Анкетирование и интервьюирование как формы социологических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 19:20, контрольная работа

Описание

При изучении сущности и специфики опроса – самого распространенного метода сбора социологической информации – следует также обратить внимание на характеристики его различных видов: сплошных и выборочных, заочных и очных, индивидуальных и групповых, обычных и экспертных, письменных и устных. Среди наиболее известных разновидностей опроса обычно выделяют анкетирование и интервьюирование, которые различаются по способу общения с респондентом.

Содержание

Введение 2
1. Методы опроса 2
1.1. Анкетирование 2
1.2. Интервьюирование 2
2. Основные преимущества анкетирования и интервьюирования 2
Заключение 2
Используемая литература 13

Работа состоит из  1 файл

социология.реферат.doc

— 90.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский  государственный горный институт им. Г.В.Плеханова» 

Кафедра социально-гуманитарных наук

Учебная  дисциплина  «Социология» 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему

Анкетирование и интервьюирование как формы

социологических исследований 
 
 

Работу  выполнила

___________., шифр _______________                                                                                                               Проверил(а)________________(ф.и.о.)

«______»____________20___г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2012 
Содержание
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 
 

    При изучении сущности и специфики опроса – самого распространенного метода сбора социологической информации – следует также обратить внимание на характеристики его различных  видов: сплошных и выборочных, заочных  и очных, индивидуальных и групповых, обычных и экспертных, письменных и устных. Среди наиболее известных разновидностей опроса обычно выделяют анкетирование и интервьюирование, которые различаются по способу общения с респондентом. И анкетирование, и интервьюирование имеют свои преимущества, которые проявляются в случае корректного использования соответствующих методик их организации, а также при грамотном составлении вопросников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Методы  опроса
 
 

    Основное  предназначение социологических опросов - получение информации о мнениях людей, их мотивах и оценках социальных явлений, о феноменах и состояниях общественного, группового и индивидуального сознания. Поскольку эти мнения, мотивы и феномены выступают свойствами изучаемых социологией объектов, постольку опросы дают о них необходимую информацию Значимость опросов возрастает, если об исследуемом явлении нет достаточной документальной информации, если оно не доступно непосредственному наблюдению или не поддается эксперименту. В таких ситуациях опрос может стать главным методом сбора информации, но обязательно дополняемым другими исследовательскими методиками.

    Опросные  методы весьма разнообразны. Наряду с  общеизвестным анкетированием они  выражаются в виде интервьюирования, почтовых, телефонных, прессовых, факсовых, экспертных и иных опросов. Каждая из разновидностей опросов имеет свою специфику, о которой будет сказано ниже. Сейчас охарактеризуем их общие принципы.

    1. Анкетирование
 
 

    Анкетирование - письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях:

    а) когда нужно спросить большое  число респондентов за относительно короткое время,

    б) респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник.

      Анкетирование редко бывает сплошным (охватывающим всех членов изучаемой общности), гораздо чаще оно имеет выборочный характер. Поэтому достоверность и надежность полученной анкетированием информации зависит, прежде всего, от репрезентативности выборки.

      Основным (но не единственным) инструментом  этого метода является анкета, состоящая из самого опросного листа, сведений о респонденте и преамбульно-инструктивного раздела. Значимость последнего нельзя недооценивать, т.к. в условиях заочного общения с респондентом преамбула - единственное средство мотивации респондента на заполнение анкеты, формирования его установки на искренность ответов. Кроме того, в преамбуле говориться о том, кто и зачем проводит опрос, даются необходимые комментарии и инструкции по работе респондента с анкетой.

      Главная часть анкеты (опросный  лист) разрабатывается не только  на основе общих требований  к опросу, но и с учетом ряда  дополнительных соображений. В  анкете можно и нужно ставить:

     1. не только программно-тематические, т.е. непосредственно вытекающие  из исследовательской программы  вопросы, но и процедурно-функциональные, нацеленные на оптимизацию хода  опроса;

     2. как прямые, предлагающие респонденту  выразить свою собственную позицию, так и косвенные (согласие или несогласие с позиций других людей) вопросы;

     3. вопросы - "крючки", ставящиеся  для того, чтобы респондент "клюнул", т.е. ради поддержания его интереса  к заполнению анкеты;

     4. вопросы - "фильтры", позволяющие  выделить часть респондентов по какому-либо признаку, отсеять ту их часть, мнение которой по следующему за "фильтром" вопросу представляется либо особо ценным, наоборот, либо не очень важным;

     5. контрольные вопросы, проверяющие  устойчивость и непротиворечивость  мнений респондентов;

     6. вопросы - "ловушки", являющиеся  разновидностью контрольных, предназначенные  для выяснения степени искренности  ответов;

     7. наводящие вопросы, помогающие  точнее понять смысл последующего (более важного) вопроса;

     8. дихотомические вопросы, предполагающие два взаимоисключающих друг друга варианта ответа (типа "да-нет");

     9. вопросы - "меню", т.е. с поливариантными  ответами, когда респондент может  выбрать любое сочетание вариантов  ответов;

     10. вопросы - "диалоги", ответы  на которые составляются из ответов воображаемых лиц;

     11. шкальные вопросы, т.е. такие,  ответ на которые заключен  в оценке чего-либо по заданной  шкале;

     12. табличные вопросы, предполагающие  ответ в форме заполнения таблицы;

     13. закрытые вопросы, т.е. сопровождаемые  всеми теоретически возможными вариантами ответа, из которых респонденту предстоит выбрать тот, который соответствует его мнению;

     14. открытые вопросы, не содержащие  ни одного варианта ответа, предполагающие, что респондент напишет то, что  хочет, в специально отведенном месте анкеты;

     15. полузакрытые, точнее, частично закрытые (или частично открытые) вопросы,  на которые заранее дана лишь  часть вариантов ответа, которая  может не удовлетворить респондентов, имеющих возможность дописать  свой вариант.

