Характеристика основных теорий управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 22:30, реферат

Описание

Формирование науки управления персоналом началось вместе с формированием теории управления как науки, которое произошло более ста лет назад в самом начале периода промышленной революции. Тогда управление организацией и управление ее персоналом не различались. Кроме того, наиболее важные проблемы науки об управлении относились к управлению персоналом. Другими словами, теория и практика управления персоналом являлись основой управления как науки.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………..2
1. Теория рационализации Ф. Тейлора ……………………………………………….3
2. Административная теория А. Файоля ……………………………………………..4
3. «Классическая» теория организации……………………………………………….6
4. Школа «человеческих отношений» Э. Мэйо………………………………………8
Заключение……………………………………………………………………………..12
Список литературы…………………………………………………………………….14

Работа состоит из  1 файл

к.р. Характеристика основных теорий управления.doc

— 77.00 Кб (Скачать документ)

3. Руководители  предприятий в большей степени должны ориентироваться на людей, чем на продукцию. Работникам необходимо создавать благоприятные условия труда и общения для того, чтобы повысить их производительность.

4. Вознаграждение  за труд всей группы эффективнее  вознаграждения одного человека. Социальное вознаграждение эффективнее экономического. Демократический стиль руководства, повышение удовлетворенности трудом и взаимоотношениями, создание атмосферы сотрудничества являются элементами социального вознаграждения. 

Мейо  считал, что концентрация внимания управляющих на социальных и психологических аспектах трудовой деятельности людей - это основной путь разрешения общественных противоречий и обеспечения социальной стабильности общества.  

Им  предложены следующие  средства повышения  производительности труда: 

- паритетное  управление, основанное на учете  взаимных интересов администрации и работников предприятия;

- гуманизация  труда, обеспечиваемая внедрением  новых техники и технологий, созданием благоприятных условий труда;

- принятие  коллегиальных решений, демократический стиль руководства предприятием;

- просвещение  работников, их профессиональное  обучение и создание условий для повышения их профессиональной квалификации. 

В результате экспериментов, проходивших в Вестерн  Электрик Компани в г. Хоторн в 1927-1932 гг. (знаменитые Хоторнские эксперименты), были выявлены следующие закономерности функционирования организаций: 

• существенная роль социальных, стимулов в поведении  членов организаций;

• приоритеты факторов поведения личности. Было доказано, что помимо высокой оплаты труда большое значение имеют: 

- осознание  работником своей социальной  защищенности;

- нормальные  взаимоотношения в коллективе;

- постоянное  личностное и профессиональное  развитие. Основные положения школы «человеческих отношений». 

• соединение формальной и неформальной структур власти;

• узкая  специализация;

• широкое  участие рядовых сотрудников  в управлении. 

Хоторнские  эксперименты, как и другие наблюдения, демонстрируют тесную связь между  моралью и исполнением. Мораль высока, когда человек чувствует, что его личные потребности и цели удовлетворяются окружением, в котором он работает. На мораль влияют товарищеские отношения с людьми со схожими взглядами. Следовательно, мораль является элементом, охватывающим всю фирму. Структура фирмы, ее организация, ее управление, природа контроля и руководства, администрация - все вместе воздействует на уровень морали. 

Сторонники  данного подхода, несмотря на различия между ними, были едины в одном: жесткая иерархия подчиненности, формализация организационных процессов несовместимы с природой человека. Отсюда — поиск новых организационных структур, новых форм труда и новых методов мотивации работника. Наиболее активный поиск повели А. Маслоу, Д. Макгрегор, Ф. Херцберг, Р. Лайкерт. Иерархическая теория потребностей А. Маслоу открыла новую страницу в изучении мотивации и поведения людей в организации. 

Таким образом, на место строгой формализации организационных процессов, жесткой  иерархии подчиненности, присущих "классической" теории, приходит необходимость тщательного учета неформальных аспектов организации, создание новых средств повышения производительности труда ("просвещение служащих", "групповые решения", "паритетное управление", "гуманизация труда"). Идеологи "человеческих отношений" концентрируют внимание на изучении "групповых отношений", полагая, что групповые ценности являются наиболее важным условием научной организации управления. Они подвергают критике тейлоризм, ограничивающий задачи управления стимулированием индивидуальных усилий рабочих, доказывают необходимость стимулирования не индивидов, а группы. 
 
 
 
 

Заключение 

Рассмотрев  основные положения теорий управления, можно сделать следующие выводы: 

1. Труд для большинства индивидов не приносит удовлетворения. Вознаграждение для них имеет гораздо большую значимость, нежели процесс работы.  

2. Сотрудники, которые могут выполнять работу, требующую инициативу, творчества составляют незначительную часть. 

3. Главная  задача руководителя - осуществлять  строгий контроль и наблюдение за подчиненными. Он должен разложить задачи на легко выполнимые, простые и повторяющиеся операции, разработать несложные процедуры труда и воплощать их на практике. Не менее важная задача руководителя - создать такие условия, при которых каждый может максимум проявить свои способности. Так же, руководителю необходимо создать такие условия, чтобы каждый чувствовал себя значимым и полезным. Работникам предоставляется относительная свобода.  

4. Большинство индивидов ответственно способно к самостоятельности, творчеству, самоконтролю. Так же индивиды стремятся быть полезными и значимыми. 

5. Реализация этих потребностей не менее важна, чем высокий уровень заработной платы. 

Краткий обзор учений XX в. об управлении показывает, что управленческая мысль постоянно  развивалась, выдвигая все новые и новые идеи о том, как должно вестись эффективное управление. В то же время знакомство с учениями показывает, что практика бизнеса и управления им всегда оказывались сложнее, глубже и разнообразнее, чем соответствующая теоретическая мысль, открывая время от времени перед исследователями управления все новые, ранее неведомые стороны и качества и подвергая сомнению положения и теории, которые претендовали на окончательные истины об управлении. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

1. Демьяненко А. Мифы о системе научного менеджмента Ф.У. Тейлора / А. Демьяненко; Л. Дятлова / / Проблемы теории и практики управления. - 2007

2. Островский Э.В. Психология управления: Учебное пособие. 2008

3. Д.А. Манцев «Теория управления», учебник - М.: Изд. Инфра - М, 2006

4. Интернет

Информация о работе Характеристика основных теорий управления