Биологическая и культурная революция человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 19:44, реферат

Описание

Человек – существо социальное. Но в то же время и высшее млекопитающее, т.е. существо биологическое.
Как и всякий биологический вид, Homo sapiens характеризуется определенной совокупностью видовых признаков. Каждый из этих признаков у разных представителей может изменяться, причем даже в больших пределах. На проявление многих биологических параметров вида могут повлиять и социальные процессы.

Содержание

Введение......................................................................................................................................3-5
Структура природы человека....................................................................................................6-8
Биологическое и социальное в человеке................................................................................9-10
Биологическая и культурная эволюции...............................................................................11-17
Заключение...................................................................................................................................18
Список литературы...........

Работа состоит из  1 файл

алёны.docx

— 45.81 Кб (Скачать документ)

            Из-за причин зоологического несовершенства отдельный человек в отрыве от коллектива себе подобных не может ни поддерживать свое существования, ни тем более завершить биологический цикл своего развития и воспроизвести потомство. А человеческий коллектив - это общество со всеми присущими только ему параметрами. Только общество обеспечивает существование человека и как индивида, личности, и как биологического вида. Люди и живут обществом прежде всего для того, чтобы биологически выжить каждому в отдельности и всему человеческому роду вообще. Общество, а не отдельный индивид, является единственным гарантом существования человека как биологического вида Homo Sapiens. Только общество накопляет, сохраняет и передаёт следующим поколениям опыт борьбы человека за выживания, опыт борьбы за существования. Отсюда, для сохранения и вида и отдельного индивида (личности) необходимо сохранять общество этого индивида (личности). Следовательно, для каждого отдельного человека с точки зрения его природы общество имеет большее значение, нежели он сам, отдельный человек. Вот почему даже на уровне биологических интересов смысл жизни человека заключается в том, чтобы беречь общество больше, чем свою собственную, отдельную, жизнь. Даже в том случае, если во имя сохранения данного, своего, общества необходимо пожертвовать своей личной жизнью.

 

 

 

 

 

 

 

Биологическая и культурная эволюции

                          Особенности процесса эволюции человека. Эволюционные преобразования предков человека, обусловленные давлением естественного отбора, явились биологическими предпосылками развития социальных отношений. Совершенствование способности изготавливать различные орудия и использовать их при своей защите, а также при добывании пищи явилось решающим фактором успеха в борьбе за существование и качественно отделило человека от животного мира. Однако это не исключало действия на человека общих законов развития живой природы. Биологические и социальные факторы в процессе эволюции людей действуют параллельно, но с разной скоростью: первые - с замедлением, вторые - с ускорением. На ранних этапах антропогенеза естественный отбор имел решающее значение. Сначала шел отбор индивидуумов, более способных к изготовлению примитивных орудий для добывания пищи и защиты от врагов. Постепенно объектом отбора становится такое характерное свойство, как стадность и связанные с ней относительно развитые формы общения. Причем индивидуальный отбор формировал преимущественно морфофизиологические особенности организации человеческого типа (пря-мохождение, развитая кисть руки, крупный мозг), а групповой отбор совершенствовал социальную организацию (формы отношения в стаде).

               Характерная черта антропогенеза - однонаправленность эволюционных преобразований, связанных с постепенным развитием прямохожде-ния, нарастанием способности к накоплению и практическому использованию информации об окружающей среде (развитие мозга и руки), совершенствованием коллективного образа жизни.

               Овладев культурой производства совершенных орудий труда, приготовлением пищи, устройством жилищ, человек изолировал себя от неблагоприятных климатических факторов настолько, что вышел из-под жесткого контроля естественного отбора и в значительной степени стал зависеть от социальных условий и воспитания.

                 Качественные отличия человека. Первого представителя рода Homo — человека умелого выделяют из животного мира по признаку трудовой деятельности. Не просто использование палки или камня как орудия, а именно производство различных орудий явилось гранью, отделившей человека от человекоподобных предков.

               Культура - комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.

                Культура - совокупность символов, верований, ценностей, норм и артефактов. В ней выражены характерные черты данного общества, нации, группы. Благодаря этому общества, нации и группы различаются именно своей культурой.

