Детская беспризорность в России как социальная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 11:48, реферат

Описание

Согласно данным Федеральной программы «Дети России» на 2007-2010 гг. в России проживает всего 29 миллионов детей, из них: 731 тыс. детей, оставшиеся без попечения родителей и 676 тыс. дети, находящиеся в социально опасном положении, к числу которых относятся беспризорные, безнадзорные и малолетние правонарушители

Содержание

Введение............................................................................................. 3
Глава 1. Массовая волна детской беспризорности в России – как социальная катастрофа………………………………………
1.1. Определение понятия детской беспризорности………….
1.2. Причины детской беспризорности в РФ: краткий экскурс в 20 век и современное состояние проблемы…………….
Глава 2. Возможные меры профилактики и пути решения проблемы детской беспризорности…………………………….
2.1. Беспризорность и криминальная среда……………………
2.2. Защита прав детского населения……………………………
2.3. Основные проблемы уже существующих мер профилактики детской беспризорности в РФ и возможные перспективы дальнейшего развития программ профилактики и борьбы с данной проблемой……………………………………….
Заключение........................................................................................ 25
Список литературы........................................................................... 27

Работа состоит из  1 файл

реферат социология.docx

— 76.08 Кб (Скачать документ)

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования 

«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ» 
 
 
 

КАФЕДРА

Социологии  и социальной работы 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

студентки  4 курса 219 группы

Ушаковой  Яны Леонидовны

«Детская  беспризорность в России как социальная проблема» 
 
 
 
 
 

            Проверила 

            Кандидат  политических наук, доцент 

            Антончева Ольга Александровна 
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

Санкт-Петербург

2010г.

      Содержание 
 

  стр.
 Введение............................................................................................. 3
Глава 1. Массовая волна детской беспризорности в России –  как социальная катастрофа………………………………………
    1. Определение понятия детской беспризорности………….
    2. Причины детской беспризорности в РФ: краткий экскурс в 20 век и современное состояние проблемы…………….
5 

5

6

Глава 2. Возможные меры профилактики и  пути решения проблемы детской беспризорности…………………………….

2.1. Беспризорность  и криминальная среда……………………

2.2. Защита прав  детского населения……………………………

2.3. Основные  проблемы уже существующих мер  профилактики детской беспризорности  в РФ и возможные перспективы  дальнейшего развития программ профилактики и борьбы с данной проблемой……………………………………….

 
13

13

14 
 
 

17

Заключение........................................................................................ 25
Список  литературы........................................................................... 27
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

     В настоящее время в Российской Федерации отсутствует достоверная  статистика численности беспризорных детей, что, безусловно, является «дикостью» в условиях и возможностях 21 века. Различные экспертные оценки называют цифру от 1 до 4 миллионов беспризорных детей.1

     Официальные государственные органы, например Генеральная  Прокуратура РФ, признает, что общей  базы данных по учету беспризорных детей в стране пока нет.2

        Статистические же данные, которые предоставляют отдельные министерства (например, Образования, Культуры или Внутренних дел), и близко не отражают реального положения дел, потому как фиксируются лишь те беспризорные дети, которые задерживаются милицией, либо те, которые попадают в специализированные учреждения.

  Согласно данным Федеральной программы «Дети России» на 2007-2010 гг. в России проживает всего 29 миллионов детей, из них: 731 тыс. детей, оставшиеся без попечения родителей и 676 тыс. дети, находящиеся в социально опасном положении, к числу которых относятся беспризорные, безнадзорные и малолетние правонарушители.3

      Наша  страна переживает третью волну детской  беспризорности после Гражданской  и Великой Отечественной войн4, что говорит о социальной катастрофе, которая произошла в обществе за последние два десятилетия, и сравнима с двумя самыми кровопролитными войнами в истории России. Масштабы этой проблемы, к сожалению, приобрели уже массовый характер, несмотря на что, по большому счету, государством она замалчивается и не выносится на широкое обсуждение. Таким образом, современная детская беспризорность  стала феноменом мирного времени.5

      В России появилось огромное социальное дно, куда наряду с нищими, бомжами  попали и  дети беспризорники, многие из которых являются преступниками  и занимаются проституцией. Данная социальная проблема требует немедленного разрешения, потому как, именно от качественных и количественных характеристик детского населения зависит будущее нации и государства. 

Глава 1. Массовая волна детской беспризорности в России – как социальная катастрофа 

    1. Определение понятия детской беспризорности
 

      Детская беспризорность (возраст от рождения до 18 лет) — социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства. Отличительными признаками беспризорности являются: полное прекращение связи с семьёй, родителями, родственниками; проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья; добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство); подчинение неформальным законам.6

      Безусловно, стоит отметить различия в определении  понятий «беспризорный» и «безнадзорный»  ребенок, так как очень часто  в средствах массовой информации и в бытовом сознании общества они смешиваются, что является не верным. Федеральный закон от 25 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» дает следующие определения:

      Безнадзорный — несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

      Беспризорный — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания. 7

     Таким образом, в соответствии с законом, отличие беспризорного от безнадзорного  состоит в отсутствии места жительства, при этом, беспризорный ребенок прерывает все отношения с семьей, уходит из дома. Безусловно, стоит отметить, что тонкую грань от беспризорности к безнадзорности, детское население переходит очень часто. 

     2.2. Причины детской беспризорности в РФ: краткий экскурс в 20 век и современное состояние проблемы. 

       В 20  веке Россия уже переживала  социальную проблему детской беспризорности, сначала после Первой мировой и Гражданской войн, а потом, и после Второй мировой. В 20-х годах прошлого века насчитывалось по разным данным от 4,5 до 7 миллионов беспризорных.8 Тогда решение проблемы беспризорности было объявлено государственной задачей. Оперативно были созданы различные государственные организации по контролю и профилактике данной проблемы, правоохранительные органы вели учёт количества беспризорных. Именно тогда и появились специализированные детские учреждения интернатного типа,  начали внедрять институт опеки и так далее. Численность беспризорных удалось снизить.

