Девиантное поведение в сети Интернет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 18:58, курсовая работа

Описание

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов. Отклонение в поведении - девиантное поведение – является естественным условием развития человека, жизни всего общества. Оно было, есть и будет всегда.

Содержание

1.Методологический раздел……………………………………………………..2
Глава 1. Девиантное поведение. Специфика………………………….3
Глава 2. Девиантное поведение в сети Internet. Отличие девиантного поведения в киберпространстве и в современном обществе………..6
2.Процедурный раздел…………………………………………………………20
2.1 Индикаторы и показатели……………………………………….20
2.2 Формулировка эмпирического объекта………………………..21
2.3 Выбор, обоснование типа выборки и расчет………………….22
2.4 Выбор и обоснование метода исследования……………….…..23
2.5 Анкета……………………………………………………………..24
Список использованных источников…………………………………………26

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по методологии.docx

— 90.37 Кб (Скачать документ)

В некоторых случаях, устанавливаемых  соответствующими нормативными актами, владельцами социо-технические системы  контроля, могут быть правообладатели  объектов интеллектуальной собственности, чьи права нарушаются акторами (в качестве примера можно привести владельцам фонограммных и иных компаний, чьи произведения незаконно распространяются в компьютерных сетях).

Если в современном  обществе социальный контроль осуществляется извне государством, то одной из форм социального контроля в киберпространстве является саморегулирование (self-regulation) виртуальных сетевых сообществ. Проблема саморегулирования киберпространства без сомнения является критически важной для дальнейшего развития в нем социальных отношений. Вместе с тем, как в среде сетевого социума, так и в научной среде в настоящее время нет согласия о приемлемых для разных социальных общностей механизмах саморегулирования.

Говоря о саморегуляции в киберпространстве важно отметить, что в некоторых сообществах существуют специально разработанные нормы поведения, предусматривающие санкции за нарушения сетевой дисциплины. Однако, на уровне общностей пользователей компьютерных сетей легитимные механизмы социального контроля пока не существуют. Рассмотрение проблемы девиантного поведения молодых пользователей глобальных компьютерных сетей неизбежно приводит к проблеме восприятия акторами этических норм. Изучение технических аспектов функционирования компьютерных систем важно сочетать с воспитанием моральных качеств пользователей. Как заключает Дж. Мур: "Типичная проблема в компьютерной этике возникнет из-за наличия политического вакуума в применяемых компьютерных технологиях". Указанная дихотомическая пара навыки/этика должна составлять основу получения экспертных знаний по компьютерным технологиям. Существует эклектическая точка зрения, согласно которой одни действия рациональны, а другие обусловлены нормами. Более точная и адекватная формулировка гласит, что обычно действия предпринимаются под влиянием интересов и норм. Иногда рациональность блокирует социальную норму. И наоборот, социальные нормы могут блокировать рациональный выбор.

Как доказывал Л. Виннер, технологические артефакты и системы действуют, как законы, регулирующие поведение и служащие каркасом общественных классов. Р. Склоув пришёл к такому же заключению, идентифицировав технические артефакты как элементы социальной структуры. Р. Склоув определил социальную структуру общества как "задний план её будущего, помогающий определять и формировать образцы человеческого взаимодействия. Ближайшие примеры включают законы, главные политические и экономические институты и системы культурного просвещения". Он доказал, что технологии тоже входят в этот перечень, так как они имеют такие же виды структурных эффектов, как и другие элементы социальной структуры.

Довольно очевидно, что  саморегулирование не будет достаточно эффективным, если оно не поддерживается желанием этичного поведения со стороны  самих пользователей. Безусловно, недостаточно просто полагаться на добрую волю участников сообществ или нравственные установки  владельцев ресурса. Разнообразие этических  норм, в пределах культурного горизонта  сети Интернет, требует, чтобы процедуры  появления норм сетевой этики  появлялись в результате дискуссии  пользователей, обсуждающих конкретные ситуации межличностных и межгрупповых конфликтов, возникающих на этической  почте. Чтобы быть полноправным членом огромного пространства сети Интернет, нужно соблюдать основные этические  правила. Основы киберэтики должны закладываться еще в школе. Специалист по компьютерным технологиям Г. Хмура считает, что в наше время преподавание детям компьютерных дисциплин должно основываться на несколько иных принципах, чем это было еще несколько лет назад. Проведенный ею анализ психологических стереотипов поведения американских школьников на уроках информатики, показал, что в последние годы наблюдается существенный прогресс в отношении детей младшего возраста к использованию компьютеров. Еще несколько лет назад, школьники вели себя совершенно иначе с компьютерным оборудованием. Например, некоторые из них не могли удержаться от того, чтобы что-нибудь не сломать. Но с течением времени американские школьники пустили свою энергию в другое русло, так как возможности использования компьютеров в жизни детских сообществ, чрезвычайно возросли. Теперь одной из школьных проблем стало хакерство. Аналогичная проблема характерна и для российских школьников и студентов.

