Готовность к самостоятельной деятельности в профессиональной и социальной сферах жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 07:15, научная работа

Описание

Проблема исследования: Готовность к самостоятельной деятельности в профессиональной и социальной сферах жизни;
Цель исследования: Выявить уровень готовности студентов осуществлять самостоятельную деятельность;
Объект исследования: студенты;
Предмет исследования: Готовность студентов к самостоятельной профессиональной и социальной сферам деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Готовность к самостоятельной деятельности в профессиональной и социальной сферах жизни.doc

— 188.50 Кб (Скачать документ)

На вопрос «Каковы будут ваши действия, если Вы неожиданно получили не слишком ответственное, но большое и трудоемкое задание», студенты ответили так: 48% - примутся за выполнение задания, продумав план действий, 44% - прежде чем согласиться, тщательно взвесят все возможные трудности и 8% - попытаются деликатно отказаться.

К чему же стремятся студенты на данном этапе жизни? 56% - окончить университет и получить высшее образование, 28% - затрудняются ответить, 8% - установить материальную независимость, 4% - стремятся к успешной учебной деятельности и 4% - к успешной сдаче экзаменов.

Если студентам не удастся выполнить какое-то очень важное поручение, то из них 76% будут пробовать еще, 16% - смирятся, 8% - больше никогда в это не сунутся и никто из студентов не считает, что для него нет невыполнимых заданий.

При выборе будущей профессии студенты на первое место поставят самым важным хороший заработок (56%), на второе место – престижность профессии (40%), на третье – постоянное развитие по своей специальности (36%), на четвертое – всегда оставаться в кругу своих друзей (20%), на пятое – одобрение родителей (8%).

88% студентов выбрали университет и специальность самостоятельно, без помощи родителей, 8% студентов заставили родители идти на данную специальность, у 4% студентов не было выбора идти на другой факультет, ведь только здесь были бюджетные места и никто из студентов не пошел на данную специальность только из-за своих друзей.

Большая часть студентов (64%) абсолютно не жалеют, что выбрали именно этот факультет. 20% - не жалеют, так как учатся со своими друзьями, 12% - жалеют, но ничего не могут сделать, 4% - жалеют и собираются перейти на другой факультет.

По проведенной статистике выявилось, что 64% студентов есть братья или сестры, 28% студентов единственные дети в семье и их это полностью устраивает, 8% студентов – единственные дети в семье, но всегда хотели брата или сестру.

Чрезмерная опека родителей, по мнению студентов, заключается в следующем: 32% считают, что это контроль над каждым шагом ребенка, 28% - затрудняются ответить, 24% - это принятие решений за ребенка, 8% - чрезмерная забота и 8% - присутствие в личной жизни.

Готовы ли студенты к самостоятельной жизни? 64% давно хотят жить самостоятельно и ни от кого не зависеть, 36% готовы, но не откажутся от родительской помощи, никто из студентов не боится жить самостоятельно и не нуждаются в заботе и опеке.

У 56% студентов хорошие взаимоотношения с родителями, но иногда что-то приходится скрывать, 28% - с родителями общаются как с друзьями, 16% - говорят абсолютно все своим родителям и никто мало не общается с родителями.

Как же родители относятся к мнению своих детей? 64% - принимают решения самостоятельно, но при этом советуясь с родителями, 20% - никогда не советуются с родителями, 16% - прислушиваются к мнению родителей.

Семейное положение опрошенных студентов: 60% - не женаты и не замужем, 28% - встречаются с парнем или девушкой, 12% - помолвлены и никто не замужем и не женат.

Из опрошенных студентов было 64% девушек и 36% молодых людей.

48% студентов были с ИЭМ, 24% с АСИ, 20% с ИЭИ и 8% с ТГВ.

Большинство студентов (32%), проходивших анкетирование были с 4 курса, одинаковое число студентов (20%) были со 2 и 3 курсов, 16% с 5 курса и 12% с 1 курса.

