Идеальный тип

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:14, лекция

Описание

Примерами идеальных типов социальных явлений могут быть: социальные действия, инстинкты, отношения, формы общественной организации, историко-культурные феномены, экономические отношения и т.д.
Сам идеальный тип не является гипотезой, не охватывает конкретной реальности. ^ Идеальный тип – это предельное понятие, с которым сравнивается социальная реальность для того, чтобы выявить в ней сущностные моменты. Различия между действительным ходом поведения и его идеально типической конструкцией облегчает открытие мотивов и условий, раскрывающих сущностную ситуацию. Идеальный тип – логический конструкт, не являющийся чисто позитивным. Идеальные конструкты должны удовлетворять ряду условий:
они не должны противопоставляться уже добытому научному знанию;
в них должна быть показана и доказана причинная связь элементов, вводимых в идеальный тип с другими его элементами.

Работа состоит из  1 файл

ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП.doc

— 59.50 Кб (Скачать документ)

ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП

 

Основоположник понимающей социологии и теории социального действия. Разрабатывал концепцию идеальных типов (определенных образов-схем, используемых как наиболее удобный способ упорядочивания эмпирического  материала). Эта концепция служила  обоснованием научного плюрализма в социологии.

Идеальные типы

 

Все 4 типа с точки зрения методологии, по своему характеру являются идеальными типами. Идеальные типы – некоторые  обобщения, с помощью которых  исследователь анализирует действительность и классифицирует изучаемые социальные факты.

 

Типология действий:

 

Более или менее приближено достигнутый правильный тип;

 

Целерационально ориентированный  тип;

 

Действие более или  менее осознанно и более или  менее однозначно, Целерационально  ориентировано;

 

Действие, ориентированное нецелерационально, но понятное по свому смыслу;

 

Действие, по смыслу более  или менее понятное, но ориентирование, однако, нарушено вторжением непонятых  элементов;

 

Совершенно непонятные психические и физические факты  в человеке и связанные с ним.

 

Чистая модель целенаправленного  действия – методологическое средство социологического и исторического  исследования.

 

^ Примерами идеальных типов  социальных явлений могут быть: социальные действия, инстинкты,  отношения, формы общественной  организации, историко-культурные феномены, экономические отношения и т.д.

 

Сам идеальный тип не является гипотезой, не охватывает конкретной реальности. ^ Идеальный тип – это предельное понятие, с которым сравнивается социальная реальность для того, чтобы выявить в ней сущностные моменты. Различия между действительным ходом поведения и его идеально типической конструкцией облегчает открытие мотивов и условий, раскрывающих сущностную ситуацию. Идеальный тип – логический конструкт, не являющийся чисто позитивным. Идеальные конструкты должны удовлетворять ряду условий:

 

они не должны противопоставляться  уже добытому научному знанию;

 

в них должна быть показана и доказана причинная связь элементов, вводимых в идеальный тип с  другими его элементами.

 

Власть и её механизмы

 

Наиболее весомой является концепция  Вебера анализа механизмов власти.

 

Идеальными типами господства являются харизматический, патриархальный (традиционный) и рациональный. Идеальный тип  вносит элемент общего в историю, в социологии выполняет функцию  замены связей, управляемых закономерностями, на типичные.

 

Идеальные типы в области господства:

 

Харизматический тип («харизма» - дар Божий) – это чрезвычайная способность, отличающая выдающихся людей от всех других. Харизма не приобретается, а дается от природы.

 

Патриархальный тип – люди управляются наследственными правилами, а подчиняются в силу привычки к определенному типу подчинения. Основано на вере в святость вечносущего порядка вещей (традиционное подчинение).

 

Рациональный тип – подчинение происходит не личности и не определенному порядку, а установленным законам, аппарат власти состоит из чиновников, которым необходимо действовать по строго формальных правилам (не взирая на лиц). Легальный принцип подчинения приводит к развитию современного капитализма, системы формальной рациональности.

 

ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП

— термин М. Вебера, обозначающий понятие, отсылающее к культурно-историческим объектам, интерпретированным в свете  определенных ценностей. Определения  таких понятий находятся между  реальными определениями (определениями-описаниями) и номинальными определениями (определениями-предписаниями). По Веберу, ключевые понятия социальных и гуманитарных наук представляют собой И.т. Напр., основные понятия теории капитализма К. Маркса («капитализм», «частная собственность», «прибавочная стоимость», «эксплуатация» и др.) являются И.т., т.е. существуют в контексте, или в координатах, определенных ценностей. Вебер упрекает Маркса не за использование подобного рода понятий (без них невозможно вычленение самого исторического «объекта», являющегося предметом исследования), а за то, что их определения представляются чистыми описаниями, никак не связанными с ценностями и являющимися истинными или ложными, как и все реальные определения. Понятие И.т. вводилось Вебером в рамках общей концепции отнесения к ценностям, призванной стать основой коренной перестройки наук о культуре.

