Информационная политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 15:48, контрольная работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть политику государства в сфере информации и выделить ее ключевые элементов.
Отсюда вытекают несколько задач:
* дать определение информационной политики;
* рассмотреть ее объекты и субъекты;
* выяснить нормативно-законодательную базу данной сферы государства;
* выделить основные положения Концепции Государственной информационной политики;
* определить степень информатизации сектора власти.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……3
1. Государственная информационная политика: определение и содержание……………………………………………………………….4
2. СМИ как объект и субъект информационной политики ……………..6
3. Концепция государственной информационной политики ……………8
4. Законодательство в информационной сфере………………………….10
5. Информатизация сферы государственного управления……………..12
Заключение……………………………………………………………………..14
Список использованной литературы………………………………………….15

Работа состоит из  1 файл

текст.docx

— 42.11 Кб (Скачать документ)

Федеральное агенство образования

Федеральное государственное  образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Волгоградская  Академия Государственной  Службы» 

факультет Государственного и  Муниципального Управления

кафедра Социологии управления 

Контрольная работа

По  дисциплине «Управление  общественными отношениями» 

На  тему:

«Информационная политика РФ» 

                                                                          Выполнила студентка

                                                                          группы УЗ-501  

                                                                          Жбанникова А. В.

                                                                          Проверил

                                                                          Лысенко Г. В.

      

Волгоград 2010 
 

Оглавление

Введение………………………………………………………………….……3

  1. Государственная информационная политика: определение и содержание……………………………………………………………….4
  2. СМИ как объект и субъект информационной политики ……………..6
  3. Концепция государственной информационной политики ……………8
  4. Законодательство в информационной сфере………………………….10
  5. Информатизация сферы государственного управления……………..12

Заключение……………………………………………………………………..14

Список использованной литературы………………………………………….15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Актуальность  разработки данной проблемы обусловлена  тем, что государственная информационная политика, ее формирование и реализация на современном этапе выдвигаются на передний план политики российского государства.

     Уровень развития информационного пространства стал решающим образом воздействовать на все стороны нашей жизни  – политику, экономику, культуру. Это добавляет актуальность вопросов государственной информационной политики РФ, которая в определяющей степени влияет на качество и темпы перехода нашей страны на новую ступень развития – стадию информационного общества.

     Объектом  исследования являются политика государства в сфере информации, информационные процессы, государственное управление процессами информационной политики.

     Предмет данного исследования – элементы,  тенденции, перспективы развития, формирование государственной информационной политики.

     Цель  данной работы – рассмотреть политику государства в сфере информации и выделить ее ключевые элементов.

      Отсюда  вытекают несколько задач:

  • дать определение информационной политики;
  • рассмотреть ее объекты и субъекты;
  • выяснить нормативно-законодательную базу данной сферы государства;
  • выделить основные положения Концепции Государственной информационной политики;
  • определить степень информатизации сектора власти.
 

   Написание контрольной работы осуществлялось в теоретическом аспекте, использовались труды ученых и политиков: В.Д. Попова, Д.Ф. Мезенцева, И.М. Дзялошинского, Ю.А. Нисневича и др. 
 
 
 
 
 

  1. Государственная информационная политика: определение и  содержание
 

   Государственная информационная политика (ГИП) – это  способность и возможность субъектов  политики воздействовать на сознание, психику людей, их поведение и  деятельность с помощью информации в интересах государства и  гражданского общества. *

   В  широком понимании – это  сфера  жизни и деятельности людей, которая  связана с воспроизводством и  распространением информации, удовлетворяющей  интересы государства и общества, и направлена на обеспечение творческого, конструктивного диалога между  ними и их представителями. **

   ГИП должна быть направлена на реализацию национальных интересов станы в  информационной сфере: ***

  • соблюдение конституционных прав и свобод в области получения и пользования информацией, сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей общества, культурного и научного потенциала страны;
  • информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по политическим и социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам;
  • развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;
  • защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.
 
 
 

_______________________________________

*Попов В.Д. Информационная политика. – М, 2003. – с.38

**Попов В.Д. Информационная политика. – М, 2003. – с.38

***Россия  и Европа: информационное сотрудничество в условиях глобализации. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2004. -№ 11 (231) 
 
 

     Выделяют  два аспекта государственной  информационной политики: технологический (регулирование процесса развития компонентов  информационной среды) и содержательный (приоритеты коммуникационной деятельности участников общественно-политического  процесса).

     Объектами ГИП являются печатные СМИ (газеты, журналы, книги); электронные СМИ (телевидениерадиоИнтернет); средства связи; информационное правоинформационная безопасность.

