Анализ демографических показателей Волгограда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 00:20, контрольная работа

Описание

Цель работы состоит в том, чтобы произвести расчеты на основе базовых демографических показателей, а также дать оценку современным социально-демографическим особенностям организации населения и воспроизводства населения в Волгоградской области, выявить направления решений данных проблем.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- произвести расчеты базовых показателей;
- проанализировав их, выявить особенности территориальной организации хозяйства в Волгоградской области;
- выявить предпосылки значительного численного изменения данных показателей в определенные годы;
- рассмотреть меры, принимаемые Администрацией области для решения выявленных проблем, если таковые имеются.

Работа состоит из  1 файл

3 этап Шогик.doc

— 70.00 Кб (Скачать документ)

Необходимость расчета показателей территориальной организации населения и производительных сил Волгоградской области в рамках системного исследования важны, так как эти данные являются оптимальной базой для построения объективной картины современного состояния области. Также  они могут помочь в построении грамотной и оптимальной социально-экономической программы развития области в целом и отдельных её районов с учетом исторических, экономических, национальных особенностей Южного региона России.

Цель работы состоит в том, чтобы произвести расчеты на основе базовых демографических показателей, а также дать оценку современным социально-демографическим особенностям организации населения и воспроизводства населения в Волгоградской области, выявить направления решений данных проблем.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- произвести расчеты базовых  показателей;

- проанализировав их, выявить особенности территориальной организации хозяйства в Волгоградской области;

- выявить предпосылки значительного численного изменения данных показателей в определенные годы;

- рассмотреть меры, принимаемые  Администрацией области для решения  выявленных проблем, если таковые имеются.

 

 

Основной причиной неблагоприятной  демографической ситуации, сложившейся в последнее десятилетие как в России, так и в Волгоградско-Волжском регионе (ВВР), является ухудшение социально-экономических условий жизни , качества окружающей среды, состояния здоровья населения. Можно с полной уверенностью утверждать об отрицательном приросте населения. И, согласно прогнозам демографов, подобная ситуация сохранится в ближайшее десятилетие. В рамках всей страны, за 2010 год население страны сократилось на 48,3 тысячи человек (0,03%), и это несмотря на то, что поток мигрантов в нашу страну возрастает с каждым годом. Если взглянуть на показатели Волгоградской области, то и здесь данная тенденция сохраняется: 2009 и 2010 годы стали годами с самым низким коэффициентом прироста населения по сравнению с исходным 1990 годом. А по сравнению с 1 января 2010 года население региона уменьшилось на 12 318 человек, что составляет 3,3 процента. Этот результат – худший во всем Южном федеральном округе. 1

Возможно ли улучшение демографической  ситуации области за счет естественной миграции? Рассмотрим данные: миграционная нагрузка на Волгоградскую область за счет вынужденных переселенцев из горячих точек России и СНГ – одна из самых высоких в регионе по состоянию на 1992-1995 гг.  За этот период сюда прибыло 88 тыс. чел., причем из них лишь третья часть была зарегистрирована. 2Среди зарегистрированных беженцев большинство русские, среди незарегистрированных – лица других национальностей (преобладают азербайджанцы и армяне). Около половины мигрантов оседают в Волгограде и примыкающих к нему городах и рабочих поселках. Значительный поток мигрантов направлен также в наиболее благоприятные в климатическом отношении северо-западные и центральные сельскохозяйственные районы Правобережья Волги – Урюпинский, Фроловский, Котовский, Еланский, Камышинский, Михайловский.

В 1995-2000, по прогнозам миграционной службы, ежегодный приток мигрантов мог составить 40-50 тыс. чел. В связи с этим в области была разработана программа приема беженцев и вынужденных мигрантов, которая должна контролировать процесс их расселения по территории с учетом таких факторов, как наличие свободных земель, условий для трудоустройства, наличие жилого фонда, в том числе незавершенного, обеспечение другими объектами социальной инфраструктуры. Как мы видим, данные прогнозы не подтвердились, хотя Наиболее острая проблема для мигрантов в ряде районов – проблема трудоустройства- как была актуальной, так и осталась, причем не только для мигрантов, но и для коренных жителей области.

