Беженцы и вынужденные переселенцы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 20:53, реферат

Описание

Цель данной работы дать всесторонний анализ проблемы беженцев и вынужденных переселенцев в России на современном этапе.
Для этого были поставлены следующие задачи:
Во-первых, рассмотреть проблемы беженцев и вынужденных переселенцев в России
Во-вторых очертить юридическую базу, регламентирующую правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев в нашей стране.

Содержание

……………………………………………………………………..3
I. Беженцы и вынужденные переселенцы в России: основные положения…………………………………………………………………………...4
1.1. История проблемы…………………………………………………………4
1.2. Понятие «беженец» и «вынужденный переселенец»……………………5
1.3. Признание лица беженцем (вынужденным переселенцем)…………….6
1.5. Права и обязанности лица, признанного беженцем……………………..8
1.5. Утрата статуса беженца или вынужденного переселенца……………..12
II. Юридическая ответственность беженцев вынужденных переселенцев за нарушение законодательства РФ…………………………...14
2.1. Юридическая ответственность беженцев за нарушение законодательства РФ……………………………………………………………….14
2.2. Юридическая ответственность вынужденных переселенцев за нарушение законодательства РФ………………………………………………….15
III. Международная система защиты прав беженцев…………………..19
3.1. Разработка конвенций и деклараций……………………………………19
3.2. Деятельность международных органов…………………………………21
Заключение…………………………………………………………………….27
Список использованной литературы………………………………………..28

Работа состоит из  1 файл

Беженцы и вынужденные переселенцы.doc

— 142.00 Кб (Скачать документ)

    Содержание 

    Введение………………………………………………………………………..3

    I. Беженцы и вынужденные переселенцы в России: основные положения…………………………………………………………………………...4

    1.1. История проблемы…………………………………………………………4

    1.2. Понятие «беженец» и «вынужденный переселенец»……………………5

    1.3. Признание лица беженцем (вынужденным переселенцем)…………….6

    1.5. Права и обязанности лица, признанного беженцем……………………..8

    1.5. Утрата статуса беженца или вынужденного переселенца……………..12

    II. Юридическая ответственность беженцев вынужденных переселенцев за нарушение законодательства РФ…………………………...14

    2.1. Юридическая ответственность беженцев  за нарушение законодательства  РФ……………………………………………………………….14

    2.2. Юридическая ответственность вынужденных  переселенцев за нарушение законодательства  РФ………………………………………………….15

    III. Международная система защиты прав беженцев…………………..19

    3.1. Разработка конвенций и деклараций……………………………………19

    3.2. Деятельность международных органов…………………………………21

    Заключение…………………………………………………………………….27

    Список  использованной литературы………………………………………..28

 

     Введение 

    Тема  данной работы: «Беженцы и вынужденные  переселенцы в России: основные проблемы и вопросы адаптации».

    Актуальность  выбранной темы не вызывает сомнений:

    В XX в. мировое сообщество пришло к пониманию необходимости обратить самое серьезное внимание на все возрастающую миграцию населения, вынужденно покидающего места своего постоянного проживания из-за войн, межнациональных конфликтов и подобных причин. В бывшем СССР проблема вынужденной миграции приняла особо острые формы с конца 80-х гг. за несколько лет до распада СССР в связи с обострением межнациональных отношений в ряде союзных республик и республик в составе РСФСР. На территорию Российской Федерации начали прибывать вынужденные мигранты из других союзных республик. Более того, вынужденная миграция началась и в пределах самой Российской Федерации.  В последующем, в связи с распадом СССР, вынужденная миграция на территорию Российской Федерации увеличилась из-за обострения внутриполитической обстановки во вновь образовавшихся государствах, а также дискриминационной политики руководства ряда этих государств по отношению к русскому и русскоязычному населению.

    Цель  данной работы дать всесторонний анализ проблемы беженцев и вынужденных  переселенцев в России на современном  этапе.

    Для этого были поставлены следующие задачи:

    Во-первых, рассмотреть проблемы беженцев и  вынужденных переселенцев в России

    Во-вторых очертить юридическую базу, регламентирующую правовое положение беженцев и вынужденных  переселенцев в нашей стране.

