Формы и виды социальных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 15:45, реферат

Описание

Организации представляют собой группу наиболее старых общественных образований на Земле. Слово «организация» происходит от латинского слова organize - делать сообща, стройный вид, устраиваю.
Организация может рассматриваться как процесс, либо как явление. Как процесс организация - это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Как явление организация - это объединение элементов для реализации программы или цели, и действующих на основании определенных правил и процедур.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…3
Социальные организации и их основные черты…………………………………3
Структура организаций…………………………………………………………..6
Особенности социальных организаций…………………………………………7
Типология организаций…………………………………………………………..8
Типология организаций по А.И. Пригожину……………………………………9
Формальные и неформальные организации……………………………………11
Бюрократизация как черта формальных организаций (М. Вебер)…………..12
Заключение………………………………………………………………………..14
Используемая литература………

Работа состоит из  1 файл

виды и формы социальных организаций.doc

— 126.00 Кб (Скачать документ)

 

 

Объединение людей  в социальную организацию происходит в двух случаях:

-во-первых, когда достижение какой-то общей цели возможно осуществить только через достижение индивидуальных целей (заработок, престиж, реализация своих способностей), таким образом возникают, например, предприятия и учреждения;

-во-вторых, когда индивидуальные цели можно достичь только через выдвижение и достижение общих целей, в результате чего появляются, например, акционерные общества и так называемые общественные (массовые, союзные) организации.

 

Типология организаций.

Существует  большое множество разного рода типологий организаций. Наиболее распространенной в настоящее время является типология организаций по отраслевому признаку:

• производственные;

• образовательные;

• лечебные;

• культурные;

• транспортные и пр.

Разработка типологий  организаций интересует не только социологов, в ней нуждаются и экономика (делит организации по профилю продукции, по численности персонала, техническому режиму и т.д.), и право (делит организации по подчинению — местные, региональные, межрегиональные, общероссийские; по ведомственной принадлежности; по административным структурам и т. д.). Для социологов наиболее важно рассмотрение организаций с точки зрения их места в общественных отношениях, социальной функции.

Рассмотрим наиболее характерные  классификации организаций, разработанные  социологами. Так, А.Этциони все организации делит на три следующих класса:

1) добровольные организации  (voluntary organizations), члены которых объединяются  на добровольной основе: политические  партии, церкви, клубы, университеты;

2) принудительные организации  (coercive organizations), членами которых становятся принудительным путем: начальная школа, армия, психбольницы;

3) утилитарные организации  (utilitarian organizations), члены которых объединяются  для достижения общих и индивидуальных  целей: предприятия, заводы, фирмы. 

А.И.Пригожин выделяет в обществе четыре типа организационных образований, два первых — собственно организации, а два последних типа представляют собой пограничные формы, они не являются собственно организациями, но во многих своих чертах родственны им и имеют некоторые признаки последних — это полуорганизации.

В словаре “Социальное  управление” (Составители И.М.Слепенков, Ю.П.Аверин. Среди соавторов: Добреньков, Лапин, Минюшев, Харчева, Пригожин, Щербина  и др.) производится типология организаций  по таким критериям, как выполняемые  ими функции и цели.

1-й  тип – производственные или экономические организации (создают товары, услуги, капиталы)

2-й  тип – поддерживающие организации (цель – социализация индивидов). Этот тип включает в себя организации, связанные с нормативной интеграцией общества (церковь, школа), а также организации, занимающиеся восстановлением, реабилитацией индивидов (здравоохранение, благотворительность).

3-й  тип – адаптивные организации (исследовательские, научные), функции которых – обеспечение формационной интеграции общества.

4-й  тип – политические организации (государство, различные общественные организации). Они имеют дело с общей регуляцией, координацией и контролем людей и подсистем в обществе.

Некоторые обладают смешанными функциями (организации государственного принуждения).

 

Типология организаций по А.И.Пригожину.

Ну и, наконец, «пригожинская» типология социальных организаций. Она заслуживает того, чтобы не оставить ее в стороне и остановиться на ней специально. В отечественной социологии она, пожалуй, является наиболее представительной.