                 Культурная эволюция во многом похожа на биологическую - информация передается следующим поколениям, но не через размножение а помощью ДНК, а путем подражания, обучения и овладения знаниями и навыками. Культурная эволюция связана со способностью сохранять всю накопленную информацию и передавать ее следующему поколению.

                 Культурная эволюция не зависит полностью от случайности - человек способен активно искать новую информацию, сознательно избирая направление своих поисков. Он может также получить ее путем размышлений, открывая новые факты, взаимосвязи, формы поведения методом дедукции. В культурной эволюции для устранения вредной информации не нужная гибель индивидов. Человек способен сознательно от нее отказаться. В биологической эволюции новые свойства могут приобретать лишь ценой потери прежних. Например, мутация, благодаря которой у птицы появляется клюв, может лишить его способности раскалывать зерна или ловить насекомых. Напротив, приобретение новой информации в ходе культурной эволюции обычно не отражается негативно на прежних способностях индивида. Поэтому культурная эволюция может происходить значительно быстрее: ведь новые свойства не вытесняют существующие, а лишь дополняют их. Она имеет кумулятивный характер, и ее темпы с течением времени нарастают.

            Человек постоянно что-то замечал, открывал и усваивал для себя все новые и новые взаимосвязи, что дало ему возможность преобразовывать окружающий мир соответственно своим потребностям.

                             

                                   Генезис и этапы культурной эволюции

              Для того, чтобы лучше понять сущность культурной эволюции как процесса формирования поведения человека, обратимся к ее генезису.

              В животном мире имеется также негенетический способ передачи опыта от одной особи к другой. Например, опыты с высшими мартышками свидетельствуют о том, что их можно научить использовать орудие труда и даже пользоваться примитивным языком глухонемых. Мартышка, которая знает язык глухонемых, может научить ее других особей. Это дало основание некоторым авторам говорить о существовании у животных элементарной культуры или пракультуры. Животные имеют элементарное средство передачи опыта, однако здесь отсутствуют негенетические средства закрепления этого опыта внутри вида или популяции. У человека с возникновением производственной деятельности появились и другие, кроме половых клеток, материальные структуры, в которых фиксировался и с которыми, вместе с тем, передался от поколения к поколению предыдущий опыт. Такими материальными структурами были изготовлены орудия. С началом фиксации в средствах производственного опыта каждое новое поколение, вступая в жизнь, получило в свое распоряжение материализованный опыт предыдущих поколений, обогащало его и передавало дальше. Возникновение нового средства фиксации и передачи опыта имело своим следствием появление особенного материального процесса - эволюции орудий. В конце концов развитие орудий труда приходило в противоречие с морфологическим строением организма человека и начинало требовать приведения его в соответствие с потребностями дальнейшего прогресса. И это противоречие преодолевалось с помощью грегарно-индивидуального отбора. О естественном индивидуальном отборе не может идти речи, ибо способность к производственной деятельности не давала никаких биологических преимуществ индивиду, то наличие их в объединении людей делало всех членов коллектива, вместе взятых, более способными к приспособлению. Специфика этого отбора была в том, что его направление определялось не особенностями среды, а особенностями процесса эволюции орудий. С тех пор, как возникла эволюция орудий труда, главное направление развития организма пошло по линии не прямого приспособления к среде, а приспособление его к производственной деятельности и через нее - к среде.

              В силу всего этого данный отбор можно характеризовать как производственный. Особенностями производства определялось то, что отбор был не индивидуальным, то есть та стая предлюдей лучше приспособилась к среде и выживала, которая имела более совершенные орудия труда. Производственный грегарно-индивидуальный отбор был особой формой, качественно отличной от форм природного отбора. И попытки поставить его в один ряд с отбором, который привел к приспособлению одного вида животных к жизни в норах, другого - к жизни на деревьях, не имеют под собой почвы.

         Под воздействием производственной деятельности изменялась и сама организация предлюдей - от стаи (биологической) к обществу (социальной).

