Бродяжничество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 16:02, реферат

Описание

На исходе XX в. перед человечеством со всей остротой встали социальные проблемы, свидетельствующие о тенденции наступления кризисных явлений, которые ставят под угрозу само его существование.
Особое беспокойство вызывают экономическая и экологическая ситуации, неравномерность роста народонаселения на планете, нарастающее увеличение нищеты, безработицы, болезней, нарушения в генофонде.
Политические и социально-экономические катаклизмы, вызванные резким переходом страны от социалистической системы хозяйствования к капиталистической, создали благоприятную почву для роста преступности, коррупции, разрыву между доходами богатых и бедных, снижения уровня жизни населения, что способствует увеличению социального напряжения.

Содержание

Содержание
Введение
Бродяжничество как социально-педагогическая проблема
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 20.90 Кб (Скачать документ)

Содержание 
  Введение  
Бродяжничество как социально-педагогическая проблема  
Заключение  
Список литературы  
 

Введение

На исходе XX в. перед человечеством  со всей остротой встали социальные проблемы, свидетельствующие о тенденции  наступления кризисных явлений, которые ставят под угрозу само его  существование.  
Особое беспокойство вызывают экономическая и экологическая ситуации, неравномерность роста народонаселения на планете, нарастающее увеличение нищеты, безработицы, болезней, нарушения в генофонде. 
Политические и социально-экономические катаклизмы, вызванные резким переходом страны от социалистической системы хозяйствования к капиталистической, создали благоприятную почву для роста преступности, коррупции, разрыву между доходами богатых и бедных, снижения уровня жизни населения, что способствует увеличению социального напряжения.  
В этих условиях прежняя система социальной защиты и социальных услуг населению все чаще дает сбои. 
В последнее время вызывают серьезную озабоченность проблемы, связанные с появлением в России значительного числа лиц без определенного места жительства, не имеющих постоянных средств к существованию, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством. 
Бродяжничество является актуальной социально-педагогической проблемой в настоящее время, т.к. бродяги представляют собой асоциальный тип личности. 
После отмены в 1991 г. статьи 209 УК РСФСР "Систематическое занятие бродяжничеством и попрошайничеством", предусматривавшей уголовное наказание до 2-х лет лишения свободы, как несоответствующей нормам о правах человека, проблема эта с каждым годом стала принимать все более серьезный характер.  
Указ Президента РФ "О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества" от 2 ноября 1993 г. положил начало широкомасштабной государственной кампании по работе с лицами без определенного места жительства и занятий. 
Бродяжничеству как социально-педагогической проблеме посвящено много статей в научно-популярной литературе, а также ряд учебных пособий таких авторов, как И.Г. Зайнышева, В.И. Жуков и др. 
Существование в России граждан без определенного места жительства (бомж) рассматривается ныне как сложное социальное явление, требующее многостороннего вмешательства со стороны государства и органов управления.  
Данная ситуация с начала 90-х годов перестала считаться в основном проблемой органов правопорядка, к ее решению подключены различные государственные структуры, в том числе и социальные службы. 
Тема исследования - бродяжничество вынужденное и "по призванию". 
Цель исследования - рассмотреть бродяжничество - как социально-педагогическую проблему. 
Объект исследования - социально-экономические процессы, происходящие в России в настоящее время. 
Предмет исследования - бродяги и бомжи как асоциальные типы личностей. 
Гипотеза - чем больше разница между богатыми и бедными в период кризиса в стране с переходной экономикой, тем больше людей превращается в бомжей и бродяг. 
Задачи исследования - составить социальный портрет бродяги, выявить причины. 
Методы исследования - анализ, сравнение, наблюдение, опрос и др. 
 

