Гражданский брак

Автор работы: k******************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 18:56, курсовая работа

Описание

В нашем обществе гражданский брак не такое, уж новшество, но почему-то абсолютное большинство людей (за исключением, наверное, специалистов-правоведов) высказывают стопроцентную уверенность в том, что гражданский брак – это брак незарегистрированный? Откуда такая уверенность – совершенно непонятно, потому что те отношения, которые люди без тени сомнения называют гражданским браком, таковым не являются, потому что понятие «гражданский брак» возникло как альтернатива браку церковному. В 16 веке в Голландии: влюбленные принадлежащие к разным верам, не могли венчаться в церкви, и в результате власти пошли на то, что бы оформлять такие браки в мэрии. Именно такой брак и назывался гражданским – официальным, зарегистрированный в государственных органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС).

Работа состоит из  1 файл

Гражданский ьрак курсовая.docx

— 39.85 Кб (Скачать документ)

Введение. 

В своей курсовой работе я подробно рассмотрю как изменился институт семьи. Что ждет законный брак в ХХI? Что такое гражданский брак: удобный вариант сожительства или настоящая семья отвергающая формальность?

В нашем обществе гражданский  брак не такое, уж новшество, но почему-то абсолютное большинство людей (за исключением, наверное, специалистов-правоведов) высказывают стопроцентную уверенность в том, что гражданский брак – это брак незарегистрированный? Откуда такая уверенность – совершенно непонятно, потому что те отношения, которые люди без тени сомнения называют гражданским браком, таковым не являются, потому что понятие «гражданский брак» возникло как альтернатива браку церковному. В 16 веке в Голландии: влюбленные принадлежащие к разным верам, не могли венчаться в церкви, и в результате власти пошли на то, что бы оформлять такие браки в мэрии. Именно такой брак и назывался гражданским – официальным, зарегистрированный в государственных органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС).

А теперь под гражданским  браком подразумевается  совместное проживание и ведение хозяйства  двумя людьми, «без каких либо взаимных обязательств», которое юристы именуют «фактической семьей», а милиция «сожительством». 
Полюбовно сошлись, полюбовно живут, полюбовно разошлись. Но это только просто на первый взгляд.

Целью моего проекта, является изучение незарегистрированных браков (сожительство), как социальное явление в современной жизни общества и правовой аспект в сущности этого явления. Что это - возможный выход из демографического кризиса, или еще один шаг к разрушению нравственности общества, и семьи, как социального института человека? Именно в этом заключается актуальность изучаемой проблемы.

Семья один из самых древних  социальных институтов. Она возникла намного  раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Ведь главной  целью семьи во все века была и  будет рождение и  воспитание детей, то есть продолжение  рода.

Определение понятия «семья», история развития, и её функции 
 

Классическое  определение семьи  гласит, что семья -- это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью. 

Семья один из самых древних  социальных институтов. Она возникла намного  раньше религии, государства, армии, образования, рынка.  

Философы  античности, средневековья  и отчасти даже нового времени выводят  общественные отношения  из семейных отношений, обращают основное внимание на отношение семьи  к государству, а  не на характеристику ее как особого  социального института. В определенной мере эти взгляды разделяли  даже немецкие философы Кант и Гегель, Основу семьи Кант видел  в правовом порядке, а Гегель - в абсолютной идее. Заметим, что  ученые, признающие вечность и изначальность  моногамии, фактически отождествляют понятия  “брак” и “семья”, различия между ними сводятся к формальному  началу. Конечно, между  понятиями “брак” и “семья” существует тесная взаимосвязь. Недаром в литературе прошлого, а иногда и настоящего, они  нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий  есть не только общее, но немало и особенного, специфического. Так, ученые убедительно  доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. Современные  советские социологи  определяют брак как исторически изменяющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой, общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. 

Семья представляет собой  более сложную  систему отношений, чем брак, поскольку  она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также  других родственников  или просто близких  супругам и необходимых  им людей. 

Методологической  основой понимания  причин, побуждающих  людей объединяться в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия, выступают потребности  человека. Структура  потребностей человека, согласно модели американского  психолога А. Маслоу, делится на: 1) физиологические и сексуальные потребности; 2) экзистенциальные потребности в безопасности своего существования; 3) социальные потребности в общении; 4) престижные потребности в признании; 5) духовные потребности в самореализации 

Понятие «Брак» и история  развития брачно-правовых отношений 

Брак - свободный, равноправный союз между женщиной и мужчиной достигших брачного возраста, не состоящих в другом браке, заключенный в установленном законом порядке, имеющий целью создания семьи. 

