Факторы социализации личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 01:10, реферат

Описание

В данной работе мы рассмотрим метод наблюдения. Каждый из нас ежедневно использует метод наблюдения в повседневной жизни: мы наблюдаем за детьми, за пациентами поликлиники во время ожидания приёма и т. д. Иногда мы обобщаем наблюдения и делимся ими с другими людьми, иногда – это просто мимолётные взгляды. С профессиональным подходом к наблюдению мы встречаемся когда комментатор информирует нас о событиях на футбольном поле, кинооператор снимает камерой участников демонстрации, учитель, апробируя новую методику преподавания, наблюдает за поведением класса на уроке и т. п.

Содержание

Метод наблюдения.
введение 3
1.3. Сущность метода наблюдения 4
1.4. Классификация наблюдений 7
1.5. Достоинства и недостатки метода наблюдения 10
2. Основные направления социологии М. Вебера. 12
2.2. Направления социологии М.Вебера. 13
3. Определение и основные элементы культуры. 16
3.1. Понятие культуры. Материальная и духовная культура 16
3.2. Основные элементы культуры. 18
4. Социальная мобильность: причины и типы. 20
4.1. Типы социальной мобильности. 22
4.2. Причины социальной мобильности. 22
5. Факторы социализации личности. 23
5.1. Личность и основные факторы ее развития. 23
6. Вывод 26
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

методы исследования социальных процесов.docx

— 63.53 Кб (Скачать документ)

     Важным  вкладом Вебера в социологию также  было изучение влияния религиозно-этнических установок личности на ее хозяйственную деятельность. В отличие от Маркса, Вебер считал, что различные формы капитализма существовали в различных обществах, основанных на товарно-денежных отношениях, в какое бы историческое время и в какой бы части света они не располагались, Эти «капитализмы» немецкий социолог определял как авантюрные, торговые, ориентированные на войну, государственное управление и связанную с ним наживу.

     Особое  место в истории занимает рациональный промышленный капитализм, который зарождается в Европе в XVI веке, во времена Реформации. Жажда наживы существовала у людей всегда, но при рациональном капитализме она реализуется не путем завоеваний, спекуляций и т.п., а с помощью дисциплины, науки, накопления, которые ведут к безграничному росту производства. Такая форма капитализма имеет место только в западной цивилизации. Вебер связывал ее с появлением протестантской религии. Протестантская этика предписывает верующим остерегаться мирских благ и следовать аскетическому образу жизни, добиваться максимального успеха в профессиональной деятельности, что дает ему чувство уверенности в своей избранности богом. Такое поведение идеально совпадает с необходимыми для промышленного капитализма требованием рациональной организации производства, сохранения большей части прибыли для воспроизводства, а не для «прожигания жизни». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Определение и основные элементы культуры.
 

    3.1. Понятие культуры. Материальная и духовная культура. 
 

    КУЛЬТУРА (лат. cultura — возделывание, воспитание, почитание), универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданный человечеством в процессе освоения природы и обладающий структурными, функциональными и динамическими закономерностями (общими и специальными). Понятие культура употребляется также для обозначения уровня совершенства того или иного умения, и его внепрагматической ценности.

    Принято делить культуру на материальную и  духовную соответственно двум основным видам производства — материального  и духовного. Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и её результаты (орудия труда, жилища, предметы повседневного  обихода, одежда, средства транспорта и связи и др.). Духовная культура охватывает сферу сознания, духовного производства (познание, нравственность, воспитание и просвещение, включая право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию). Подчеркивая разницу между материальными и духовными ценностями, многие исследователи разграничивают материальную и духовную культуру. Под материальной культурой понимается совокупность материальных благ, средств и форм их производства и способов овладения ими. Духовную культуру определяют как совокупность всех знаний, форм мышления, сфер идеологии (философия, этика, право, политика и т. д.) и способов деятельности по созданию духовных ценностей. В этом разграничении есть рациональное зерно, но его нельзя абсолютизировать. Здесь всегда надо помнить об относительности границ материальной и духовной культур. Возможно даже, что точнее говорить о материальных и духовных сторонах единого феномена культуры. В самом деле, станок материален, но он был бы только грудой металлолома, если бы в нем не были воплощены мысль конструктора, таланты, навыки рабочих, изготовивших его. Именно историческая преемственность в развитии материальной культуры составляет основу преемственности в развитии культуры в целом, каковы бы ни были разрушения культуры — ее вычеркнуть из исторической жизни нельзя. В той или иной своей части, в тех или иных своих материальных остатках эта культура неустранима, трудности лишь будут в ее возобновлении.