    Исходя  из поставленных задач, работа имеет следующую структуру:

    Предметом исследования в работе выступают  беженцы и вынужденные переселенцы, различного рода проблемы и препятствия  с которыми приходится сталкиваться данным лицам, а также органам, в компетенцию которых входит работа с ними. 
 
 
 

    I. Беженцы и вынужденные переселенцы в России: основные положения

1.1. История проблемы

    Проблема  беженцев стала актуальной только в  ХХ веке. Тому послужили два основных повода: первая мировая война и Октябрьская революция 1917 г. в России.

    Глобальный  передел мира и связанные с  этим перемещения из одной страны в другую регулировались Версальско-Вашингтонской  системой договоров, а также в  ходе последующих конференций, двусторонних соглашений. Российские и армянские  беженцы создали для мирового сообщества множество проблем, никогда ранее не возникавших. Исход из пределов бывшей Российской империи был самым массовым и интенсивным. Ситуация усложнилась появлением апатридов - лиц без гражданства.

    “Ликвидацию беженской проблемы” (именно так  была сформулирована задача) возложили на Лигу Наций. Пути ее решения виделись в следующем: расселение и трудоустройство, репатриация и урегулирование правового положения беженцев. Однако исчерпать ее до конца так и не удалось. Более того, появлялись всё новые категории беженцев: из Германии, Австрии в межвоенный период, многочисленные дипи после второй мировой войны и бесконечные их волны в современном неспокойном мире.

    Вопрос  о расселении и численности российских беженцев поставлен в историографии  давно, и его изучение сегодня активизировалось. Однако окончательно он не решен. Это связано с рядом объективных причин (отсутствие систематической и полной переписи и учета беженцев, завышение или занижение цифр в отчетных документах и т.д.).

    Л.К. Шкаренков в книге “Агония белой эмиграции”, ссылаясь на П.Н. Милюкова, говорит о 25 странах (без стран Америки), приютивших русских эмигрантов. Н.И. Астров в своих докладах говорит о 45 государствах, куда расселились беженцы только из Константинополя.

    В последнее время появилось много работ, посвященных региональным диаспорам, что позволяет конкретизировать картину расселения, процессы адаптации и перемещений, репатриации беженцев. Но вопрос об их правовом статусе остается открытым.

    С формированием международно-правового  статуса беженцев в 1920-х гг. началось и изучение проблемы. Правовое положение стало предметом внимания самих эмигрантов. Об этом шла речь на заседаниях местных отделений русских юристов за границей, им занимались почти все эмигрантские русские общественные организации. Результаты этой деятельности и усилий международного сообщества были обобщены в работе Л.Я. Таубера “Лига Наций и юридический статут русских беженцев”.

    В советской и зарубежной историографии  специальным предметом исследования правовое положение беженцев в 1920--1930-х гг. не являлось. Лишь в последние годы проблема стала привлекать внимание исследователей.

    Работа  Верховного комиссара Лиги Наций  по делам беженцев не анализировалась  в научных трудах, хотя другие аспекты  деятельности этой международной организации освещены достаточно полно. Следует отметить, что изучение проблемы затруднено ввиду явного недостатка опубликованных источников.

    От  серьезности подхода к решению  проблемы беженцев во многом зависит  не только экономика, но и нравственный климат в новых независимых государствах, и в первую очередь, в России. Однако эта проблема до сих пор не была осознана как приоритетная российскими властями. Вслед за федеральными властями изощряются в ограничениях прав мигрантов в регионах России, считая приток населения не ценностью и признаком благополучия, а тяжкой обузой.

    Значимость  темы заключается в том, что проблема беженцев - это один из самых сложных вопросов, стоящих сегодня перед мировым сообществом. Он является предметом активного обсуждения в Организации Объединенных Наций, которая продолжает поиск более эффективных средств защиты этой весьма уязвимой группы населения и оказания ей помощи.

