Гендерный подход в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 20:23, доклад

Описание

Концепция гендера появилась в социологии не так давно: в американской – в 70-е годы, а в России она стала особо привлекать внимание исследователей с начала 90-х годов. Можно отметить, что именно социальные трансформации конца 80-х начала 90-х годов явились главным фактором, повлиявшим в нашей стране на формирование нового направления в социальных науках, которое еще до конца не оформилось.

Работа состоит из  1 файл

Гендерный подход в социологии.doc

— 76.00 Кб (Скачать документ)

Понятие гендер было введено в понятийный аппарат науки в конце 60 — начале 70-х гг. ХХ в. и использовалось сначала в истории, историографии, социологии, а затем и в психологии для описания социальных «последствий» природного пола человека. В отечественной научной литературе оно впервые появилось в 1992 г. Ряд авторов, отмечая необходимость разделения биологических и психологических характеристик, приняли слово «гендер» как научный термин, означающий «социальный пол. Конструирование гендера в процессе социализации осуществляется основными её институтами через трансляцию сформировавшихся в культуре представлений о том, как следует себя вести мальчикам и девочкам, юношам и девушкам, какими личностными качествами должны обладать мужчины и женщины.

И. С. Кон  даёт определение гендера в широком  и более узком смысле слова. Гендер — это 1) любые психологические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и феминин-ностью и отличающие мужчин от женщин; 2) в более узком смысле — «социальный пол», социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.

Итак, гендер в отечественной психологии — это социальный пол, т. е. совокупность социальных и межличностных характеристик человека, устойчиво связываемых в данных общественно-исторических условиях с принадлежностью к мужчинам (мальчикам) или женщинам (девочкам). Отметим, что научная терминология еще не вполне устоялась, и слова «гендер» и «пол», а также их производные иногда употребляются как синонимы. Однако их различение имеет принципиальное значение.

По образному  выражению американского антрополога  Кэтрин Марч, пол относится к гендеру как свет к цвету. Пол и свет — естественные физические явления, допускающие объективное измерение. Гендер и цвет — исторические, культурно обусловленные категории, с помощью которых люди группируют определённые свойства, придавая им символическое значение. Хотя физиология восприятия света у людей более или менее одинакова, одни культуры и языки терминологически различают только два или три цвета, а другие — несколько десятков и даже сотен цветов. Это имеет свои социальные причины и следствия (как в различении и значении того или иного цвета в разных культурах, так и в различении и значении гендера).

Термин  «гендер» даёт понимание того, что  в дополнение к биологической  основе существуют социально детерминированные  представления о мужчине и  женщине, которые оказывают мощнейшее влияние на культурный контекст развития мальчика и девочки, женщины и мужчины. Гендер — это культурная маска пола, это приобретённое поведение, культурно ассоциируемое с бытием мужчины или женщины.

Итак, если пол осмысляется в категориях «мужчина» и «женщина, то «гендер» -в терминах «мужественность» (мужское начало) и «женственность» (женское начало). В основе понятий «мужественность/женственность» лежит обобщение человеческого опыта и «телесная метафора». Мужественность (маскулинность) и женственность (фемининность) рассматриваются как независимые друг от друга личностные конструкты, имеющие свои различные механизмы формирования.

Представления о мужественности и женственности  неодинаковы в различные эпохи, в разных социальных и экономических условиях, в разных культурных и национальных средах. Вместе с тем, некоторые черты, приписываемые данным конструктам, транскультурны, например отождествление маскулинности с силой и агрессивностью, а фемининности — с мягкостью и нежностью.

 
Буч (от англ."butch") - маскулинная женщина. Тип наиболее часто встречается среди лесбиянок, спортсменок и женщин, занимающихся тяжелой физической работой. Буч не является лесбиянкой по умолчанию.  
В лесбийской субкультуре термин 
"буч" трактуется довольно однозначно и подразумевает определенный набор физических, социальных, поведенческих характеристик.   

   
 

Что значит понятие "маскулинность", откуда она берется? Как выглядит "типичный буч"? Какие стереотипы ему незаслуженно приписываются? 
 
