Функции социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 19:28, контрольная работа

Описание

Социология как самостоятельная отрасль знаний реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую. Вообще функции гуманитарных наук принято делить на две группы: познавательные (гносеологические) и собственно социальные. Познавательные функции социологии проявляются в наиболее полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные функции раскрывают пути и способы их оптимизации.

Содержание

Функции социологии…………………………………...……….3
Предмет социологии управления…………………………………..7
Субъекты и объекты политических отношений………………….9
Заключение…………………………………………………………………14
Список литературы…………………………………………………………15

Работа состоит из  1 файл

Функции социологии.docx

— 33.16 Кб (Скачать документ)

    Возможна  классификация субъектов политики и по другим признакам.

    Субъект обычно неразрывно связан с понятием объекта, под которым имеется  в виду какой-то предмет познания или деятельности человека, окружающий его мир. Объектом политики также выступает человек, социальные группы, юридические лица, испытывающие властное воздействие субъекта. Таким образом, это соотносительные и иерархические понятия. Между субъектами и объектами политики возникают разнообразные отношения, общим и главным содержанием которых выступает власть. Эти политические отношения обычно связаны с различными стадиями формирования и функционирования власти, ее структурой, институтами и т.п. «Вертикальные» политические отношения означают господство и подчинение, они нередко проявляются как конфронтация субъекта и объекта, конфликт, оппозиция, гегемонизм и т.п. «Горизонтальные» же отношения проявляются в форме координации, согласования действий равнозначных субъектов, их сотрудничества (часто это договорные отношения).

      В политической жизни общества  человек играет различные социальные  роли. Так, во-первых, в системе  политических отношений он предстает,  с одной стороны, как субъект,  а с другой, –  как объект  политического воздействия (руководства,  господства, управления и т.п.). В  последнем случае говорят об  участии обычных (рядовых) граждан  в политике, об их политическом  поведении.

    Как подлинный  субъект политики человек  действует в качестве парламентария, президента, члена правительства, судьи и т.п. В этом случае речь идет о профессиональной политической деятельности, о функционировании человека как политика. Эту деятельность обычно именуют политической карьерой, под которой понимают последовательное продвижение по служебной лестнице. Научное или публицистическое описание чьей-либо жизни в политике, состоявшегося жизненного пути политика составляет его политическую биографию.

    Как объект политики человек ведет себя в соответствии с характером управленческого воздействия. При демократическом типе взаимоотношения гражданина и власти управление человеком осуществляется через воздействие на его интересы. Изменяя условия жизнедеятельности индивида, политический субъект изменяет человеческие интересы и тем самым добивается изменения его политического поведения в желаемом направлении. При тоталитарном типе взаимоотношений управленческий импульс направлен на сознание человека и преследует цель изменить его поведение прежде всего через чувство страха наказания. Такой механизм политического регулирования поведения граждан внешне выглядит эффективным, но в долгосрочной перспективе, как показывает практика, он малоэффективен. И наоборот, управление, основанное на учете объективных и законных интересов граждан, является наиболее надежным, результативным и гуманным.

    Вторая  характеристика человека политического  связана с его гражданством. Под  гражданством понимается правовая связь  человека (физического лица) с определенным государством, порождающая взаимные права и обязанности, которые определяются основным законом государства конституцией.

    Практическая  важность института гражданства  заключается в том, что государство  обязано способствовать гражданину в реализации его прав, осуществлять его дипломатическую защиту вне пределов отечества. Институт гражданства, как правило, подробно регулируется социальными законами и подзаконными актами.

    Третий  аспект связи человека с политикой  состоит в его правосубъектности (правовом статусе). Комплекс субъективных прав граждан закреплен обычно в  конституции государства. Эти права  делят на экономические, социальные, политические, культурные и личные. В основе правового статуса граждан лежат, как правило, следующие конституционные принципы: единство прав и обязанностей, равноправие и полноправие граждан, законность и недопустимость ущерба при использовании гражданами своих прав и свобод. К ним можно добавить еще два принципа: никто не судья в собственном деле и разрешено все, что не запрещено законом.