    1.2. Понятие «беженец» и «вынужденный переселенец»

    Беженец — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и в силу обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политического инакомыслия находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может воспользоваться защитой своей страны (боится) или же лицо, которое не имеет определенного гражданства и находится вне страны своего прежнего места жительства, покинув его в результате преследований и не может (не желает) вернуться домой вследствие опасений за свою жизнь и безопасность своей семьи (ст. 1Закона РФ "О беженцах").

    Таким образом, беженцем может быть признан  человек, который только что приехал  в нашу страну по указанным выше обстоятельствам, или тот, кого эти  обстоятельства застали уже на территории России (так называемые беженцы на месте).

    Вынужденный переселенец — гражданин российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении  него или членов его семьи насилия  или преследования, либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводом для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка, а также гражданин иностранного государства, покинувший место жительства на территории РФ по обстоятельствам, указанным выше (ст. 1 Закона РФ "О вынужденных переселенцах").

    Понятие "вынужденный переселенец" отличается от понятия "беженец" еще и тем, что к первым относятся жертвы не только дискриминации и преследований, но и массовых беспорядков в покинутых  ими регионах, поэтому статус вынужденных  переселенцев получают, например, жители Чеченской Республики, покинувшие ее в период военных действий, независимо от того, подвергались ли они лично национальной, политической или иной дискриминации. 

    1.3. Признание лица беженцем (вынужденным переселенцем) 

    Беженцами (вынужденными переселенцами) люди становятся не в силу официального признания, а признаются таковыми (получают статус) именно потому, что реально являются беженцами (вынужденными переселенцами). Это специально оговаривается в Руководстве по процедурам и критериям определения статуса беженца УВКБ ООН (Женева, 1992 г.). Таким образом, признанию и предоставлению статуса всегда предшествует то грустное обстоятельство, что человек уже фактически превратился в беженца (вынужденного переселенца). Вся дальнейшая процедура признания и предоставления ему статуса есть лишь юридическое подтверждение объективного факта.

    Признание лица беженцем (вынужденным переселенцем) предусматривает:

    1) обращение с ходатайством о  признании беженцем (вынужденным  переселенцем);

    2) предварительное рассмотрение ходатайства;

    3) принятие решения о выдаче  свидетельства о рассмотрении  ходатайства по существу (далее  - свидетельство) либо об отказе  в рассмотрении ходатайства по  существу;

    4) выдачу свидетельства либо уведомления  об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

    5) рассмотрение ходатайства по  существу;

    6) принятие решения о признании  беженцем (вынужденным переселенцем) либо об отказе в признании  беженцем (вынужденным переселенцем);

    7) выдачу удостоверения либо уведомления об отказе.

    Решение о выдаче свидетельства или о  признании беженцем (вынужденным  переселенцем) либо решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем (вынужденным переселенцем) принимается  по итогам анкетирования лица, оформления опросного листа на основе проведения индивидуальных собеседований, а также по результатам проверки достоверности полученных сведений о данном лице и прибывших с ним членах семьи, проверки обстоятельств их прибытия на территорию Российской Федерации и оснований для их нахождения на территории Российской Федерации, после всестороннего изучения причин и обстоятельств, изложенных в ходатайстве. В целях уточнения сообщенных лицом фактов допускается проведение дополнительных собеседований.

    Лицо, ходатайствующее о признании беженцем (вынужденным переселенцем) и находящееся на территории Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации проходит процедуру идентификации личности, включая обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию, по месту подачи ходатайства.

    Признание беженцами (вынужденным переселенцем) лиц, являющихся членами одной семьи, осуществляется в отношении каждого  члена семьи, достигшего возраста восемнадцати лет, с учетом обстоятельств.

    В случае отсутствия обстоятельств в отношении одного из членов семьи, достигшего возраста восемнадцати лет, в целях обеспечения воссоединения семьи данный член семьи с его согласия также признается беженцем (вынужденным переселенцем).

    Признание беженцем (вынужденным переселенцем) лица, не достигшего возраста восемнадцати лет и прибывшего на территорию Российской Федерации без сопровождения родителей или опекунов, либо определение его иного правового положения на территории Российской Федерации осуществляется с учетом интересов лица в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации после получения сведений о родителях или об опекунах данного лица.

Информация о работе Беженцы и вынужденные переселенцы в России