 
Представляется глубоко неверным идентифицировать понятия "маскулинность = мужеподобность". Женская маскулинность предполагает некоторый повышенный уровень мужских гормонов у женщины, который эндокринологами не рассматривается как патология (скорее, вариант нормы). Уровень этот чаще бывает врожденным, либо может изменяться в течение жизни под влиянием внешних и внутренних факторов. 
Термин же "мужеподобность" относится, скорее, к
транссексуальности и к женщинам применяться не может. 
 
Напомним, что в норме, у любой женщины присутствуют как женские половые гормоны, так и мужские. У мужчин - аналогично, мужские и женские. Есть ряд гормонов (не относящихся к разряду половых), уровень которых в мужском и женском организмах практически идентичен. 
 
Внешне проявляться у женщин маскулинность может по разному. К таким признакам относится телосложение, величина костной и мышечной массы, тип оволосения, голосовой тембр, конституционные особенности (походка, жестикуляция, мимика) и многое другое. Более того, географический и национальный признаки также накладывают свои отпечатки.  
 
Врожденные особенности маскулинной женщины часто могут косвенно поощряться тяжелыми условиями жизни, либо развиваться заметившими их в детстве спортивными тренерами. Например, бОльший шанс попасть к серьезную секцию по плаванию или силовым видам спорта имеют девочки ширококостные, либо поджарые, крепкие и выносливые - словом, далеко не кисейные "тургеневские барышни", увлеченные вышиванием. У маскулинных женщин чаще проявляется своеобразный "культ тела и духа", напоминающий мужской, когда женщины посещают спортзалы, бассейны, ходят в турпоходы, сплавляются по рекам, занимаются альпинизмом, при этом меньше всего поддавшись моде и  выпендрежу. Что симптоматично, совсем мало интересуясь "традиционно женским" украшательством тела: макияжем, маникюром, косметическими салонами, пластической хирургией и пр. 
 
Соответственно, в повседневной жизни, в быту, маскулинные женщины предпочитают не входить в сильный конфликт с собственным мироощущением и телесным комфортом. Вряд ли кто-то уговорит их нацепить дорогущие и непрактичные колготки, бесчеловечное изобретение - обувь на шпильках, если есть более удобная и комфортная повседневная, чаще спортивная, одежда. Правда, не вызывающая у мужчин эротических желаний обладать немедленно её соблазнительной хозяйкой, но оттого не худшая.  
 
Однако, многие ошибочно принимают за буча любую женщину, хоть сколько-нибудь выглядящую маскулинно. Или пытающуюся так выглядеть. Ну вот представьте себе буча на каблуках, в миниюбке и декольтированной мохеровой кофте с люрексом. Представили? А ведь не менее комично выглядит щупленький цыпленок в очках с толстыми линзами или клава с выпирающими отовсюду пышными телесами, влезшие в мешковатые штаны, майку-милитари, военные ботинки и набившие полплеча татуировками взамен срезанной косы до пояса. 
 
Настоящие бучи могут быть как маленькими, так и высокими, худыми и толстыми, спортивными и не очень, юными или "за 60" - но всех их объединяет ряд качеств, которые и позволяют отличить настоящего буча от фальшивого, если можно так выразиться. 
Знатный эксперт в области бучеведения, шеф-редактор Lesbiru.Com VolgaVolga поясняет сей вопрос просто: если перед Вами галантный кавалер (состоявшийся или потенциальный), казанова, мачо, на худой конец - хлыщ, альфонс или паршивец, бетмен, нарцисс или просто чувак - это буч. Если персонаж вполне можно охарактеризовать как "милашку", "зайку", "красотку", "малышку", "детку", "секс-бомбу" то это, скорее всего, кто-то другой. Невозможно стать бучем, если это не заложено природой! Даже если пытаться копировать внешние атрибуты, ведь внутреннее содержание, манеры, повадки - их не подделаешь. Развить из зачаточного состояния - да. Но, увы, не привить искусственно. 
 
 


Информация о работе Гендерный подход в социологии