Девиантное поведение подростков как проблема социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:47, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – анализ проблем девиантного поведения подростков.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность девиантного поведения;
определить содержание девиантного поведения;
проанализировать социально-психологические проблемы девиантного поведения подростков;
рассмотреть социально-педагогические проблемы девиантного поведения детей

Содержание

Введение 5
1 Сущность и содержание девиантного поведения 8
1.1 Понятие девиантного поведения 8
1.2 Сущность девиантного поведения 13
2 Проблемы девиантного поведения подростка в современном обществе 21
2.1 Социально-психологические проблемы девиантного поведения 21
2.2 Социально-педагогические проблемы девиантного поведения 32
Выводы и рекомендации 43
Библиографический список 45

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа - девиантное поведение как проблема социальной работы.doc

— 214.50 Кб (Скачать документ)

Следует подчеркнуть, что с позиций  самого подростка некие возрастные и личностные особенности позволяют  считать поведение, рассматриваемое  взрослыми как отклоняющееся, "нормальными" игровыми ситуациями, которые отражают стремление к необычайным ситуациям, приключениям, завоеванию признания, испытанию границ дозволенного. Поисковая активность подростка служит расширению границ индивидуального опыта. В период взросления трудно провести границу между нормальным и патологическим поведением.

Поэтому девиантом можно называть того подростка, кто “не просто одноразово и случайно отклонился от поведенческой нормы, а постоянно демонстрирует девиантное поведение”, которое носит социально-негативный характер.

С определенными оговорками к девиантам  можно отнести и категорию одаренных, поскольку и те, и другие резко выделяются среди сверстников, как в реальной жизни, так и в образовательных учреждениях среди объектов фронтальных педагогических воздействий. Существует определенная близость между творческой и девиантной личностью (особенно с аддиктивным поведением). Это особый тип - "искатель возбуждения". Отличие заключается в том, что для подлинного творчества удовольствие составляет сам процесс творчества, а для девиантной разновидности поисковой активности основной целью является результат - удовольствие.

Следует отметить подростка - "ботана" - своего рода фаната учебы, зацикленность которого на учебной деятельности оказывается препятствием на пути налаживания полноценного интимно-личностного общения со сверстниками. С другой стороны, такая моноканальная активность подростка не может быть оценена как своего рода отклоняющееся поведение, т.к. носит просоциальную направленность.

Под социальными нормами  понимаются обусловленные общественным бытием требования, предъявляемые обществом (классом, группой, коллективом) к поведению личности в ее взаимоотношениях с теми или иными общностями и другими людьми, и деятельности социальных групп и общественных институтов. Каждая социальная норма разрешает, запрещает, обязывает или предполагает желательность тех или иных действий и поступков личности. Личность, строящая свой образ жизни и поведение в соответствии с требованиями социальных норм, считается нормотипической, полностью адаптированной (приспособленной) к социальным условиям. Сердцевиной социальных норм являются нормы нравственности и правовые нормы.

Кроме социальной нормы, в характеристике девиантного поведения выделяется также психическая норма поведения, под которой специалисты понимают такое состояние психики, при  котором личность полностью отдает себе отчет в своих действиях и поступках. Психически нормальная личность - это вменяемая личность, несущая ответственность за все свои действия и поступки, не страдающая психическими болезнями.

Таким образом, под девиантным поведением следует понимать систему поступков, отклоняющихся от принятых в обществе правовых, нравственных, эстетических норм, проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации, в виде уклонения от нравственного контроля над собственным поведением.

Поведение личности подростка и ее развитие, не отвечающее требованиям социальной и психической норм, являются социально отклоняющимся (девиантным) поведением, и его сущность заключается в неправильном осознании своего места и назначения в обществе, в определенных дефектах нравственного и правового сознания, социальных установок и сформировавшихся привычек, в нарушении мозговой функции.

 

 

  1. Проблемы девиантного поведения подростка в современном обществе

2.1 Социально-психологические  проблемы девиантного поведения

Отклоняющееся поведение человека как категория представляет собой взаимодействие с микросоциальной средой, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся его поведенческим противодействием, предлагаемым нравственным и правовым общественным нормативом9.