В последние годы в Волгоградскую  область организованно переселяются на постоянное место жительства газовики и нефтяники из Тюменской области. За счет средств “Тюменьнефтегазпрома”, “Уренгойдорстроя”, “Сургутнефтегазпрома” и других производственных объединений здесь возводятся компактные поселения. В городах Урюпинске, Краснослободске, Жирновске, в поселках Ильевке и Камышах Калачевского района уже построено в общей сложности около 1000 односемейных домов усадебного типа; предусматривается строительство еще 1000 домов в г. Котове.

Как мы видим, отрицательный миграционный прирост, который не продолжает тенденции 1992-1995 годов, не может решить проблему убыли населения. Более того: приток мигрантов лишь усугубляет проблему безработицы: как мы видим по результатам расчетов, численность безработных неуемно растет. Однако можно наблюдать и тенденцию роста зарегистрированных безработных. Позволю себе предположить, что это является показателем того, что больше и больше людей стали обращаться в центр занятости, что также говорит об отрицательной тенденции снижения уровня занятости населения, а также экономически активного населения.

Интересны для рассмотрения показатели потребности в работниках и экономически активного населения с 2006 год по сегодняшний день. Почему произошло такое резкое снижение данных показателей? По данным портала «Светский Клуб: жизнь Волгограда»,   с 2006 в Котовском и Жирновском нефтедобывающих районах добыча нефти начала значительно сокращаться. До сегодняшнего дня эта тенденция только усугублялась,  что и привело к высвобождению собственных рабочих, не говоря уже о найме на работу мигрантов.3 Это и объясняет резкое увеличение напряженности на рынке труда: предложение рабочей силы превышает ее спрос. Наибольшее число безработных было зарегистрировано в городах Волгограде и Волжском, в Камышинском районе. Всплеск безработицы наблюдался в городе Волжском еще в 1998 г. — 2502 человека, что выше числа безработных в 1997 г. на 1101 человека. Увеличилось количество безработных в 2003 г. по сравнению с 1997 г. в 2,6 раза в Алексеевском, Новониколаевском, Октябрьском районах; в 3 раза — в Чернышковском районе, в 3,7 раза — в Старополтавском районе, в 4,3 раза — в Еланском районе Волгоградской области. То есть в отдельных районах области наблюдается стабильная тенденция к увеличению числа безработных, начиная с 1997 года. В 2008-2009 гг. на уровень безработицы сильно повлиял кризис. Проблемы были обусловлены преобладанием в структуре экономики крупных городов немодернизированных машиностроительных и металлургических предприятий и все еще высокой численностью занятых на них, во время кризиса производство начало сокращаться, сокращалось и количество рабочих мест.

Уровень экономической активности населения Волгоградской области (64%) ниже среднероссийского (67%). Это следствие того, что 44% сельского населения области относится к категории экономически неактивного (в среднем по стране – 35%). На теплом и плодородном юге более значительная часть сельских жителей заняты только в личном подсобном хозяйстве и не производят продукцию на продажу, поэтому по стандартным критериям не относятся к экономически активному населению.

Структура занятости отражает особенности экономики области – повышенную роль агросектора и занятости в нем, а также близкую к средней занятость в промышленности из-за сильного кризиса машиностроения, сконцентрированного в крупных городах. Но структурные сдвиги занятости те же, что и во всей стране: индустриальная и аграрная занятость сокращается.4

В третичном секторе области  занятость в рыночных услугах  в 2000-е годы росла быстрее и  достигла среднего уровня по стране. Доля занятых в бюджетных услугах ниже из-за специфики расселения – в южных "русских" регионах преобладают крупные села, поэтому требуется меньшее число сельских школ, ФАПов и больниц, эти учреждения обслуживают большее число жителей при той же численности персонала. По этой причине в структуре занятых меньше доля занятых в образовании и здравоохранении – основных отраслях бюджетных услуг.