Бродяжничество  как социально-педагогическая проблема

Откуда берутся лица без  определенного места жительства? Что заставляет таких людей скитаться  по дорогам России, жить в подвалах, вагонах или вовсе под открытым небом? В эту категорию граждан, как правило, вливаются: 
Лица с психической патологией, больные алкоголизмом или наркоманией, не желающие лечиться, потерявшие связь с семьей и вынужденные скитаться; жертвы мошенничества с Жильем. 
Бывшие осужденные, утратившие социальные связи и не имеющие возможности реализовать конституционное право на жилище в связи с:  
а) продажей жилья родственниками или его потерей вследствие их смерти;  
б) нежеланием родственников совместно проживать (человек насильно выгоняется с занимаемой им жилплощади);  
в) несовершенством функционирования структур по учету и распределению жилья. 
Лица, уклоняющиеся от исполнения возложенных судом обязанностей или совершившие преступление и вынужденные скрываться. 
Лица, выселенные по решению суда с занимаемой ими служебной жилплощади вследствие прекращения трудовых отношений с предприятием, предоставившим жилую площадь. 
Беженцы, вынужденные переселенцы, незаконно въехавшие в РФ из других стран. 
Дети, убегающие от родителей, из воспитательных учреждений и домов-интернатов[1]. 
Чем вызвано обострение проблемы бездомности в нашей стране за последние годы? 
Как показали социологические исследования, проведенные в 1995 г. Министерством социальной защиты населения РФ совместно с МГСУ, причины бездомности и бродяжничества ранжируются следующим образом; 
Падение уровня жизни населения и развитие неблагоприятных отношений в семье (50,2% респондентов). 
Утрата жилья (11,0% респондентов). 
Недостаточно эффективная работа правоохранительных органов, органов социальной защиты населения, службы занятости, миграционной службы и др. с лицами без определенного места жительства (8,6% респондентов). 
Увеличение числа лиц, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками (8,6% респондентов). 
Несовершенство законодательства Российской Федерации (8,2% респондентов). 
Прозрачность границ России (7,3% респондентов). 
Наличие локальных войн на территории России (4,5% респондентов). 
Ухудшение социально-экономического положения в стране (0,8% респондентов). 
Нежелание определенного слоя населения трудиться и вести нормальный образ жизни (0% респондентов). 
Другое (0,8% респондентов). 
Точная статистика лиц без определенного места жительства отсутствует. По мнению некоторых специалистов, в одной только Москве находится от 50 до 300 тысяч бомжей, а по России их число давно уже перевалило полумиллионный рубеж.  
Так, в Ростовской области на 1000 жителей приходится З лица бомж. Такое соотношение характерно и для других регионов России. Даже по чисто количественным критериям бездомность заняла прочное место в числе социальных проблем общенационального характера. 
Причиной бездомности также является ситуация на рынке российского жилья. С подорожанием энергоносителей не все граждане могут содержать свое жилье.  
А государство еще не приступило к строительству доступного и дешевого муниципального жилья.  
Жители Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов иногда получают сомнительные предложения о принудительной продаже жилья с последующим отселением, что отрицательно сказывается на спокойной жизни в этой квартире, особенно стариков. 
Что представляют собой лица без определенного места жительства? Что отличает их от остальных граждан? 
Среди взрослых бомжей больше мужчин, чем женщин; в среднем их возраст колеблется от тридцати до пятидесяти лет; более 90% из них - трудоспособны. Источниками существования для представителя этой категории являются: милостыня, воровство, помощь благотворительных организаций и эпизодические заработки (сбор и сдача пустой стеклотары, погрузка/разгрузка, мытье вагонов в отстойниках и т.п.). 
Бомжи разделяются на так называемых "коренных" и "иногородних". "Коренные", живут на чердаках, в подвалах, в квартирах в заброшенных домах и (даже!) под линиями теплотрасс и в канализационных колодцах. Место "иногородних" - в основном вокзалы и прилегающие к ним территории. 
Весь образ жизни бомжей направлен на борьбу за существование. Им приходится постоянно "отвоевывать" "теплое" место или "прибыльный" пятачок у метро, бороться за пищу, алкоголь и возможность получить несколько часов спокойного сна, так как их отовсюду гонят. 