          Отсутствие формальных ограничений по количеству участников. Сетевые компьютерные технологии потенциально позволяют участвовать в работе групп неограниченному количеству пользователей, географически находящихся в разных географических точках, как земного шара, так и космоса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Процедурный  раздел.

2.1 Индикаторы  и показатели.

Индикаторы

Показатели

Вопросы

Ответы

1.Степень уверенности,  что хакерство является девиантным  поведением

  • да, является
  • нет, не является
  • не знаю, что такое хакерство

1)Ты знаешь, что такое хакерство?

2)Как ты считаешь, хакерство вредит Интернет-пространству и Интернет-пользователям или, наоборот, приносит пользу?

1) а) да   б) нет

 

2) Открытый вопрос 

2.Степень уверенности,  что флуд является девиантным  поведением

  • да, является
  • нет, не является
  • не знаю, что такое флуд

1)Ты знаешь, что такое  флуд?

2) Как ты считаешь, флуд вредит Интернет-пространству и Интернет-пользователям или, наоборот, приносит пользу?

1) а) да   б) нет

 

2) Открытый вопрос

3.Степень уверенности,  что троллинг является девиантным  поведением

  • да, является
  • нет, не является
  • не знаю, что такое троллинг

1)Ты знаешь, что такое  троллинг?

2) Как ты считаешь, троллинг вредит Интернет-пространству и Интернет-пользователям или, наоборот, приносит пользу?

1) а) да   б) нет

 

2) Открытый вопрос

4.Степень уверенности,  что спам является девиантным  поведением

  • да, является
  • нет, не является
  • не знаю, что такое спам

1)Ты знаешь, что такое  спам?

2) Как ты считаешь, спам вредит Интернет-пространству и Интернет-пользователям или, наоборот, приносит пользу?

1) а) да   б) нет

 

2) Открытый вопрос


 

2.2 Формулировка  эмпирического объекта.

В отличие от идеализированного  объекта исследования, как определенной области социальной реальности, содержащей предмет изучения, здесь имеется  ввиду эмпирический объект: конкретные индивиды, группы, организации, регионы, локализованные во времени и пространстве.

В качестве эмпирического  объекта в своей работе я возьму молодых людей от 18 до 22 лет зарегистрированных в социальной сети «ВКонтакте», являющихся активными пользователями интернета. Для тестирования анкеты я проведу опрос среди своих «друзей» из сети «ВКонтакте».

Задачей исследования  -  выяснить, какие формы девиантного  поведения в интернете считают  девиантными сами пользователи.

При этом особое внимание, я  акцентирую на изменение представлений  о девиации в интернете, сравнивая  различные  мнения.  

Исходя из выше сказанного, можно объяснить выбор именно этого эмпирического объекта.

2.3 Выбор, обоснование   типа выборки и расчет.

Мной была выбрана так называемая случайная выборка. Отбор будет осуществляться методом механической выборки. Способ отбора: в системе «Поиск» в «ВКонтакте» будут заданы следующие критерии отбора: возраст 18 – 24 года, страна  - Россия. Для обеспечения процентного соотношения генеральной совокупности, в «Поиске» будут отдельно задаваться мужчины и женщины. Так как социальная сеть «ВКонтакте» постоянно обновляется (добавляются и удаляются пользователи), нет смысла рассчитывать интервал выборки. Опрашиваться будет каждый 20-й. Для тестирования анкеты я воспользуюсь выборкой доступных случаев и опрошу своих друзей из «ВКонтакте».

В исследовании будет применяться  количественный метод исследования – анкетирование.

Исследования с использованием количественных методов – это  основной инструмент получения необходимой  информации для планирования и принятия решений в случае, когда необходимые  гипотезы относительно поведения потребителей уже сформированы.

Расчет выборки

                      Общероссийские статистические  данные  ФОМ

Возрастная группа, лет

Численность мужчин, тыс.чел.

Процент от общего,%

Численность женщин, тыс.чел.