Традиция  связывать брак с  соблюдением определенной процедуры его  оформления, характерна для российского  права, восходит, как  это принято считать, к праву Византийскому. В конце 19-го столетия (около 893г.) император Лев Мудрый издал закон, предписывающий вступать в брак не иначе, как по средством церковного венчания. Только такой брак получал государственную поддержку; несоблюдение же формы предписываемой государством и канонами государственной религии, вело к признанию заключенного союза незаконным. Спустя два столетия требование узаконения брака было распространенно и на низшие слои общества - рабов и крепостных. 

В дореволюционном  русском праве  действительным признавался  только религиозный  брак. Однако и становлению  религиозного брака  предшествовали иные формы брачных  отношений. 

Истории древней Руси известны несколько способов заключения браков. Среди них наиболее древний - похищение  невесты женихом  без ее согласия, однако постепенно увозу  невесты начинает предшествовать сговор с ней. В древние  времена существовал  и такой способ заключения брака, как  покупка невесты у ее родственников. При этом согласие невесты на брак не имело существенного значения, хотя уже в Уставе Ярослава содержался запрет выдавать замуж силой. 

В это время различны и формы брака. Средневековые источники  сообщают о многоженстве, издревле известном  у славян, реже о  многомужестве. В  некоторых местах практиковался пробный  брак, когда невеста  приселялась к  жениху, а свадьба  откладывалась до рождения ребенка; если же супружество оказывалось  неудачным, свадьба  не устраивалась вовсе, и невеста возвращалась к родителям, получая  вознаграждение. Молодые  люди, не вступившие в брак, подвергались осмеянию, что, однако, не распространялось, на тех, кто давал  обет безбрачия намеренно. 

С 998г. С Крещения Руси и  присвоением церковью монополии права  начали складываться нормы брачного права  и серьезно меняются представления о  порядке заключения брака. В России начинает действовать Номоканон - собрание византийского  семейного права. Церковное венчание, введенное в 19-ом веке, практиковалось только среди высших слоев общества, остальное  население заключало  браки по традиционным обрядам. 

К концу 13в. Согласие сторон на брак стало фиксироваться  в брачном сговоре, составлением которого занимались сваты  или родственники. Заключительной частью брачного сговора  является церковное  обручение. Для вступления в сам венчальный брак от сторон требовалось  выполнение многих условий. Одним из них был  брачный возраст. Например, для женщин, в 14-15 в.в. он начинался с 12 до 18-20 лет. Русская церковь препятствовала заключению браков с несовершеннолетними. За преступную связь женщины наказывались постижение в монашки, позже ограничивались штрафом. Этот запрет не распространялся на великих княжон. Ограничивалось и число замужеств, нормы христианской морали допускали только два брака. Третий разрешался только в случае смерти второго супруга и отсутствия детей. 

Постепенно  усиливается роль светского законодательства. Однако дореволюционная  Россия так и не дошла до создания единого для всех подданных законодательства о браке. В многонациональной  России браки заключались  в основном по религиозным  нормам, и, соответственно порядок заключения брака, например, у  мусульман отличался  от классического  христианского брака.  

До  Октябрьской революции 1917г. Браком считался союз, оформленный по религиозным  канонам концессий, к которым принадлежали лица, вступившие в  брак. Исключением  составляли лишь браки  раскольников, получавшие юридическое признание  после их регистрации  в полицейских  органах. Именно эти  браки представляли уже в то время  не сто иное как  «граждански браки», т.е. браки, оформленные  в органах государственных, а не в церкви. 

Введение  гражданской формы  брака, заключаемого посредством его  регистрации в  государственных  органах, и соответственно отмены церковной  формы были проведены  в России Декретом ВЦИК и СНК РСФСР 18 декабря 1917г. «О гражданском  браке, о детях  и о введении книг актов гражданского состояния». 

Уже 21 октября 1918г. было издано постановление ВЧК, которое объявляло, что «пометки в  паспортах о церковном  венчании, присвоении на основании церковного венчания женщине  фамилии лица, с  которым она венчалась, отметка милицией таких лиц состоящих  в браке и выдача венчавшейся паспорта на фамилию гражданина, с которым она  венчалась, является саботажем декрета  о гражданском  браке, присвоением  чужой фамилии  и звания мужа или жены, т.е. срывом декрета рабоче-крестьянского правительства, а для служащих милиции - преступлением по должности. 