К отличительным особенностям лиц без определенного места жительства относятся: отсутствие жилья, прописки, документов, родственников (субъективно) и определенных жизненных целей и перспектив. Бомжа можно узнать с первого взгляда. Внешний вид (заношенная одежда и т.д.) и специфический запах позволяют безошибочно отнести человека к данной категории. 
По данным международной благотворительной организации "Врачи без границ" душевнобольные составляют примерно 12% столичных бомжей. Еще 24% бомжей "ненормальные" с общепринятой точки зрения, так как сознательно выбрали себе такой странный и явно некомфортный образ жизни. 
Пожалуй, самым страшным в общей картине лиц без определенного места жительства является то, что каждый десятый бомж - ребенок.  
Это либо сбежавший из неблагополучной семьи (от родителей-алкоголиков, от побоев и жестокости) или воспитательного учреждения, либо привязанный родственными узами к родителю-бомжу. 
Такие дети, зная только бродяжную жизнь, просто не имеют представления о традиционном образе жизни и не желают подчиняться ее нормам.  
Часто они живут целыми колониями на вокзалах, некоторые рискуют существовать самостоятельно.  
Эти мальчики и девочки так или иначе попадают "под патронаж" взрослых, вовлекающих несовершеннолетних в преступный мир или занятия проституцией. 
Детская бездомность - позор нашего общества. Все беды современного мира обрушиваются в первую очередь на детей как наименее защищенную часть населения. 
Проблема детской бездомности в обществе решается пока крайне медленно. Например, даже в Москве на 50 тысяч бездомных детей функционирует только 6 приютов - от 10 до 50 койко-мест каждый. 
Один из них - детский приемник-распределитель на Алтуфьевском шоссе. Сюда привозят детей, найденных на вокзалах и улицах.  
Многие из них даже не знают своих фамилий - и тогда в детские дошкольные учреждения эти мальчики и девочки поступают с фамилиями Алтуфьевы. 
Негативное влияние самого существования бомжей на жизнь остальных граждан проявляется прежде всего в значительном усложнении санитарно-эпидемиологической и криминогенной обстановки в том или ином районе, городе. Так, к типичным заболеваниям бомжей относятся туберкулез, педикулез (вши), дифтерия, чесотка, желудочно-кишечные, кожные, венерические и другие заразные заболевания.  
Зонами санитарно-эпидемиологического риска становятся практически все места, посещаемые бомжами, главным образом - вокзалы, рынки, общественный транспорт и т.п. Особо велика возможность заражения в крупных городах, ставших для бомжей пространством жизнедеятельности. 
Если не принимать соответствующих мер, то ситуация может окончательно выйти из-под контроля, что может привести к вспышкам сыпного тифа и массовому распространению туберкулеза и других заболеваний не только у самих бомжей, но и среди остальной части населения страны. 
Что касается ухудшения криминогенной обстановки, то здесь бомжи также играют далеко не последнюю роль, лишая других граждан спокойствия.  
Примерно в 80 случаях из 100 бомж уже имеет в своем послужном списке судимость. И чаще - не одну. Причем нередко и по самым серьезным статьям УК - разбой, грабеж, убийство.  
Каждое пятое дело по линии уголовного розыска совершается бомжами.  
Это огромный пласт так называемой "латентной преступности", тысячи криминальных деяний, о которых милиция никогда ничего не узнает 
 

Заключение

Социальная проблема - это  сложная познавательная задача, решение  которой приводит к существенным теоретическим или практическим результатам. Для ее решения необходима соответствующая информация об объекте  социального воздействия, об условиях, обстоятельствах и других факторах, влияющих на его жизнедеятельность, состояние и поведение. 
Социальные проблемы могут носить глобальный характер, затрагивая интересы значительной части человечества. 
В работе рассмотрено бродяжничество - как социально-педагогическая проблема. 
 

Список литературы

1.                Технология социальной работы.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. И. Г, Зайнышева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с. 
2.                Жуков В.И. Потенциал человека: индекс социального развития // Семья в России. М., 1996. № 1. 
3.                Информационные технологии в системе непрерывного педагогического образования. Проблемы методологии и теории. СПб., 1996. - 250 с.

 

 

[1] Технология социальной  работы.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. И.Г.  Зайнышева. — М.: Гуманит. изд.  центр ВЛАДОС, 2000. —  С. 160


Информация о работе Бродяжничество