 

 

 







Сравнительный анализ

Проведя сравнительную характеристику ответов на вопросы нашей анкеты респондентов 1 – 5 курсов можно сказать:

Студенты 2,4 и 5 курсов были полностью солидарны друг с другом в определении самостоятельности – материальная независимость и самостоятельное принятие решений (40%/50%), также сошлись во мнении, отвечая на этот вопрос, и студенты 1 и 3 курсов – самостоятельное принятие решений (66,7%/60%).

Быть студентов не так уж легко, как кажется на первый взгляд. Без сомнения, каждый студент стремится к этой «призрачной» независимости, но насколько, же следует быть самостоятельным студенту?!

Вновь ребята 1 -  4 курсов выступили «единым фронтом» полная независимость от родителей (50%/66,7%), также, 3 курс ответил - самостоятельной сдаче экзаменов (40%), 2 и 5 курсы - устройстве на работу (40%). Думаю, что все понимают, что студентов ни в чём не зависящих от своих родителей не так много на 5 курсе, тогда что говорить о 1 и 2?! Думаю, ребята не совсем ясно себе это представляют.

А как же насчет финансовой независимости? Ребята 1 курса настроены очень оптимистично, ведь это в их силах (100%). Студенты 2, 3 и 4 курсов не находят времени на работу (40%/62,5%). А вот у 5 курсов есть временный заработок (50%).

Каждый человек обладает какими-либо качествами самостоятельности, но у каждого они разные. Наши респонденты считают так: 1, 3, 4, 5 курсы - исполнительность, решительность, целеустремленность, собранность (80%/50%),2 курс считает иначе - Решительность, собранность, организованность (40%), амбициозность, ответственность, целеустремленность (40%).

Устраиваться на работу студенты 1 курса серьёзно настроены (66,7%) только самостоятельно, ведь они не любят быть кому-то обязанными, даже если это друг. Лучше устраивать по знакомству, ведь так надёжней, считают  студенты 2 курса (40%). А ребятам 3, 4, 5 курсов (80%) вообще безразлично, лишь бы работа была прибыльная. Это и правильно, лишь бы не безработным!

А вот возникающие трудности у большинства респондентов нашей анкеты 1, 2, 4 курсов (более 60%) порождают желание их преодолевать. Студенты 3 курса пускают все на самотек, все уладится само собой (60%). А вот 5 курсу необходим совет. Это достаточно странно.

На каждом этапе своей жизни человек стремится к разным целям! Так  и наши респонденты, проходя 5-летнюю школу жизни в ВУЗе, стремятся: получить высшее образование и обеспечить материальную независимость (более 60%).

Часто, если у нас что-то не получается в каком-то даже пустяковом деле, опускаются руки, пропадает желание, стремление чем-либо заниматься… но нужно находить в себе силы и идти дальше! Так и респонденты нашей анкеты, студенты 1 – 5 курсов (более 60%), лишь станут впредь осторожней. И как говорят «если долго мучиться, то что-нибудь обязательно получится!»

Выбор профессии для каждого человека очень важен. Студенты при своем выборе избирают следующие критерии: хороший заработок и постоянное развитие по своей профессии (более 50%).

Для каждого абитуриента очень важно, на какую специальность он пошел и какой университет выбрал. Некоторые выбирают осознанно, а кого-то заставляют родители. И все наши респонденты ответили единогласно - Конечно, я все решил(а) самостоятельно, без помощи родителей (100%).

«Нас делают наши родители» Д.А. Аносов. Вопрос чрезмерной опеки родителей является центральным вопросом нашего социологического исследования. Опека родителей может пагубно влиять на становление личности ребёнка.

Большинство респондентов 1, 3 и 4 курсов  уверены, что чрезмерная опека родителей заключается в постоянном контроле. А большинство опрошенных студентов 5 курса считают, что чрезмерная опека проявляется навязывании своего мнения.

Ребята 1 – 4 сошлись на мнении, что они готовы к самостоятельной жизни, но всё-таки нуждаются в родительской поддержке (80%/50%).

Готовиться к самостоятельной жизни важно начать с моральной и психологической подготовки, умение вести домашнее хозяйство придёт со временем.

