Беспризорность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 23:21, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является полное и всестороннее изучение причин и факторов, влияющих на развитие безнадзорности и беспризорности в семье, а так же выявить меры профилактики и предупреждения беспризорности и безнадзорности в семье. И для достижения поставленной цели является необходимым в рамках данного исследования решения следующих задач:
1. Проанализировать научно-педагогическую, психологическую, социологическую литературу по проблеме исследования; раскрыть понятие беспризорности и безнадзорности в семье;
2. Выявить причины детской беспризорности и безнадзорности;
3. Рассмотреть семью как дезадаптирующий фактор беспризорности и безнадзорности в семье;
4. Составить социальный портрет беспризорника (безнадзорника);
5. Выявить меры профилактики и предупреждения беспризорности и безнадзорности в семье.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. БЕЗНАДЗОРНОСТЬ И БЕСПРИЗОРНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
1.1 Понятие безнадзорности и беспризорности в семье
1.2 Причины детской беспризорности и безнадзорности
1.3 Семья как дезадаптирующий фактор безнадзорности и безнадзорности в семье
1.4 Социальный портрет беспризорника (безнадзорника)
ГЛАВА II. ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ В СЕМЬЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

кабанчику на память от Суши).docx

— 65.10 Кб (Скачать документ)

  Полученные  данные были систематизированы и  позволили выявить уровни взаимодействия: интеграционный, репродуктивно-положительный, достаточный, недостаточный.

  Интеграционный  уровень характеризуется успешной совместной деятельностью всех субъектов  в разработке стратегии профилактической деятельности и ее реализации; системным  характером профилактической деятельности, позволяющей планомерно и последовательно  решать профилактические задачи; продуктивным взаимодействием всех заинтересованных сторон в решение проблем подростков и их семей; ответственным отношением каждого субъекта к взаимодействию и достижению эффективности в  совместной профилактической деятельности; мониторингом успешности взаимодействия в профилактике безнадзорности, условий, обеспечивающих удовлетворение потребностей и интересов подростков в духовном, нравственном и физическом развитии, успешной их социализации. Данный уровень  обеспечивает учет всех подростков, их семей по месту жительства и действенность  профилактической социально-педагогической деятельности.

  Репродуктивно-положительный  характеризуется дифференциацией  усилий субъектов взаимодействия в  профилактике безнадзорности и беспризорности по месту жительства, обеспечивающей значительный охват подростковой среды; профилактической деятельностью, которая  строится планомерно и последовательно; взаимодействием по отдельным направлениям, проведением отдельных профилактических мероприятий; ответственным отношением каждого субъекта к выполнению своих  функциональных задач; участием в оценке успешности взаимодействия в профилактике безнадзорности, условий, обеспечивающих удовлетворение основных потребностей и интересов подростков в духовном, нравственном и физическом развитии, успешной их социализации. Данный уровень  обеспечивает учет значительной части  подростков, их семей по месту жительства и действенность профилактической социально-педагогической деятельности.

  Достаточный уровень характеризуется взаимодействием  субъектов в профилактике безнадзорности по месту жительства преимущественно  к подросткам «группы риска» и  их семьям; профилактической деятельностью  субъектов в рамках своего функционального назначения; взаимодействием по отношению к отдельным семьям и проблемным подросткам; недостаточным желанием сотрудничать с другими субъектами профилактики. Данный уровень обеспечивает учет основной массы подростков, относящейся к «группе риска» по месту жительства и определенные успехи в работе с ними.