А.И.Пригожин, исходным в своей типологии, берет понятие “организационные образования в обществе”. Он говорит о четырех типах таких образований.

1. Деловые организации (предприятия, учреждения). Создаются отдельными коллективными предпринимателями, государством, местной властью, акционерными обществами, партиями и т.д. Выполняемая работа дает доход, зарплату. Основа внутреннего регулирования – административный распорядок, единоначалие, назначения.

2. Союзные (общественные) организации. Цели их вырабатываются внутри. Регулирование обеспечивается совместно принятым уставом, принципом выборности. Членство в них дает удовлетворение политических, социальных, культурных, материальных интересов участников.

3. Ассоциативные организации (семья, научная школа, неформальная группа). Они строятся на взаимном удовлетворении интересов, когда не общая цель является фактором объединения, а цели каждого, то есть цель одного служит средством достижения цели другого. Степень формализации совсем незначительна. Регулятивные функции осуществляют спонтанно складывающиеся в них коллективные нормы и ценности.

4. Поселенческие организации. Этот тип обладает сходными с третьим типом организационными признаками.

Первые два  типа представлены собственно организациями, два последних не являются организациями в собственном (точном) смысле этого слова. Это, скорее, полуорганизации, во многих своих чертах, родственные первым.

Теперь, что  касается деловых организаций. А.И.Пригожин вводит здесь еще один термин. Этот термин “надорганизации” (отрасль, регион, ведомство). Эти вторичные деловые системы не являются целевыми общностями, но включают в себя их, и прежде всего в виде первичных деловых организаций, советов и т.д. Надорганизации состоят из межорганизационных отношений.

Такая типология  не лишена целесообразности, но это “типология вообще”, не имеющая целевого назначения.

Иное дело распределение  организаций по их общественным функциям с точки зрения такой весьма актуальной проблемы, как “личность – общество”.

Наконец, можно  построить типологию деловых организаций по типу контакта организации со своим партнером “на выходе”, то есть с адресатом-потребителем.

Они являются важной формой общественной самодеятельности и массового управления. Участие  в них мотивируется убеждениями, потребностью в общении, получением дополнительных правовых или материальных возможностей, стремлением к самоактуализации и т.д.

Предложенные  типологии социальных организаций  не являются законченными их классификациями. Они открыты дополнению и развитию.

Таким образом, мир организаций весьма многопланов и многолик. Для того, чтобы хорошо ориентироваться в этом мире, чтобы компетентно о них судить, эффективно их использовать, управлять ими, а также развивать (совершенствовать) их, необходимо знание всех тех их типов, которые и были представлены.

 

Формальные  и неформальные организации.

По степени  формализации существующих связей, статусов и норм:

1. Формальные организации.

Особенности: -возникают, как правило, в результате соответствующего административного, политического решения;

- основаны на разделении труда;

- им присуща глубокая специализация;

-деятельность организации четко регламентирована, обусловлена юридическими нормами;

- функционирование основано на управленческой деятельности

 2. Неформальные организации.

Особенности:

- возникают и функционируют параллельно с формальными;

- появляются не по приказу или решению администрации, а стихийно или сознательно для удовлетворения социальных потребностей;

- это спонтанно сложившиеся системы социальных связей, взаимодействий;

- в них действуют свои, отличающиеся от формальных структур нормы межличностного и межгруппового общения;

- они возникают и действуют там, где формальные организации не выполняют каких-либо функций, важных для общества, компенсируя, таким образом, их недостатки;

- это самоорганизующиеся системы, создаваемые для реализации общих интересов субъектов организации).

Структура социальной организации включает:

- информацию и систему ее передачи;

- готовность персонала (к реализации задач организации);

- социально-психологическую атмосферу;

- коммерческие идеи и стратегию деятельности;

- ресурсы (технические и духовные);

- метод управления и роль руководителя.

Исследователи отмечают высокую  степень влияния на деятельность организации окружающей ее внешней среды (см. рис. 1).

