает  в себя обозначение проблемы, идентификацию и актуализацию. Далее  необходимо состояния методов  решения, после чего дается  апробирование предполагаемых методов  развития. Успешным завершением фазы анализа становится принятие решения о возможности или невозможности (целесообразности) нововведения.

 Фаза разработки состоит  из следующих этапов: определение  целей и направленности нововведения, установление необходимых сведений, определение проблем, возникающих  в ходе разработки; сбор и обработка  информации, поиск и отбор подходящих  решений, соединение воедино компонентов  разработок, апробация в реальных  условиях, решение проблемы. Успешное  исполнение каждого из этих  этапов увеличивает вероятность  того, что нововведение будет  отвечать задачам социальной  службы, для решения которых оно  было разработано.

 Фаза развития представляет  собой процесс исследования и  его пробного применения, проверки  его адекватности, в случае необходимости,  его доводку и переработку.  Основное внимание в этой фазе  уделяется: составлению плана  развития, в этом необходимо определить  объем работ, состав и последовательность  операций, подготовке условий для  пробного использования и тестирования. На этом завершается этап эволюционного  инновирования.

 Фаза оценки является  исходным пунктом для дальнейшего  развития нововведения и дает  основу для его распространения.  При этом оцениваются затраты,  эффективность и противность  при нормальных рабочих условиях.

 В целом эволюционные  исследования создают условия  для разработки полезной методологии  в дополнение к общепринятым  методам исследования и требуют  особой подготовки и обучения  профессиональных социальных работников. Примером практического осуществления  инноваций является негосударственная  пенсионная система, основанная  на страховой схеме, когда размер  пожизненной пенсии определяется  исходным размером отчислений.

Информация о работе Инноваторы как носители социальных новвоведений