Нужно доказать родителям, что Вам можно доверять, что Вы – личность и у Вас есть своё мнение достойное их внимания! Свыше 60% студентов 2 – 5 курсов, участвующих в нашем социологическом исследовании, принимают отдельные решения, но должны получить одобрения родителей. Это очень даже неплохо, значит, родители всё же прислушиваются к их мнению. А  66,7% респондентов 1 курса всегда сами принимают решения! Думаю, что это не совсем верное решение. Родители никогда не посоветуют дурного!


Таким образом, подводя итоги можно сказать, что:

Основными критериями, в которых выражается самостоятельность, являются: материальная независимость (40%), самостоятельное принятие решений (48%) и жить отдельно от родителей (4%). При это самостоятельность студента должна заключаться  в полной независимости от родителей (56%), самостоятельной сдаче экзаменов (24%) и устройстве на работу (12%).

На сегодняшний день большинство студентов (64%) готово к самостоятельной жизни, но всё-таки нуждаются в родительской поддержке, так как не могут обеспечить свою финансовую независимость из-за нехватки времени (52%) и  излишней обеспеченности родителями (20%).

Стремления упираются в получение хорошего образования (56%), установление материальной независимости (8%).

Основными критериями при выборе будущей профессии студенты считают: хороший заработок – 56% и постоянное развитие по своей профессии – 36%.Большинство опрошенных студентов (88%) осознанно выбрали данный университет и факультет.

Воспитание в семьях в основном было демократическим – прежде всего, учитывались интересы ребёнка (64%), но отчасти и авторитарным – родители навязывали своё мнение детям (16%). Чрезмерная опека родителей, по мнению наших респондентов, заключается: в постоянном контроле (32%), принятие решений за ребенка (24%) и присутствие в личной жизни (8%). Большинство опрошенных нами ребят – 64%, принимают отдельные решения сами, но должны получить одобрение родителей.

В целом, исходя из результатов исследования, можно констатировать подтверждение гипотезы: «Чрезмерная опека родителей негативно сказывается на желании студентов быть самостоятельными, несмотря на их готовность».


Рекомендации:

Родителям стоит, для начала, решить для себя, хотят ли они, чтобы в будущем их ребёнок стал Личностью, со своим мнением и убеждениями. Или им больше нравится идея, чтобы всю свою жизнь он был ведомым. Не выбирайте за него друзей и врагов! Вторым шагом может быть приучение ребёнка к ответственности уже с малолетства (самый банальный способ купить ему собаку). С детства следует давать понять ребенку, что даром в этой жизни он не получит ничего! Следует применять метод поощрения: вознаграждать за выполнение даже пустякового поручения. Если у вас два ребенка или более, то помощь по уходу за младшими будет хорошей школой ответственности. Но не делайте это обязательным, а то старшие, будут чувствовать себя покинутыми.

Третьим шагом должно быть общение и поведение. Не стоит всю жизнь, пока ребёнок живёт с вами обращаться и общаться с ним, как с маленьким. Понятно, что для родителей, мы всю жизнь будем маленькими и неопытными, но не надо постоянно напоминать об этом детям. Стоит как можно реже употреблять фразу: «Учись на наших ошибках!» Кто бы, что не говорил, но лучше учиться на своих, ведь тогда лучше запоминается. Покажите, что вы с ним общаетесь на равных. Станьте другом! Тогда вы станете и кумиров, что играет немалую роль.  Помощь может быть следующим шагом. В том смысле, что родители могут помочь ребёнку найти «себя», помочь заниматься тем делом, которое наиболее близко ему. Не надо выбирать за него, ведь в будущем, если это не будет приносить ему удовольствия, он не поблагодарит вас! Поспособствуйте тому, чтобы он работал. Не заставляйте, а предлагайте и помогайте, но без фанатизма! Обучайте ребёнка и сами, ведь учёба это не основное.

В заключении, стоит давать ребёнку больше свободы и доверять.  Если вы считаете, что правильно его воспитали, то вам нечего бояться.

27

 



27

 

 

27

 



Информация о работе Готовность к самостоятельной деятельности в профессиональной и социальной сферах жизни