По официальным данным, с 1996 года Волгоградская область, к сожалению, занимает первое место среди регионов Южного федерального округа по смертности. Касается это и смертности младенческой. В 1999 г. коэффициент младенческой смертности на 1 тыс. родившихся живыми в Волгоградской области превышал аналогичный коэффициент по России на 2,4 по всему населению. Среди сельского населения области наблюдалась особенно большая разница по сравнению с общероссийским коэффициентом младенческой смертности - на 31,9% больше. К счастью, сейчас идет тенденция к снижению данного показателя. Младенческая смертность в Волгоградской области за 1997-2002 гг. снизилась на 17% и в 2002 г. составила 327 человек. Снижение младенческой смертности наблюдается как в городской, так и в сельской местности. Чем объясняется положительная тенденция? Исследования, проводимые до 2005 года, а именно анализ медико-демографических показателей, характеризующих популяционное население ВВР за 20 лет (с 1985 по 2005) выявил снижение продолжительности жизни, рост смертности женщин детородного возраста, увеличение общей заболеваемости. С 1995 по 2005 года  в регионе было  зарегистрировано значительное увеличение акушерско-гинекологической патологии в 2- 35 раз. Частота их намного превышает показатели по России. Следствием этого и  явился высокий вес неуправляемых причин младенческой смертности. Для улучшения положения были необходимы срочные меры, и , как следствие, в 2007 в  регионе началась работа над законами, принятие которых могло бы улучшить демографические показатели. Дума утвердила концепцию формирования здорового образа жизни, а в программе социально-экономического развития Волгоградской области до 2010 года одной из главных целей является укрепление демографического потенциала Волгоградской области. Кроме того, областные законодатели работают над проектом закона «Об областном заказе на производство и размещение социальной рекламы», направленном на пропаганду здорового образа жизни, семейных ценностей, на формирование в общественном сознании жителей Волгоградской области, и, прежде всего, в сознании молодёжи, общезначимых ценностей. Ещё один законопроект, над которым областные парламентарии работали больше года, уже принят Думой в первом чтении — он определяет меры финансовой поддержки малообеспеченных беременных женщин и кормящих матерей. На эти цели законодатели предлагают выделить из областной казны почти 300 млн. рублей.5 Итак, все принятые меры, на наш взгляд, и послужили уменьшению количества младенческих смертей. Эта ситуация является ярким примером того, как при правильной организации работы и четко построенной цели власти региона могут если и не справиться полностью с негативной тенденцией, то хотя бы минимизировать эти показатели.

Связь внутриобластной  миграции  с показателями плотности  населения является весьма важной, если не основополагающей, но имеет  скорее отрицательное значение.  Давайте рассмотрим, почему можно сделать такие выводы. В 1990-е гг. численность населения Волгоградской области увеличивалась благодаря возвратному миграционному притоку. В 2000-х гг., как мы неоднократно говорили, стрессовые миграции закончились, область стала депопулировать вследствие естественной убыли. Из всего населения Волгоградской области (2,6 млн. чел.) в агломерации Волгограда проживает половина, доля городского населения в области (75,5%) немногим выше средней по стране (73%). Сам Волгоград в середине 2000-х гг. потерял статус миллионника, но вместе с близлежащим крупным г. Волжский образует более чем миллионную агломерацию. Других относительно крупных городов в области нет, за исключением Камышина. Изменение численности населения городов слабо связано с их людностью. Так, очень быстро теряли население 100-тысячный Камышин и малые города Новоаннинский, Жирновск, Николаевск, Петров Вал. Снижение численности населения Волгограда почти не отличалось от динамики всего городского населения, т.е. центральный город весьма слабо притягивал внутриобластных мигрантов. Из-за этого и плотность населения, начиная с 2001 года, начала падать.