Особого внимания заслуживает вопрос о детерминации отклоняющегося поведения. Под детерминацией понимается совокупность факторов, вызывающих, провоцирующих, усиливающих или поддерживающих отклоняющиеся поведение. Детерминирующие факторы действуют на различных уровнях социальной организации, в которой личность является одной из подсистем. Система «общество-личность» функционирует одновременно на нескольких уровнях:

  • геофизическом,
  • микросоциальном,
  • психофизиологическом.

В соответствии с выделенными уровнями можно определить следующие группы факторов, детерминирующих отклоняющееся  поведение личности:

  • внешние условия физической среды;
  • внешние социальные условия;
  • внутренние наследственно-биологические и конституциональные предпосылки;
  • внутриличностные причины и механизмы отклоняющегося поведения.

К внешним физическим условиям девиантного  поведения можно отнести такие  факторы, как климатический, геофизический, экологический. Например, такие явления, как шум, теснота, геомагнитные колебания, которые могут стать неспецифическими причинами агрессивного и другого нежелательного поведения. А благоприятные условия внешней среды могут снижать вероятность девиации. Гораздо более важным фактором, действующим на поведение личности следует признать внешние социальные условия. К ним относятся:

  • общественные процессы (социально-экономическая ситуация, государственная политика, традиции, мода, средстве массовой информации);
  • характеристики социальных групп, в которые включена личность (расовая и классовая принадлежность, этнические установки, субкультура, социальный статус, принадлежность к учебно-профессиональной группе, референтная группа);
  • микросоциальная среда (уровень и стиль жизни семьи, психологический климат в семье, личности родителей характер взаимоотношений в семье, стиль семейного воспитания, друзья, другие значимые люди).

К категории детей с нарушением поведения чаще всего относятся  дети, оказавшиеся вне образования. К сожалению, по-прежнему во многих случаях образовательные стараются  избавиться от «трудных» детей. Не снижается  число правонарушений, совершаемых  несовершеннолетними, не обучающимися в образовательных учреждениях и нигде не работающими. Группой риска являются также дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения, которые наиболее склонны к бродяжничеству, подвержен стать жертвами насилия и преступлений или быть вовлеченными в преступную деятельность.

В 2009 за совершение правонарушений в органы внутренних дел было доставлено свыше 1,7 миллиона несовершеннолетних, 162,6 тыс. – из них женского пола.

В 2010 г. на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел состояло 41 тыс. детей и подростков (в том числе 54,1 тыс. девочек), из них 301,5 тыс. обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений, 80,5 тыс. нигде не работающие и не обучающихся, 88 тыс. – дети младше 14 лет.

Основную долю среди преступлений подростков составляли 61,3% - кражи, 7,8%– грабежи, 5,9%– хулиганство, 2,7%– разбои, 2,7%– угоны автомобилей, 2,0%– умышленное уничтожение или повреждение имущества, 1,9%– вымогательство, 1,1%– убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, 0,9%– мошенничество.

Отмечается высокая  криминальная активность детей в возрасте до 14 лет. Количество общественно опасных деяний, совершаемых несовершеннолетними, не достигшими возраста уголовной ответственности, практически не снижается. Ежегодно органами внутренних дел осуществляется подготовка материалов направлении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в отношении 6-8 тыс. несовершеннолетних, а реальная потребность России в содержании, обучении и воспитании детей и подростков, совершивших общественно опасные деяния, нуждающихся в особых условиях воспитания и требующих специального педагогического подхода, как минимум в 5 раз больше.

Не снижается  криминальная активность девочек их число среди несовершеннолетних, совершивших преступления, за три года увеличилось на 18,4% (в 2008 г. -'12,9 тыс., в 2009 г. - 15,1 тыс.. 2010 г. - 15,2 тыс.); доля девочек среди несовершеннолетних )частников преступных деяний остается достаточно стабильной (8,6%). Следует отметить, что рост числа девочек, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних: в 2008 г. - 52,6 тыс., в 2009 г. - 53 6 тыс. в, 2010 г. - 54,1 тыс.

По данным НИИ прокуратуры, студенты и учащиеся повысили свою криминальную активность в двух направлениях: во-первых в наркобизнесе, в котором с  2007 по 2009 г. стало участвовать в 3,3 раза больше молодых людей, а их удельный вес в общем числе таких преступников вырос с 1,9 до 4,7%; во-вторых, при совершении тяжких, преимущественно насильственных преступлений: прирост числа учащихся, совершивших тяжкие преступления, с 2007 по 2009 г. составил 39,4%, студентов - 72,2%.