         Взаимоотношения в стае строятся, как правило, на принципе доминирования силы. Изготовление орудий труда предусматривает усложнение центральной нервной системы, прежде всего головного мозга, способность к более тонким и точнее движениям, но никоим образом не развитие мышц. Взаимоотношения, что существуют в стае на основе силы, с определенного момента сделали фактически невозможным развитие производственной деятельности. Нужно было или отказаться от усовершенствования орудий труда, а следовательно, от адаптации к окружающей среде (что означало бы прекращение эволюции вида и его деградацию), или избрать другой путь - выйти за пределы биологической организации к социальной, где ведущими отношениями становятся производственные, которые и определяют особенности поведения людей, прежде всего равный доступ к еде.

            Постепенно формируются коммунальные отношения, то есть равноправный доступ всех членов коллектива к существующей собственности: еды, орудий труда, одежды и тому подобное, которые встречаются у народов, которые находятся в первой фазе первобытного общества. Большую роль в нейтрализации биологического индивидуализма и формировании общественных отношений (сначала как отношений равноправия) сыграли табу. Табу представляли собой нормы поведения, что выражались в запрещении какого-то действия. Эта норма вроде бы извне навязывалась обществу какой-то посторонней силой, с которой нельзя было не считаться. Так выражала себя общественная воля. Объединение, в каких табу нарушалось, исчезало с неизбежностью. Общественные отношения окончательно утвердились, когда требования коллектива к индивиду стали внутренней потребностью каждого члена, причем сильнее его биологических инстинктов. Это случилось где-то 40-35 тыс. лет тому назад. С этого времени культурная эволюция начала определять развитие человечества, которое пошло более быстрыми темпами, увеличилось число альтернативных форм поведения человека во взаимоотношениях с окружающей средой.

          Отмечая особенности культурной эволюции, мы подчеркивали, что она основывается на сохранении знаний, достоянии новых и передаче их следующим поколениям. Чтоб сберечь и развить всю свою новую общественную сущность, социализировать в надлежащем направлении каждого индивида, человечеству нужно было передать ему всю совокупность своей социальной жизни - производственные способности, принципы взаимоотношений (табу), а также духовный мир, что начал формироваться: мысли, чувства, состояния людей. В верхнем палеолите (35 тыс. лет тому назад) возникла ситуация, при которой значительная часть общественной жизнедеятельности не могла быть закодирована, воплощенная и передана существующими средствами. Какие же средства имела в наличии культурная эволюция на вышеупомянутый момент?

   1. Прежде всего,  как уже отмечалось, развитие  орудий труда, передача производственного  опыта в процессе обучения  младших старшими. Существовал язык  как средство общения, правда, крайне примитивный, неразвитый.

   2. Определенные моральные  представления уже регулировали  поведение людей, определяли их  отношение друг к другу, к  коллективу, к лицам другого пола, окружающего мира. Этому учили  с детства.

   3. Мифология через  одухотворение природы пыталась  дать связную и общую картину  мира, хоть и в не осознанном, а быстрее в смоделированном,  «картинном», образном виде.

   4. Предмагия служила средством практического влияния на мир и давала человеку уверенность в успехе предполагаемого дела, передавала опыт в разных сферах жизнедеятельности. В частности, очень возможно, что у первобытных людей охоте предшествовала его репетиция. Усложнение охотничьей деятельности неминуемо требовало на определенном этапе предварительной выработки плана действий. Через крайнюю конкретность мышления первобытного человека выработки плана охоты и распределение ролей могли происходить лишь в виде инсценировки охоты, которая вначале не носила магического характера, но в дальнейшем непременно была должна была превратиться в обряд, - так возникает магия.

            Все средства, о которых шла речь выше, сохраняли имеющиеся социальные отношения и духовный мир людей. Ограниченность их была в том, что каждое из этих средств имело узкое поле применения в социальной жизни (орудие труда - в экономике, табу - в моральной жизни и тому подобное). Они были факторами внешнего взаимодействия человека и мира. В первобытном обществе, наверное, достаточно часто случались всплески индивидуализма, которые выявляли себя в разных антиобщественных проявлениях, следовательно, необходимо средство, которое, воспроизводя общественные ценности и «необходимую модель жизни», непосредственно и не принудительно влияло на мировосприятие человека, регулируя его поведение. Усложняющийся духовный мир личности ни в какой мере не могло отобразить и сберечь ни одно из названных средств.

Информация о работе Биологическая и культурная революция человека