Как реакция на ухудшения  экономического и демографического состояния региона, от властей поступила Концепция Стратегии перехода Волгоградской области к устойчивому развитию,  со схемой территориального планирования до 2025 года и Программой социально-экономического  развития Волгоградской области до 2010 года.

Определены  три этапа осуществления градостроительной  политики.

Первый - подготовительный этап (2003-2008 г.г.), на котором необходимо создать все организационные предпосылки реализации: разработка большинства нормативных актов градостроительного права; комплектование и материальное оснащение органов архитектуры и градостроительства, выработка четкого финансово-бюджетного механизма градостроительной деятельности; установление статуса градостроительной проектной документации в соответствии с Градостроительным кодексом Волгоградской области.

Второй (2009-2015 г.г.) - переходный этап, в течение которого  предусматривается разрешение проблемных градостроительных ситуаций (развитие агломерации, малых городов, исторических поселений, депрессивных районов и т.д.), комплексной реконструкции жилого фонда и инженерной инфраструктуры.

Третий (2016-2025 г.г.) - этап устойчивого развития. Признаками этого этапа можно считать относительно возможное оздоровление среды обитания, устойчивое развитие городов и поселений - главным образом на основе собственных ресурсов и внутренних источников роста.

Целями данной программы являются следующие результаты:

Доведение в 2010-2025 годах  среднегодовых объемов инвестиций до 200 млн.рублей, иностранных инвестиций - до 200 млн.долларов США.

Обеспечение среднегодовых  устойчивых приростов ВРП в сопоставимых ценах на уровне 6 процентов.

Обеспечение занятости  в экономике – более 1,2 млн. человек.

Обеспечение качества госуправления, направленного на управление результатами.

Сокращение доли населения  с доходами ниже прожиточного минимума до 10 процентов.

Превышение среднероссийского уровня зарплаты на 1 работающего.

Положительный баланс естественного  прироста населения.

Итак, по результатам анализа данных, представленных в расчетах, можно сделать следующие выводы:

  1.   Естественный прирост населения Волгоградской области с 2000 по 2010 г. имеет отрицательную динамику, при этом ученые прогнозируют продолжение отрицательной тенденции.
  2. Потеря рабочих мест вследствие снижения добычи нефти отрицательно сказалась на уровень занятости и потребности в работниках, резко подскочила напряженность на рынке труда, увеличился уровень общей безработицы.
  3. Миграционная нагрузка, при этом, являясь отрицательной (о чем говорит отрицательный коэффициент миграционного прироста), приводит к усугублению проблемы безработицы. Не только работники производственных отраслей, но и квалифицированные кадры остальных специализаций уезжают из региона.
  4. Количество младенческих смертей стабильно снижается, благодаря вовремя принятым со стороны руководства области мерам, созданию целевых программ по улучшению здравоохранения в регионе, увеличению финансирования данной сферы. В области действуют 63 областные целевые программы, в 2005 году финансировались 53 областные целевые программы в сумме около 1 млрд. рублей. 
  5. Низкие показатели занятости населения являются следствием того, что часть сельского населения области относится к категории экономически неактивного, а также результатами кризиса 2008-2009гг.
  6. Напряженность на рынке труда является следствием факторов, повлекших за собой увеличение предложения рабочей силы над его спросом.
  7. Из-за недостаточного количества внутриобластных миграций (люди предпочитают вообще уезжать из области, а не переезжать из села в город), плотность населения области так и остается достаточно низкой.
  8. Для улучшения ситуации в регионе, местными властями была принята «Стратегии перехода Волгоградской области к устойчивому развитию до 2025 года». Разделенная на три этапа, она обещает инициировать экономический и демографический рост в области.

Информация о работе Анализ демографических показателей Волгограда