Девиантное поведение подростков как проблема социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:47, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования в настоящее время проявляется в повышенном интересе к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в социологии, психологии, криминологии, психопатологии. В стадии становления находится новая научная дисциплина - психология девиантного поведения. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее.

Содержание

Введение 5
1 Сущность и содержание девиантного поведения 8
1.1 Понятие девиантного поведения 8
1.2 Сущность девиантного поведения 13
2 Проблемы девиантного поведения подростка в современном обществе 21
2.1 Социально-психологические проблемы девиантного поведения 21
2.2 Социально-педагогические проблемы девиантного поведения 32
Выводы и рекомендации 43
Библиографический список 45

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа - девиантное поведение как проблема социальной работы.doc

— 214.50 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Южно-Российский  государственный университет экономики  и сервиса»

(ГОУ ВПО «ЮРГУЭС»)

   

    Факультет  _________________________

    Кафедра   _________________________

    Специальность_____________________ 

 

 

                                                                       Работа допущена к защите

                                                                         __________________

                                                                                  подпись руководителя 

«____»_____________200_ г.

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

тема____ Девиантное поведение подростков как проблема социальной работы _____________________________________________

           ____________________________________________________

           ____________________________________________________

по дисциплине______теория социальной работы__________________

 

   Разработал               ____________                             ___Е.Ю.Андреева____

                                                                 подпись, дата                                                              инициалы, фамилия

                                                                            группа_________

  Руководитель __________________     _________    __Киселев М.И.____

                            должность, ученая степень, звание              подпись, дата                инициалы, фамилия     

 

 

ШАХТЫ  2011__

 

 

 

 

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Южно-Российский государственный  университет экономики и сервиса»

(ГОУ ВПО «ЮРГУЭС»)

 

 

Факультет_______________                                                                Кафедра ________________

Специальность ___________

 

 

                                                  З А Д А Н И Е 

 

на курсовую работу                 по дисциплине_теория социальной 

                                                   _____работы________

для студента «__3___» курса ________группы

______________Андреева Екатерина Юрьевна__________________________    (фамилия, имя, отчество)

Тема ____ Девиантное поведение подростков как проблема социальной работы _______________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исходные данные ________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Объем работы ____________________________________________________

________________________________________________________________

Срок проектирования _____________________________________________

 

Руководитель____________________________________________________                                       должность,  ученая степень, звание                подпись                    инициалы, фамилия

 

Задание  к выполнению принял студент_____________________________                                         подпись

Дата выдачи задания         «_____»     _______________        _________   г.

 

 
 

Содержание

 

Введение                            5

1 Сущность и содержание девиантного поведения                                      8

1.1 Понятие девиантного поведения                                    8

1.2 Сущность девиантного поведения             13

2 Проблемы девиантного поведения подростка в современном обществе                        21

2.1 Социально-психологические проблемы девиантного поведения               21

2.2 Социально-педагогические проблемы  девиантного  поведения                32

Выводы и рекомендации                                                                                      43

Библиографический список                                                                                 45

 

Введение

Актуальность исследования в настоящее  время проявляется в повышенном интересе к проблеме девиантного  поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в социологии, психологии, криминологии, психопатологии. В стадии становления находится новая научная дисциплина - психология девиантного поведения. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее.

Тревожным симптомом является рост числа подростков с девиантным поведением, проявляющемся в асоциальных, конфликтных и агрессивных поступках, деструктивных и аутодеструктивных действиях, отсутствии интереса к учебе, аддиктивных тенденциях. Наша задача – изучить причины возникновения такого феномена как девиантное поведение, с тем, чтобы выработать наиболее эффективные методы помощи проблемным детям.

Эпоха перемен, современная социально-экономическая  ситуация резко обострили проблемы, связанные с коррекцией отклоняющегося, аномального поведения. Изменения, происходящие в нашем обществе, практически разрушили ранее существовавшие представления о норме в поведении. При отсутствии внятных социальных перспектив это не может не влиять на физическое и душевное здоровье подростков и юношей. Конечно, российское общество не может долго оставаться в таком положении. Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции.

Объект исследования - девиантное поведение подростков как социальное явление.

Предмет исследования - проблема девиантного поведения подростков

Цель данной работы – анализ проблем девиантного поведения подростков.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть сущность девиантного поведения;
  • определить содержание девиантного поведения;
  • проанализировать социально-психологические проблемы девиантного поведения подростков;
  • рассмотреть социально-педагогические проблемы девиантного  поведения детей               

Современные знания о девиантном позволяют  утверждать; что мы имеем дело с чрезвычайно сложной формой социального поведения личности, детерминированного системой взаимосвязанных факторов. К сожалению, единая теория отклоняющегося поведения личности еще не создана. В то же время обширные сведения по данному вопросу накоплены в различных научных дисциплинах: социологии, медицина, биологии, психологии. Более того, в некоторых отраслях знания выделяются специальные подразделы, изучающие девиацию.