Процент от общего,%

18 - 24

10920

56

8580

44


 

По данным последнего исследования «Интернет в России», проведенного Фондом Общественное Мнение (ФОМ) зимой 2010–2011 года, доля Интернет-пользователей среди взрослого населения страны составила 43% (50 миллионов человек). Из них 56% - мужчины. Доля пользователей возрастной группы 18 – 24 года составляет 39%.

Выборочная совокупность составляет: 500 мужчин и 500 женщин. Я считаю, что этого количества респондентов будет достаточно для выполнения задачи моей работы.

Для пилотажа проекта я  буду использовать друзей  из ВКонтакте. Там процентное соотношение мужчин и женщин не совпадает, но, я считаю, это не особо важно для тестирования анкеты.

2.4 Выбор и обоснование  метода исследования.

В своем исследовании в  качестве метода сбора информации, я использовала анкету. На мой взгляд, это будет более удачным в  данном исследовании. Так моя задача состоит в том, чтобы получить от каждого респондента различные  ответы, а не типичную информацию, в  анкете представлены закрытые и открытые вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5 АНКЕТА

Привет! В настоящее время я пишу курсовую на тему: «Девиантное поведение в Интернете».  Прошу поделиться своим мнением и ответить на вопросы моей  анкеты. Это не займет много времени. Заранее СПАСИБО!

I БЛОК

1) Возраст -

2) Пол (м /ж) –

3) Уровень образования (напротив черточки поставить «+») :

а) отсутствует -

б) основное общее  образование -

в) среднее (полное) общее образование -

г) начальное профессиональное образование -

д) среднее профессиональное образование -

е) высшее профессиональное образование -

4) Место работы (если работаешь) –

II БЛОК

5) Что-то изменилось в твоей жизни с появлением Интернета?

Ответ – 

6) Как часто ты пользуешься интернетом?

а) 1 -2 раза в неделю

б) 3 – 4 раза в неделю

в) ежедневно

7) Какие Интернет- сайты ты посещаешь чаще всего и почему?

Ответ – 

8) Ты знаешь, что такое хакерство?

а) да (переход к 9 вопросу)                          б) нет (переход к вопросу 11)

9) Тебе лично приходилось сталкиваться с хакерством? Если да, то каким образом?

Ответ –

10) Как ты считаешь, хакерство вредит Интернет-пространству и Интернет-пользователям или, наоборот, приносит пользу?

Ответ -

11) Ты знаешь, что такое флуд?

а) да (переход к 12 вопросу)                       б) нет (переход к 14 вопросу)

12) Тебе лично приходилось сталкиваться с флудом? Если да, то каким образом?

Ответ –

13) Как ты считаешь, флуд вредит Интернет-пространству и Интернет-пользователям или, наоборот, приносит пользу?

Ответ -

14) Ты знаешь, что такое спам?

а) да (переход к 15 вопросу)                       б) нет (переход к 17 вопросу)

15) Тебе лично приходилось сталкиваться со спамом? Если да, то каким образом?

Ответ – 

16) Как ты считаешь, спам вредит Интернет-пространству и Интернет-пользователям или, наоборот, приносит пользу?

Ответ -

17) Ты знаешь, что такое троллинг?

а) да (переход к 18 вопросу)                        б) нет ( опрос окончен! )

18) Тебе лично приходилось сталкиваться с троллингом? Если да, то каким образом?

Ответ – 

19) Как ты считаешь, троллинг вредит Интернет-пространству и Интернет-пользователям или, наоборот, приносит пользу?

Ответ -

СПАСИБО!

 

 

                        Список использованных источников

1) Афанасьев В. Эволюция  концепции аномии в социологии  девиантного поведения. -  СПб., 2000.

2) Вирусы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.kaspersky.ru/viruses . - Загл. с экрана

3) Гилинский Я. Социология девиантного поведения и социального контроля: краткий очерк.  - СПб.,1996.

4) Дюркгейм Э. Норма  и патология // Социология преступности. М.,1966.

5) Иванов В.Н. Девиантное  поведение: причины и масштабы // Социально-

политический журнал. – 1995. - № 2. С. 8.

6) Интернетско-русский разговорник. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.yandex.ru . – Загл. с экрана

7) Интернет-терроризм. [Электронный  ресурс]. – Режим доступа: http:// www.mobile.sarbc.ru . – Загл. с экрана

8) Неакадемический словарь языкового уплотнения.  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.rusyaz.ru . – Загл. с экрана

9) Социологический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://  www.socium.info/dict.html . - Загл. с экрана.

 


Информация о работе Девиантное поведение в сети Интернет