Наконец, обратим  внимание еще на один очень важный момент - на социальный характер культуры. Культура - это неотъемлемая сторона  жизни общества, она неотделима от человека как социального существа. Не может быть общества без культуры, как и культуры без общества. Поэтому, то обыденное понимание культуры, с которым мы часто сталкиваемся, когда говорим: "Это некультурный человек, ему неведомо, что такое  культура", - неверно с философской точки зрения. Говоря так, мы обычно имеем в виду, что человек, о котором идет речь, плохо воспитан или недостаточно образован. Однако с философской точки зрения человек всегда культурен, ибо он есть социальное существо, а общества без культуры не существует. Как бы ни было слабо развито то или иное общество, оно всегда создает соответствующую культуру, т. е. совокупность материальных и духовных ценностей и способов их производства. Другое дело, что степень развитости культуры может быть различной-сильной или слабой, высокой или низкой. Эта степень зависит от конкретного исторического этапа развития общества, от условий, в которых развивается человечество, от возможностей, которыми оно располагает. Во первых, нужно говорить о конкретной, специфической отрасли знания, которая находится на стыке областей социологии и культуры, и соответственно, изучает социальные закономерности развитие культуры, формы проявления этих закономерностей в человеческой деятельности.                      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3.2. Основные элементы культуры. 

 По мнению  антропологов, культура состоит  из четырех элементов.

    1. Понятия (концепты). Они содержатся  главным образом в языке. Благодаря  им становиться возможным, упорядочить  опыт людей.  Например, мы воспринимаем  форму, цвет и вкус предметов  окружающего мира, но в разных  культурах мир организован по разному.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

    В  языке жителей Тробриандских островов одно слово обозначает шесть различных родственников: отца, брата отца, сына сестры отца, сына сестры матери отца, сына дочери сестры отца, сына сына брата отца отца  и сына сына сестры отца отца. В английском языке даже отсутствуют слова, обозначающие четырех последних родственников.

    Это  различие между двумя языками  объясняется тем, что для жителей  Тробриандских островов необходимо слово, охватывающее всех родственников, к которым принято относиться особым почтением. В английском и американском обществах сложилась менее сложная система родственных связей, поэтому у англичан нет необходимости в словах, обозначающих таких дальних родственников.

    Таким  образом, изучение слов языка  позволяет человеку ориентироваться  в окружающем мире посредством  отбора организации своего опыта.

    2. Отношения. Культуры не только  выделяют те или иные части  мира с помощью понятий, но  также выявляют, как эти составные  части связаны между собой  - в пространстве и времени,  по значению (например, черное противоположно белому), на основе причинной обусловленности (“пожалеть розгу - испортить ребенка”). В нашем языке имеются слова, обозначающие землю и солнце, и мы уверены, что земля вращается вокруг солнца. Но до Коперника люди верили, что дело обстоит наоборот. Культуры часто по-разному истолковывают взаимосвязи.

    Каждая  культура формирует определенные  представления о взаимосвязях  между понятиями, относящимися  к сфере реального мира и  к сфере сверхъестественного. 

    3. Ценности. Ценности - это общепринятые  убеждения относительно целей,  к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных  принципов.

    Разные  культуры могут отдавать предпочтение  разным ценностям (героизму на  поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный  строй устанавливает, что является  ценностью, а что не является.

    4.Правила.  Эти элементы (в том числе и  нормы) регулируют поведение людей   в соответствии с ценностями  определенной культуры. Например, наша  законодательная система включает  множество законов, запрещающих  убивать, ранить других людей  или угрожать им. Эти законы  отражают, насколько высоко мы  ценим жизнь и благосостояние  личности. Точно так же у нас  существуют десятки законов, запрещающих  кражу со взломом, присвоение чужого имущества, порчу собственности и пр. В них отражено наше стремление к защите личной собственности.