Однако  еще долгое время  регистрация «де-факто» не была обязательной. 

Причину такого пренебрежения  к действовавшей  норме можно понять из контекста заявления  Я.Н. Брандербурского: «Регистрация - пережиток, со временем она, конечно, исчезнет, но сейчас она сохраняется, главным образом как средство борьбы с церковным браком». 

Идея  эта не новая. Еще в 1918г. При принятии КЗАГА гражданский (зарегистрированный) брак понимался в НКЮ как средство борьбы с браком церковным. 

Об  этом говорили не только российские цивилисты, но и зарубежные исследователи, так французский  ученый Альфред Наке в своем труде « К свободному союзу» (1908г.), разделил точку зрения советских цивилистов, что «в коммунистическом обществе люди не будут нуждаться ни в том, что бы общество вмешивалось в союз полов, даже виде простой регистрации, ним в том, чтобы хотя бы малейшее моральное давление оказывалось по отношению к индивидууму». 

Таким образом, новая государственная  власть вслед за рядом европейских государств осуществила своего рода революцию и в регулировании матримониальной сферы - переход от брака церковного к браку гражданскому. Но был это только шаг на пути к признанию юридической силы за простым сожительством. В то время, по словам Г.М. Свердлова, « признание и охрана последствий фактических, незарегистрированных браков в условиях острой борьбы за гражданский брак означали бы признание и религиозных браков, ибо церковь всемирно стремилась к тому, чтобы религиозный брак не сопровождался светской формой и, следовательно, оставался тем, что называется фактическим браком». 

Стоит отметить, что введение гражданского брака  было воспринято населением поначалу отрицательно. Однако жесткая политика государственной  власти на повсеместное распространение  гражданской формы  брака на фоне широких  репрессий против церкви дала результаты: к середине 20-х  годов наступил следующий  этап реформирования брачно-семейного  законодательства. 

В проекте нового кодекса  законов о браке, семье и опеке  РСФСР 1926г. Содержалось  правило о признании  регистрации брака  факультативной, о  признании правовой силы и за внебрачным сожительством. 

Основными аргументами в  пользу этого нововведения назывались, во-первых, большое число  подобных браков (по данным Народного  коммисариата юстиции, их количество к 1926г. составляло примерно 7% от общего числа браков и имело тенденцию к росту); во-вторых, то, что непризнание их правового значения больно ударяло по интересам женщины, остававшейся еще материально-зависимой от мужчины.  

Принятый в 1969г. - «Кодекс о браке и семье РСФСР» подтвердил осуществившиеся в законодательстве признание юридической силы только за зарегистрированным браком. Устанавливалось, что права и обязанности супругов порождает лишь брак, заключенных в государственных органах записи актов гражданского состояния (чт17), предписывалось заключать брак в органах ЗАГС (ст.13) 

В настоящее время  процедура заключения брака на территории нашей страны регулирует Семейным кодексом РФ. В семейном законе выделена специальная  глава 3 (ст.ст.10-15) условия  и порядок заключения брака. Наряду с СК РФ к данным правоотношениям применимы нормы Гражданского кодекса РФ (часть 1,2,3 с изм. И доп. От 20 февраля, 12 августа 1996г., 24 октября 1997г., 08 июля,17 декабря, 1999г., 16 апреля 15 мая, 26 ноября 2001г., 21 марта2002г.) 

3

На  Западе гражданский  брак практикуется давно. В последнее время  такие отношения  стали популярны  и у нас.

У гражданского брака  есть множество ярых сторонников и  не меньше принципиальных противников. Бывает, что различие мнений по этому важному  вопросу провоцирует  даже разрыв отношений: например, он мечтает дать ей свою фамилию и надеть кольцо на палец, а она прямо говорит, что не готова, не хочет и не будет регистрировать отношения.Или наоборот: ей «уж замуж невтерпеж», а он «искренне недоумевает», зачем вообще нужен этот штамп в паспорте, ведь мы же и так любим друг друга? Хорошо, конечно, когда позиции по принципиальным вопросам совпадают. Но давайте все же, независимо от нашей точки зрения, попытаемся понять противоположную сторону и рассмотрим, какие плюсы и минусы имеет совместное проживание без регистрации отношений.

Информация о работе Гражданский брак