Как ценности, так и ориентированные  на них «точки зрения», с которых  рассматриваются объекты культуры, схватываемые И.т., подвержены изменению. Поэтому И.т. свойственна, как подчеркивает Вебер, зависимость от «субъективных ценностей», совершенно чуждая тем естественным наукам, которые по своему типу близки механике. И.т. являются «индивидуальными» ценностными понятиями», поскольку они образованы путем соотнесения с ценностными идеями».

Представление об И.т. было одним из важных элементов замышлявшейся  Вебером общей программы исключения прямых оценочных утверждений из наук о культуре. Принцип «свободы от ценностей» до сих пор остается, однако, предметом острой дискуссии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Марксистская  социология основные идеи и положения

 

Основоположники марксистской парадигмы  – Карл Маркс (1818 –1883) и Фридрих  Энгельс (1820–1895). Они создали социологическое  учение на базе диалектико-материалистического понимания истории. Концепция Маркса основывается на таком представлении о развитии общества, которое предполагает последовательное поэтапное его восхождение от низшей ступени к высшей, от одной формации к другой. Чтобы объяснить причину таких изменений, Маркс создал и подробно разработал теорию материалистического понимания истории, развития общества, в основе которой лежит постулат: общественное бытие определяет общественное сознание, имеет первенство и решающее значение во взаимодействии этих двух сторон в историческом процессе.

 

Полное и глубокое понимание  и изучение общества как социальной системы. Системный подход марксизма  проявляется в связи с разработкой  центральной категории «общественная  формация», как соц. системы, включающей ряд подсистем. Именно способ производства является системообразующим компонентом соц. системы, определяет качественную характеристику данной формации и ее отличия от них. Марксом был проведен углубленный анализ взаимодействия взаимосвязи и взаимодействия этой подсистемы с другими.

Конфликты – источник социального развития, двигатель истории, должен постоянно поддерживаться.

Одна из первых попыток создания теории стратификации – сделали  вывод об историческом характере классов, которых не было в древности и не будет в будущем, в условиях коммунизма. Особое внимание уделяли выделению в социально-классовой структуре общества основных и ведущих классов, применительно к современному периоду – пролетариат и буржуазия, антагонизм между которыми составлял основное содержание социальной жизни. Маркс и Энгельс твердо верили в необходимость победы пролетариата в классовой борьбе и в превращение его в господствующий класс, установлении диктатуры пролетариата, что представляет собой лишь переход к обществу без классов.

 

Ограниченность социологии марксизма:

Материалистическое понимание  истории позволило марксизму  четко выделить экономическую жизнь  общества, раскрыть ее сущность, механизм развития, но это сопровождалось недооценкой  и игнорированием других, нематериалистических факторов социального развития.

Акцент на выявление  всюду конфликтов и противоречий позволил лучше понять этот мощный источник общественного развития и  важную роль свершившихся социальных революций. Одновременно это привело  к отрицанию роли соц. единства, соц. согласия, и недооценке эволюционных, постепенных форм соц. реформирования в прогрессе общества, к абсолютизации значения революций и насилия.

Социологическая теория марксизма

 

 

Марксизм - одно из течений социологической мысли конца XIX - начала XX вв. Основоположниками марксизма были К. Маркс и Ф. Энгельс.

 

Марксистская социология - материалистическое понимание истории, выработанное на основе исследования реального содержания исторического процесса, его объективных закономерностей. На становление социологии марксизма оказали влияние диалектика Г. Гегеля, а также социологические и политико-экономические воззрения мыслителей предшествующего периода (А. Смит, К. Сен-Симон и др.). Диалектико-материалистическое понимание истории дает свое объяснение:

материальных основ  жизни общества;

характера взаимодействия его основных сторон;

объективной направленности развития общества;

роли сознательной деятельности людей в историческом процессе. Согласно Марксу и Энгельсу, общество - совокупность общественных связей и отношений всех социальных субъектов. Основной принцип марксистской социологии - "сведение индивидуального к социальному".