     Вторая  волна беспризорности была связана с разрушительной действительность, а далее и последствиями Второй мировой. Уже в ходе войны начали создавать детские колонии, куда помещали несовершеннолетних преступников. К примеру, в 1943 году в таких колониях содержалось 50 тысяч подростков. К 1960 году в школах-интернатах обучались 1 миллион несовершеннолетних. 9

     В данной работе не хотелось бы давать подробную  оценку вышеперечисленным событиям, потому как  структура реферата подразумевает  анализ современного состояния проблемы детской беспризорности в РФ.

     Современная детская беспризорность является комплексной социальной проблемой, основной причиной которой явилась глобальная трансформация российского общества конца 80-х начала 90-х.

     Начавшиеся  в то время многочисленные реформы  привели к серьезным идеологическим, институциональным изменениям, в  том числе и в социальной сфере. Их результатами стали: нестабильная экономическая ситуация в государстве, бедность, высокий уровень безработицы. Как следствие уже вышесказанного - конфликтная обстановка в семье, жестокое обращение с детьми, разрушенный государственный институт социальной сферы, криминализация общества,  распространение наркоторговли и проституции, в том числе и детской, нелегальная миграция и многие другие факторы.

      Разрушение прежних социальных ценностей отразилось на жизнедеятельности незащищенных слоев населения, прежде всего детей. Описывая это явление на языке социологии, в обществе возникло состояние аномии, которое породило всплеск различных видов девиантного поведения, в том числе и беспризорности.10

       Как было сказано выше, состояние аномии возникает при  достаточно резкой смене общественных идеалов и морали, определённые социальные группы перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, происходит их отчуждение, новые социальные нормы и ценности (в том числе социально декларируемые образцы поведения) отвергаются членами этих групп, а вместо конвенциональных средств достижения индивидуальных или общественных целей выдвигаются собственные (в частности, противоправные). 11

     Основными причинами беспризорности в РФ являются: побеги детей из дома в связи с  насилием над ними родителями или  лиц их заменяющих, нарушение жилищных прав ребенка, побеги детей из детских учреждений.

      Проблема  нарушения прав ребенка как в детских учреждениях, так и в семьях широко известна. Воспитанники детских домов и спецшкол часто живут в нищете, подвергаются насилию. На эту тему существуют шокирующие прецеденты, пример одного такого приводит Российская правозащитная организация Московская Хельсинская Группа (МХГ): в спецшколе села Маньково (Ростовская область) днем охранники с дубинами избили ребенка до крови, а ночью школьные «авторитеты» заколотили одноклассника в тумбочку и выбросили с третьего этажа.12

      Безусловно, на первом месте причин, провоцирующих  детей на бродяжничество – девиантная или конфликтная семья, где имеют место алкоголизм родителей, насилие, в том числе и сексуальное. 13Девиантное поведение в целом – поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а, иногда и правовых норм. Оно включает антидисциплинарные, антисоциальные, делинквентные противоправные и аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки.14

     Чаще  это поведение - реакции детей  и подростков на трудные обстоятельства жизни. Возникновение девиантного поведения может быть обусловлено психологическими особенностями, особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружения.

      Как пример насилия в семье, та же МХГ приводит такой эпизод: отец, разозлившись, что 15-летняя дочка, способная пианистка, поздно пришла домой, дождался утра и, когда девушка села за пианино, подошел, резко захлопнул крышку пианино и сломал дочери пальцы.15

     Ежедневно множит армию детей-беспризорников такое явление, как «социальное  сиротство», когда дети имеют биологических родителей, но по каким - то причинам остаются без их попечения. К этой категории так же относятся дети, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не проявляют заботы о них.

      Основными причинами социального сиротства, в свою очередь, являются добровольный отказ от несовершеннолетнего ребенка, часто новорожденного, и лишение родительских прав, родители могут так же быть признаны недееспособными, безвестно отсутствовать, отбывать наказание и так далее. Сюда же могут быть отнесены дети, вынужденные мигрировать в силу каких-либо социальных или природных катаклизмов.

       Дети, которые оказались в вышеперечисленных сложных жизненных обстоятельствах,  утрачивают элементарные социальные навыки, и подчас прекращают борьбу за свое нормальное существование.16 Именно поэтому рядом со словом ребенок-беспризорник соседствуют такие понятия, как социальная депривация, вышеназванное девиантное поведение, делинквентное поведение, аддиктивное поведение.

     Депривация  – термин, заимствованный из психологии, под социальной депривацией понимается лишение, ограничение или недостаточность тех или иных условий, материальных или духовных ресурсов, необходимых для выживания и развития ребенка.17 Другими словами, депривация – психическое состояние, вызванное недополучением необходимого. Применительно к беспризорным детям, их депривация является вынужденной, так как контакты с социумом, в силу определенных обстоятельств, ограничены. К формам социальной депривации несовершеннолетних можно отнести как саму беспризорность, так и аддиктивное поведение в целом (ранняя алкоголизация, табакокурение, употребление наркотиков, сквернословие и так далее.18 Говоря о последствиях депривации ребенка в семье, необходимо отметить, что ребенок в этом случае, не осваивает весь комплекс необходимых ему социальных ролей, у него не формируются те личностные качества и свойства, которые нужны для адекватного восприятия социальной реальности, он не в состояния адекватно оценивать её и принимать сознательные решения о собственных действиях в конкретных ситуациях.

Информация о работе Детская беспризорность в России как социальная проблема