Наиболее высоким удельный вес  учащихся сохраняется в числе  вымогателей (в 2007 г. - 17,4%, в 2009 г. - 17,3%) и грабителей (соответственно 14,4и 12,5%).

Взрыв преступности несовершеннолетних, который мы отмечали в начале 90-х гг. прошлого века, объясняет в какой-то мере сегодняшнюю ситуацию с увеличением роста преступности - молодые люди в возрасте 18-29 лет, вступившие на преступный путь в период острой не стабильности в обществе, в эпоху глобальных перемен, сегодня находятся в расцвете своей преступной карьеры. Освоив в начале 90-х п. азы криминальной азбуки - вымогательство, грабежи, кражи, мелкое хулиганство и пр. - сегодня они совершают убийства, изнасилования, наносят тяжкие телесные преступления, состоят в организованных преступных группах, в их «послужном списке» наиболее жестокие насильственные преступления. Прирост особо тяжких и тяжких преступлений происходит в значительной мере за счет лиц молодого возраста; их удельный вес с 2007 по 2010 г. вырос с 15,3 до 16,4%.

Среди детей и подростков с нарушением поведения значительное число - воспитанники государственных интернатных учреждений. Ежегодно растет число самовольных  уходов детей из детских домов  и школ-интернатов. Наиболее частыми  причинами самовольных уходов детей является невозможность проживания в них из-за жестокого обращения со стороны педагогических кадров и других сотрудников. Большинство воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа (примерно 70%): оставляют несовершеннолетние в возрасте 13-15 лет, среди них 18 0/0дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Всего на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов  внутренних дел в 2010 г. состояло 213 тыс. обучающихся общеобразовательных учреждений и 88,4 тыс.несовершеннолетних, обучающихся в других образовательных учреждениях. Среди задержанных сотрудниками органов внутренних дел в 2010 г. подростков было выявлено свыше 44 тыс. не имеющих даже начального образования.

Таким образом, в последние годы увеличивается число несовершеннолетних: учащихся общеобразовательных школ (в том числе не посещающих школу), воспитанников детских домов и школинтернатов, приютов, задержанных органами внутренних дел за хулиганство, воровство, склонность к токсикомании, наркомании и совершению тяжких административных правонарушений. Причины роста преступности среди несовершеннолетних во многом связаны с неблагополучием в семье, ослаблением воспитательной функции школы и детского дома, недостаточно эффективной работой по обеспечению занятости подростков.

Отечественная психология, не отрицая  влияния врожденных особенностей организма  на свойства личности, стоит на позициях того, что человек становится личностью  по мере включения в окружающую жизнь. Личность формируется при участии и под воздействием других людей, передающих накопленные ими знания и опыт; не путем простого усвоения общественных отношений, а в результате сложного взаимодействия внешних (социальных) и внутренних (психофизических) задатков развития, представляет собой единство индивидуально-значимых и социально-типических черт и качеств.

Современный отечественный исследователь  Ю.А. Клейберг на примере подростковой девиантности раскрывает девиантное поведение  через отношение личности к культурным нормам. Отклоняющееся поведение - это «специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации личностью ценностного отношения к ним». Для этого используются особые приемы: сленг, символика, мода, манера, поступок. Девиантные действия подростков выступают как средство достижения значимой цели, самоутверждения и разрядки.

Социологические и близкие к  ним социально-психологические теории рассматривают девиантное поведение как результат социальных процессов, сложных взаимоотношений между обществом и конкретной личностью. С одной стороны, мы видим, что в самом обществе имеются серьезные причины для отклоняющегося поведения, например социальная дезорганизация и социальное неравенство. С другой стороны, мы закономерно приходим к пониманию роли индивидуальности конкретного человека в процессе социализации его личности.

Социологические теории не объясняют, почему в одних и тех же социальных условиях различные люди демонстрируют принципиально разное поведение, например далеко не все представители беднейших слоев проявляют делинквентность и наоборот. Следует признать, что социальные условия действительно определяют характер социальных девиаций (масштаб распространения данных явлений в обществе или социальной группе). Но их оказывается явно недостаточно для объяснения причин и механизмов отклоняющегося поведения конкретной личности.

Информация о работе Девиантное поведение подростков как проблема социальной работы