    Практическая  реализация прав граждан представляет целый ряд больших и трудных  проблем. Одна из них связана с  неполнотой провозглашаемых нрав и  свобод человека. В конституциях многих государств сформулированы еще не все права, предусмотренные Всеобщей декларацией.

    Также имеет место то, что провозглашенные  права нередко имеют слабые гарантии  их реализации или вообще не имеют  такого механизма.

    Следующая проблема в том, что само государство, его органы и должностные лица часто нарушают декларируемые права  граждан, практикуют их дискриминацию по различным основаниям, что особенно характерно для тоталитарных режимов.

    Человечество  в своей новой истории выработало следующие институты и механизмы  защиты прав и свобод гражданина:

  • деятельность профсоюзных организаций по защите прав своих работающих членов;
  • деятельность правоохранительных органов –  милиции (полиции), прокуратуры, судов, адвокатур и т.п.;
  • деятельность комитетов (комиссий) по правам человека в органах государственной власти разных уровней;
  • деятельность общественных правозащитных организаций. Они могут быть как национальными, так и международными.

    Ограниченность, ущемление прав и свобод человека приводят к тому, что он перестает  быть подлинным субъектом политики, отчуждается от власти.

    С правовым статусом личности связано  понятие политической свободы и  ответственности. Политическая свобода  есть часть свободы человека, и означает его способность поступать согласно своему волеизъявлению. Оно детерминировано внешними условиями и ограничено ими. Таким внешним для субъекта политики ограничителем активности является его правовой статус, национальная система законодательства. Юридические законы определяют степень политической свободы граждан, которая всегда относительна и не может быть абсолютно.

    Политическая  свобода означает, таким образом, установление законности и безопасности, что возможно только в правовом, демократическом государстве.

Политическое  поведение

    Политическое  поведение –  это важная разновидность  поведения человека в обществе. Оно  представляет собой процесс взаимодействия человека с политической средой и составляет совокупность форм и способов бытия индивидуума в политической сфере жизнедеятельности общества. Речь идет о политическом поведении перечисленных ранее субъектов политики: физических, юридических лицах, социальных группах. Единицей политического поведения является конкретный поступок, личностно и общественно значимый акт, к котором отражаются политические знания человека, его убеждения, материализуется его политическая культура.

    Политическое  поведение определяют многие факторы, которые можно классифицировать по нескольким основаниям. Психофизиологическими  детерминантами этого поведения являются различные потребности и интересы, влечения и эмоции человека, его политические знания, установки и цели.

    По  степени политической включенности субъекта в политическое поведение  распадается соответственно на активное, нонконформистское и пассивное, конформистское, выражающееся в политическом индифферентизме, эскапизме и абсентеизме.

    По  характеру поступков, используемым методам, а также направленности политическое поведение можно разделить  на конфликтное, конфронтационное, разрушительное и –  бесконфликтное, нонконфронтационное, созидательное. Первое характеризуется  острым противостоянием политических сил, их разногласием, выражением политического протеста. Второе поиском политического согласия, поддержкой правящих структур, достижением консенсуса и т.п.

    В самих политических институтах политическое поведение определяется и регулируется правовыми нормами, традициями, правилами, уставами и т.п.

    Власть  имеет возможность контролировать политическое поведение граждан и социальных групп посредством законодательства, подзаконных актов органов государственного управления, а также с помощью правоохранительных органов, прежде всего государственной безопасности, внутренних дел, прокуратуры, судов, следственных органов и др. 
 

    Заключение 

    Таким образом можно сделать вывод, что социология управления играет большую  роль в процессе управления, для  решения управленческих задач, при  решении вопросов реорганизации, вводе  новых структурных подразделений  и т. д.

    Список  литературы 

    
  1. Альберт Кравченко: Социология. Учебник для вузов: СПБ- 2003.
  2. Васильева Л.Н. « Теория элит: социология политики.» – М.: Социум, 2011. – 208с.
  3. Дегтярев А.А. Основы политической теории. – М., 2008.
  4. Кравченко А.И. История социологии: Учебник. М.: Издательство Проспект, 2006. — 408 стр.
  5. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов. Осипов Г.В.(ред.), Москвичев Л.Н.(ред.). М- 2003
  6. Социология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, O.A. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 407 с
  7. Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994 - 256 с.

Информация о работе Функции социологии