  Недостаточный уровень характеризуется межведомственной разобщенностью по целям, задачам профилактической деятельности субъектов; фрагментарностью и поверхностью во взаимодействии с  социальными учреждениями; отсутствием  интереса к взаимодействию с другими  субъектами профилактической деятельности и решению проблем подростка  и его семьи; отсутствием потребности  в рефлексии собственного профилактического  опыта и пр. Данный уровень не обеспечивает необходимой профилактической работы с подростками[17]. 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ   

  Детская беспризорность - следствие современной  социально - экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется  нарастанием социального неблагополучия семей, падением их нравственного уровня, дистанцированием школы от детей с трудной судьбой, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождает опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:

  1.         рост числа граждан, лишенных родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;

  2.         массовые нарушения прав детей;

  3.         рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, которые ведут к увеличению числа преступлений, совершаемых несовершеннолетними;

  4.         рост числа венерических заболеваний среди несовершеннолетних; высокий уровень беременности и родов у девочек подростков;

  5.         омоложение преступности, увеличение числа правонарушителей, не имеющих средств к существованию.

  Эти тревожные тенденции свидетельствуют  о необходимости совершенствования  государственной системы профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав.

  Современная практика профилактической работы строится на принципах охранно-защитной концепции  и включает широкую сеть разных ведомственных  учреждений, оказывающих социально-правовую, психолого-медико-педагогическую помощь детям и семьям «группы риска».

  За  последние пять лет в России органами исполнительной власти всех уровней  создано около 3 тыс. различных служб  и учреждений, проведена большая  работа по законодательному, нормативно-правовому  и кадровому обеспечению этого  нового направления социальной практики. Однако, недостаточная эффективность  профилактической деятельности различных  ведомств, отсутствие логически организованной координации между ними снижают  результативность их совместных усилий.

  Недостаточное внимание уделяется социально-правовому  и медико-социальному патронажу  семей «группы риска», что приводит к их дальнейшей деморализации и  распаду.

  При существующем положении, как показало мое исследование, сотрудники органов  опеки и попечительства не в состоянии  в полной мере осуществить социальный патронаж неблагополучных семей, выполнять  в полном объеме весь спектр действий, связанных с устройством детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, обеспечить полноценную  защиту прав и интересов детей.

  Серьезные недостатки имеются в работе учреждений здравоохранения по охране репродуктивного  здоровья подростков, лечению и реабилитации несовершеннолетних наркоманов, алкоголиков. Именно поэтому необходимо развивать  сеть учреждений для социальной реабилитации несовершеннолетних, которые бы целостно решали проблемы подростков коррекционно-реабилитационной работой ориентируя ее как на ребенка, так и на его семью. Такие центры имеют возможность помочь ребенку, пока он еще не утратил связи с  семьей, другими институтами социализации, т.к. спектр услуг предоставляемых  Центром несовершеннолетним, нуждающихся  в государственной помощи весьма широк.

  Необходимо  усовершенствовать работу правоохранительных органов по защите детей и подростков от физического, психологического, сексуального насилия, от вовлечения их в преступную и антиобщественную деятельность.

  Отлаживать  координацию деятельности разных ведомств в сфере профилактики детской  беспризорности и правонарушений. Комиссии по делам несовершеннолетних при  органах исполнительной власти всех уровней, которые должны осуществлять координацию и контроль за этой деятельностью, которые функционируют, по сути дела, на общественных началах и не имеют  в достаточной степени ни норамтивно-правового, ни кадрового, ни информационного обеспечения своей деятельности.

  В этих условиях, на мой взгляд, актуальной задачей становиться формирование государственной политики профилактики детской безнадзорности и беспризорности, ориентированной на решение проблем  несовершеннолетних, оказавшихся вне  социальных связей, обеспечение реальных прав детей на достойную форму  существования в социальной среде.

  Конечно, в объеме одной курсовой работы невозможно раскрыть тему в полном объеме, однако я считаю, что достигла поставленной цели в данной работе. Я полностью  и всесторонне раскрыла необходимые  вопросы и понятия для понимания  причин и факторов, влияющих на безнадзорность и беспризорность в семье, а так  же разработаны и предоставлены  меры по профилактике безнадзорности и беспризорности в семье.

  Завершая  работу, хотелось бы отметить, что в  виду неоднозначного подхода в рассмотрении ряда вопросов относительно профилактики безнадзорности и беспризорности в  семье данная тема будет оставаться актуальной и предметом исследования научных работ в будущем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Беспризорность