Функции организаций:

- удовлетворение человеческих потребностей через производство (средств производства, предметов потребления, среды обитания человека); рекреацию (отдых и лечение); социализацию (предоставление информации, образование и воспитание);

- общественная интеграция путем обеспечения социального контроля  и социального управления.

 

Современные организации, и, прежде всего формальные, невозможны без особого вида деятельности –  управленческой, направленной на преобразование различных сторон жизни организации. Эта деятельность крайне многообразна и противоречива. О ее сложности, в частности, говорит тот факт, что на практике принято и используется множество концепций управления. Исследователи в настоящее время не имеют единого мнения относительно сущности управленческого процесса и функций управления.

Однако все  исследователи организаций сходятся в том, что основу управления составляет достижение целей организации оптимальными средствами. Практика показывает, оптимальность достижения целей достигается путем создания в рамках организации специального органа, который реализует управленческое воздействие и непосредственно не включен в процесс производства продукта, а находится как бы над ним. Например, руководство – администрация экскаваторного завода, должно контролировать деятельность всех цехов и подразделений предприятия, не выполняя их функции.

В самом общем  виде процесс управления представляется как совокупность действий особого  органа организации, ориентированных  на изменение существующего состояния организации или ее частей в направлении достижения целей и баланса организации с внешней средой.

Задачей управления является удержание в допустимых пределах контролируемых параметров, т.е. действий отдельных подразделений  организации и организации как единого целого в направлении достижения поставленных целей. Воздействие на контролируемые параметры осуществляется посредством изменения ситуации или с помощью стимулов. Для решения этой задачи руководители должны ориентироваться не только на контролируемые параметры управляемого объекта, но и на взаимоотношения этого подразделения или организации в целом с внешней средой.

 

Бюрократизация  как черта формальных организаций (М. Вебер).

Вопрос управления в организациях напрямую связан с проблемой бюрократизации организаций.

Важнейшей чертой всех современных формальных организаций  является их бюрократизация. Термин «бюрократия» (от фр. bureau – бюро, канцелярия и греч. kratos – власть), появившийся в XVIII веке, означает власть чиновников. Вначале он применялся лишь в отношении к правительственным учреждениям, но постепенно значение его расширилось и его стали применять к любым большим организациям.

В литературе можно  встретить крайние точки зрения на это социальное явление. В одном  случае, оно имеет негативную окраску и ассоциируется, прежде всего, с волокитой, неэффективностью и расточительством, в то время как в другом – рассматривается как явление позитивное, представляющее собой образчик тщательности, точности и эффективности административного управления. Более взвешенный подход к характеристике и оценке бюрократии продемонстрировал М.Вебер. По его мнению, распространение бюрократии в обществе естественно и закономерно, поскольку это единственный способ адекватно ответить на вызовы времени, на постоянно усложняющуюся общественную жизнь. Это можно проиллюстрировать на следующем примере: появление монополий вызывает необходимость оказания поддержки свободной конкуренции, как следствие – появляются контролирующие органы, представляющие собой новые бюрократические организации.

Для описания характерных  особенностей бюрократии, Вебер использовал  ее идеальный тип, или модель. Как  известно, модель никогда не соответствует  в точности специфической ситуации реального мира, но она дает возможность обобщить социальное явление.

Вебер выделил  следующие основные черты идеальной  бюрократии.

1. Наличие иерархии власти, при которой задачи в организации распределяются как «служебные обязанности». Бюрократия имеет вид пирамиды, в которой положение, означающее высшую власть, соответствует вершине. Существует «цепочка управления» от вершины к основанию, которая позволяет принимать скоординированные решения. Каждый более высокий слой руководит и контролирует слой, на ступень ниже его в иерархии.

2. Установленные правила определяют поведение должностных лиц на всех уровнях организации.

3. Должностные лица заняты полный рабочий день и получают должностной оклад. Каждое рабочее место в иерархии подразумевает определенную заработную плату. Ожидается, что индивид будет делать карьеру в организации. Продвижение осуществляется на основе способностей, старшинства или смеси того и другого.

Информация о работе Формы и виды социальных организаций