      Текст анкеты разрабатывается с учетом того, какую информацию необходимо получить. Разрабатывая текст анкеты, следует избегать однообразия используемых типов и форм вопросов, помнить, что каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Не следует забывать при этом и о последующей обработке анкетных данных. Открытые вопросы, скажем, предпочтительнее закрытых, если важно выявить все нюансы мнений респондентов, но полученную на их основе информацию трудно будет формализовать и обработать. Закрытые вопросы, особенно в форме "меню", шкал, таблиц и дихотомий, более удобные для обработки, но не дают гарантии учета полноты оценок респондента.

      Важно подчеркнуть необходимость  соблюдения правила систематизации  вопросов в анкете.

      Постановка контрольных вопросов (в том числе "ловушек") должна соответствовать логической последовательности вопросов, обеспечивающей их взаимоконтроль. Традиционная для социологического анкетирования логика построения вопросников строится на принципе "от общего к частностям", при которой последующие вопросы играют роль контрольных по отношению к предыдущим. Но иногда целесообразно руководствоваться противоположным принципом - "от частностей к общему".

      Все эти правила составления  анкет помогут использовать и  оценить информацию не только  по отдельным вопросам, но и учесть информацию, которая обнаруживается при осмыслении всех вопросов как взаимодействующих структур, а всех ответов на них как взаимодействующих элементов.

 

    1. Интервьюирование
 
 

    При интервьюировании контакт между  исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции. Этот метод опроса требует больших затрат времени и средств, чем анкетирование, но вместе с тем повышается надежность собираемых данных за счет уменьшения числа неответивших и ошибок при заполнении вопросников.

      Особенности интервью по-разному  проявляются в различных его  организационных формах. Рассмотрим их.

      Интервью по месту работы, занятий,  то есть в служебном помещении.  Оно наиболее целесообразно, когда  изучаются производственные или  учебные коллективы, а предмет  исследования связан с производственными  или учебными делами.

      Интервью по месту жительства. Оно становится предпочтительным, если предмет опроса касается таких проблем, о которых удобнее поговорить в неофициальной обстановке, свободной от влияния служебных или учебных отношений.

      В прикладной социологии различают  три вида интервью: формализованное, фокусированное и свободное.

      Формализованное интервью - самая  распространенная разновидность  интервьюирования. В этом случае  общение интервьюера и респондента  строго регламентировано детально  разработанными вопросником и  инструкцией, предназначенной для интервьюера. При использовании этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности.

      Фокусированное интервью - следующая  ступень, ведущая к уменьшению  стандартизации поведения интервьюера и опрашиваемого. Оно имеет своей целью сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствии или причин. Респондентов в этом виде интервью заранее знакомят с предметом беседы. Предварительно заготавливают и вопросы для такого интервью, причем их перечень для интервьюера обязателен: он может менять их последовательность и формулировки, но по каждому вопросу должен получить информацию.

      Свободное интервью отличается  минимальной стандартизацией поведения  интервьюера. Этот вид опроса  применяется в тех случаях, когда исследователь приступает к определению проблемы исследования. Свободное интервью проводится без заранее подготовленного вопросника или разработанного плана беседы; определяется только тема интервью.

    Интервьюирование - форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом. Этот метод предпочтительнее анкетирования в следующих отношениях:

      а) вопросов без ответов при  нем практически не бывает;

      б) неопределенные или противоречивые ответы могут быть уточнены;

      в) имеется возможность наблюдения  за респондентом и фиксации  не только

      его вербальных ответов, но  и невербальных реакций;

      г) получаемая информация полнее, глубже и достовернее по сравнению  с анкетой.

      Главный недостаток метода интервьюирования - его малая оперативность, существенные затраты времени, необходимость большого числа интервьюеров, невозможность его использования в ситуациях краткосрочных массовых опросов.

      Для начинающих социологов он  представляет немало трудностей, т.к. требует специальной подготовки и солидного тренинга. К тому же разные виды интервьюирования предполагают наличие у исследователя неоднозначных наборов знаний и умений.

      Наибольшее распространение в  социологии получило стандартизированное  интервью, отличительной особенность и которого является жесткая последовательность, заранее подготовленные четкие формулировки вопросов и продуманные модели ответов на них. Его можно проводить по опросному листу анкеты, что зачастую и делается для контроля и дополнения, данных анкетирования.

Информация о работе Анкетирование и интервьюирование как формы социологических исследований