Отдельные подходы, уделяют внимание преимущественно какому – то одному аспекту проблемы, закономерно дополняют друг друга. Поэтому проблема изучения девиантного поведения отличается особой остротой.

Осмысление накопленного опыта  и его систематизация нашли отражение  в трудах современных отечественных  исследователей Я.И. Гилинского, В.Н. Кудрявцева, Ц.П. Короленко, Т.А. Донских, Н.И. Озерецкий и зарубежных исследователей Г. Шнайдера, Айхорн К. Роджерс, А. Бандура и других.

Практическая значимость работы состоит  в том, что материалы курсовой работы могут быть использованы для дальнейшего использования в работе с детьми с девиантным поведением, а также для подготовки специалистов «Социальная работа».

Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, выводов, библиографического списка.

 

 

1 Сущность и содержание девиантного поведения

 

    1. Понятие девиантного поведения

В отношении девиантного поведения  такими близким по значению понятия  выступают агрессивное, делинквентное, зависимое, суицидальное поведение.

Рассмотрим отдельно каждое из вышеназванных понятий. Проявление физической агрессии в подростковой среде можно оценивать с разных точек зрения: с одной стороны, как элемент процесса социализации, адаптации к жизни в коллективе, а с другой - несомненно, как девиацию, особенно если проявления агрессии осложнены склонностью подростка к другим формам отклоняющегося поведения.

Агрессивное поведение  — (от лат, aggressio — «нападение») - тенденция, проявляющаяся в реальном поведении или сфантазированная с целью подчинить себе других, либо доминировать над ними1.

Целью агрессии могут быть: причинение страдания жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии, как способа достижения иной цели (инструментальная агрессия). Агрессия может быть направлена на внешние объекты (люди, предметы) или на себя (тело, личность).

Условия формирования агрессии:

  • внешние физические и социальные условия;
  • индивидуальные и возрастные особенности;
  • различные семейные факторы (низкая степень сплочённости семьи, конфликтность, неадекватный стиль семейного воспитания).

Понятие делинквентное поведение  происходит от латинского delinquens - «проступок, провинность». Под этим термином понимается противоправное поведение личности - действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях. Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как делинквентная личность (делинквент), а сами действия - делинктами2.

Все правонарушения делятся на преступления и проступки.

Подросткам и юношам в возрасте 14 - 18 лет присуща как корыстная, так и насильственная мотивация противоправного поведения. Корыстные правонарушения носят незавершённый детский характер, поскольку совершаются из-за озорства и любопытства, не мотивируемой агрессии. На сегодняшний день к подростковым и юношеским правонарушениям можно отнести угон автотранспорта, завладение предметами молодёжной моды (радиоаппаратура, спортивный инвентарь, модная одежда, деньги, сладости, вино и др.). Насильственные правонарушения вызываются потребностями самоутверждения, стадным чувством, ложно понятого долга перед своей компанией, недостатками воспитания (особенно в семьях, где нормой поведения было пьянство, грубость, жестокость). К типичным молодёжным насильственным правонарушениям можно отнести молодёжные «Разборки», которые сопровождаются бранью, насилием.

Тип правонарушителя (по А.И. Долговой):

- последовательно-криминогенные;

  • ситуативно-криминогенные (нарушения из-за неблагоприятных ситуаций);
  • ситуативный тип (незначительная выраженность негативного поведения).

Условия формирования:

  • социальные факторы (несовершенство законодательства, социальные катаклизмы, низкий уровень жизни);
  • семейные факторы (недостаток любви со стороны родителей, жестокость, острая психологическая травма, недостаточность требовательности);
  • возрастные и индивидуальные особенности.

Зависимое поведение личности представляет собой серьёзную социальную проблему, поскольку в выраженной форме  может иметь такие негативные последствия, как утрата работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений. Кроме того, это наиболее распространённый вид девиации, так или иначе затрагивающий любую семью.

Зависимое поведение — это одна из форм отклоняющегося поведения личности, которая связана со стремлением полагаться на кого-то или на что-то в целях получения удовлетворения или адаптации3.

В специальной литературе употребляется  ещё одно название зависимого поведения - аддиктивное поведение. В переводе с английского addiction — склонность, пагубная привычка.

В реальной жизни более распространены такие объекты зависимости, как:

1) психоактивные вещества (легальные  и нелегальные наркотики);

2) алкоголь;

3) пища;

4) игры;

5) секс;

6) религия и религиозные культы4.

В соответствии с перечисленными объектами выделяют следующие формы зависимого поведения:

  • химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, лекарственная зависимость, алкогольная зависимость);
  • нарушение пищевого поведения (переедание, голодание, отказ отеды);
  • гэмблинг - игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры);
  • сексуальные аддикции (зоофилия, фетишизм, трансвестизм, эксбиционизм, некрофилия, садомазохизм, гомосексуализм, кровосмешение);
  • религиозное деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлечённость в секту).

Условия формирования и причины (факторы) аддиктивного поведения:

Информация о работе Девиантное поведение подростков как проблема социальной работы