       Ценности не только сами нуждаются  в обосновании, но и, в свою  очередь, сами могут служить  обоснованием. Они обосновывают  нормы или ожидания и стандарты,  реализующиеся в ходе взаимодействия  между людьми.

       Нормы могут представлять собой  стандарты поведения. Но почему  люди склонны подчиняться им, даже если это не соответствует  их интересам? Во время сдачи  экзамена студент мог бы списать  ответ у соседа, но боится получить  плохую отметку. Это один из  нескольких потенциально сдерживаемых  факторов. Социальные поощрения  (например, уважение) стимулируют соблюдение  нормы, требующей от студентов  честности. Социальные наказания  или поощрения, способствующие  соблюдению норм, называются санкциями.  Наказания, сдерживающие людей  от определенных поступков, называются  негативными санкциями. К ним  относятся штраф, тюремное заключение, выговор и др. Позитивными санкциями  (например, денежное вознаграждение, наделение властью, высокий престиж)  называют поощрения за соблюдение  норм. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Социальная мобильность:  причины и типы. 
 

4.1. Типы социальной мобильности. 

     Изменения в социальной структуре общества объясняются теорией социальной мобильности. Понятие социальной мобильности ввёл Питирим Сорокин, он был одним из первых социологов, положивших начало теоритическому изучению социальной мобильности.

     Социальная  мобильность, изменение индивидом или группой социальной позиции, места, занимаемого в социальной структуре, связана как с действием законов общественного развития, классовой борьбы, обусловливающих рост одних классов и групп и уменьшение других, так и с личной деятельностью индивидов.

     Концепция социальной мобильности; ее формы: Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социальной группы из одной социальной позиции в другую, или от одной социальной группы к другой.

     Существует  два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная.

     Во  всех этих случаях "перемещение" может происходить без каких-либо заметных изменений социального положения индивида в вертикальном направлении. Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая.

     Под горизонтальной социальной мобильностью подразумевается переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том  же уровне.

По типологии  социальная мобильность  делится на межклассовую и внутриклассовую(или межпоколенная и внутрипоколенная мобильность).

     Различают также главные и второстепенные, типичные и случайные, массовые и  единичные её направления и каналы. Добровольная и недобровольная организованность.

     Социологи различают также групповую и  индивидуальную мобильности. Групповая  мобильность происходит тогда, когда  перемещения совершаются коллективно, изменяется статус той или иной страты. Групповая мобильность имеет место, прежде всего, там, где происходят изменения самой системы стратификации. Она, как правило, связана с крупными социальными преобразованиями в том или ином обществе: социальной революцией, научно – технической революцией, гражданскими войнами, реформами и т.д. Индивидуальная мобильность означает социальное перемещение конкретного человека.

  Социологи различают также межпоколенную и внутрипоколенную мобильность. Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Внутрипоколенная мобильность означает изменение социальной позиции одним и тем же индивидом вне сравнения с его родителями.

  Социальная мобильность изменяется при помощи двух главных показателей: объема и дистанции мобильности. Под объемом мобильности понимается число индивидов или социальных слоев, которые переместились по социальной лестнице ( в вертикальном направлении за определенный промежуток времени). Дистанция мобильности — это количество ступеней, по которым удалось подняться или пришлось опуститься индивиду или группе.

     Факторы соц-ной мобильности: это социальные институты (армия, школа, семья, собственность), которые используются индивидом в процессе его соц-ного перемещения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.2. Причины социальной мобильности. 
 

     Для  того чтобы понять, как происходит процесс восхождения, важно  изучить, каким образом отдельный индивид может преодолеть барьеры и  границы между группами и подниматься вверх, то есть  повышать  свой  социальный статус. Это стремление достичь  более  высокого  статуса обусловлено мотивом достижения, который в той  или  иной  степени имеется у каждого индивида и связан с его потребностью  добиваться успехов и избегать неудач в социальном аспект. Актуализация  этого мотива порождает в конечном итоге силу, с которой индивид стремится к достижению высшей социальной позиции или  к  тому,  чтобы удержаться на имеющейся и не скатиться вниз.

Информация о работе Факторы социализации личности