 

 

Общество определяет содержание и направление деятельности человека. Одна из фундаментальных сторон материалистического понимания -обоснование диалектического взаимодействия общественного бытия и общественного сознания.

 

Общественное бытие  истолковывается как реальный процесс жизни людей, их общественная практика, содержание которой отражается в общественном сознании.

 

Основу жизни составляет материальное производство. Материальные интересы являются движущей силой общественного производства. Способ производства - материальная основа существования и развития общества, связывающее воедино все проявления общественной жизни.

 

"Способ производства материальной  жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще" (К. Маркс и Ф. Энгельс).

 

С точки зрения марксизма  общество - система общественных отношений: экономических, политических, правовых и др., целостный социальный организм. Субъекты общественных отношений: социальные группы, в том числе классовые и национальные, а также отдельные индивиды.

 

В марксистской социологии выделяются следующие сферы общественной жизни:

экономическая - производство, распределение, обмен и потребление материальных благ;

социальная - сфера взаимодействия социальных групп, национальных общностей по поводу условий их жизнедеятельности;

политическая сфера - совокупность политических отношений различных партий, организаций, государственных и иных политических институтов;

духовная сфера - наука, образование, мораль, искусство, религия, то есть утверждение духовных начал в деятельности индивидов.

 

Изучение сфер общественной жизни  важно для анализа общества как  единого социального организма.

Марксистская теория общественно-экономических  формаций

 

Учение марксизма об обществе как целостном социальном организме нашло выражение в понятии общественно-экономической формации.

 

Это понятие отражает существенные признаки социально однородных обществ.

 

Общественно-экономическая формация выступает как конкретно-исторический тип общества с присущими ему:

способом производства;

социальной структурой;

экономическим базисом;

политической надстройкой;

духовной жизнью.

 

Общественно-экономические формации могут объединять общества, находящиеся  на разных уровнях развития, но имеющие  единые и существенные признаки.

 

Важный раздел материалистического  понимания истории - объективные  законы развития общества. Согласно марксистскому  учению смена общественно-экономических  формаций происходит под влиянием экономических  факторов, коренящихся в способе  производства.

 

Материальная предпосылка  процесса смены общественно-экономических  формаций - углубляющееся и обостряющееся  несоответствие устаревших экономических  отношений и прогрессивно развивающихся  сил обществ.

 

 

 

В «Системе социологии» Сорокин  подробно разъясняет научные принципы, на которых основан этот труд. Он считает, что, во-первых, социология как наука должна строиться по типу естественных наук. Ни о каком противопоставлении «наук о природе» и «наук о культуре» не может быть и речи. Различны объекты изучения тех и других наук, но методы изучения этих объектов одни и те же. Во-вторых, социология должна изучать мир таким, каков он есть. Всякий нормативизм, т.е. субъективное вмешательство в науку с позиций нравственных и других норм, должен быть изгнан из социологии. В этом смысле Истина должна быть отъединена от Добра, Справедливости и подобных принципов и норм. В-третьих, социология должна быть «объективной дисциплиной», т.е. изучать реальные взаимодействия людей, доступные объективному измерению и изучению. В-четвертых, поскольку социология хочет быть опытной и точной наукой, она должна прекратить всякое «философствование» в смысле создания умозрительных, не доказанных наукой построений. В этом отношении, писал П. Сорокин, хорошая статистическая диаграмма стоит любого социально-философского трактата. В-пятых, разрыв с философствованием означает и разрыв с идеей монизма, т.е. сведения любого явления к одному какому-нибудь началу. Ибо, как утверждал еще М. Ковалевский, монизм в социологии – это попытка решать бесконечно сложные задачи общественных явлений по методу уравнения с одним неизвестным. Вместо монизма Сорокин провозгласил последовательный социологический плюрализм.[1]

 

 

Сорокин разделил социологию на теоретическую и практическую. Теоретическая социология изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего. Теоретическая социология подразделяется на:

 

1.                 социальную аналитику, изучающую строение, как простейшего социального явления, так и сложных социальных единств, образованных той или иной комбинацией простейших социальных явлений.

 

2.                 социальную механику, изучающую  процессы взаимодействия людей  и тех сил, которыми оно вызывается  и определяется.

 

3.                 социальную генетику; “Задача генетической социологии - дать основные исторические тенденции в развитии общественной жизни людей”

Информация о работе Идеальный тип