     Существует государственная и негосударственная информационная политика. Информационная политика как отрасль социальной информациологии является ее социально-политической составляющей, в этом аспекте информационная политика является информациологией СМИ, которая рассматривает то, как СМИ формируют идеологические, политические, экономические и другие взгляды, мнения, знания и оценки, влияющие на быт, досуг, культуру, поведение и на все стороны жизни людей.*

     О Информационной политике также говорят как об  инструменте политического воздействия и средстве достижения политических целей. **  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

______________________________________

*Попов В.Д. Информациология и информационная политика. М, 2001. – с. 28

**Попов В.Д. Информационная политика. - М, 2003. - с. 38. 

2. Средства массовой  информации как  объект и субъект  информационной политики

    Объектом  информационной политики является информационная сфера жизни общества.* То есть совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. **

    Гражданское общество как объект информационного воздействия может быть представлено состоянием общественного сознания.***

    Ни  для кого не секрет, что на сегодняшний  день СМИ и средства массовой коммуникации (СМК) обладают огромной властью. Эта  сила проявляется не в давлении на государственные органы, принимающие  решения, а в умении властвовать  над обществом, формировать, строить  общественное мнение, политический настрой  граждан, ориентации и восприятия. И  с возможностью медиа можно и нужно считаться.

     Особое  внимание в связи с этим следует  обратить на анализ тематики сообщений, транслируемых СМИ. Как правило, формирование повестки дня рассматривают  в контексте политических новостей. Новость сама по себе становится объектом борьбы, которая направлена на то, чтобы  определить, что является общественно  важным, а что не заслуживает такого внимания.

     Причем  в данном случае борьбу нельзя понимать как рациональные практики, в том  смысле, что агенты хорошо представляют себе, кому выгоден тот или иной информационный повод.

     Сегодня в этой борьбе начинают доминировать сами средства массовой информации, так  как они имеют собственные представления на сей счет, которые тоже являются ставками в этой борьбе. По крайней мере, именно журналисты, репортеры, комментаторы хорошо “знают”, что такое “новостное” сообщение. Следствием этой ситуации становится навязывание политикам определенных правил, с которыми приходится считаться. Собственно говоря, это и есть один из эффектов медиатизации политики. Более того, именно в этом контексте следует понимать власть прессы, а не в каком то другом смысле.**** 
 

     _____________________________________

* Попов В.Д.  Государственная информационная  политика: состояние и проблемы  формирования. Массовые информационные  процессы в современной России: Очерки. М, 2002. - с.22

**Доктрина информационной  безопасности Российской Федерации. Российская газета. 2000. 28 сент.

***Попов В.Д. Основы социального психоанализа. - М., 1996.

****Авдиенко Д.А. Влияние в процессе политической коммуникации. www.politjournal.spb.ru/120106.html 

     Средства  массовой информации – это инструмент реализации ГИП. Для того чтобы данный процесс проходил успешно, следует решить, во-первых, проблему воздействия органов государственной власти на СМИ, во-вторых, прекратить процесс дегуманизации информации, в-третьих, инициировать закон о свободе доступа граждан к информации органов государственной и местной власти с четко очерченными мерами ответственности чиновничьего аппарата, в-четвертых, необходима разработка и принятие закона о ГИП.

   Опираясь  на позитивный зарубежный опыт, на анализ исследований в сфере средств  массовой коммуникации и социально-политических отношений в обществе можно говорить о перспективности реализации ГИП, изменив в нашей действительности некоторые моменты:

  • совершенствование законодательства в сфере СМИ и СМК (регулирование концентрации и монополизации СМИ, уточнение отношений «владелец – учредитель – редакция»;
  • принятие законов о праве на информацию и о телерадиовещании, о прозрачности деятельности структур государственной власти, об ограничении государственного участия в учреждении СМИ и непосредственном их финансировании (на местном уровне) и др.) с широким обсуждение проектов законов в СМК;
  • создание федерального общественного телевещания;
  • формирование комиссий жалоб на СМИ (в сфере рекламы);
  • разработка системы экономической поддержки печатных СМИ с целью осуществления плюрализма мнений и высокого качества изданий, а также снижения стоимости печатных изданий с целью расширения круга читателей;
  • введение норм маркировки телевизионных программ в целях ограничения нанесения психологического вреда, в первую очередь, детям и подросткам;
  • создание системы экологии СМИ;
  • осуществление системы формирования централизованного ежедневного рейтинга новостей;
  • выработка системы противостояния манипулятивным функциям СМИ;
  • стимулирование формирования системы этического регулирования деятельности прессы. *

Информация о работе Информационная политика РФ