Альтернативное образования в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:07, реферат

Описание

Системы образования в любой стране призваны способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества, ибо именно школа, вуз готовят человека к активной деятельности в разных сферах экономики, культуры, политической жизни общества. Поэтому роль школы как базового звена образования чрезвычайно важна, способность школы достаточно гибко реагировать на запросы общества, сохраняя при этом накопленный положительный опыт, имеет чрезвычайно важное значение.

Содержание

Введение
1.Новые пути образования
2.Альтерантивное образование
3.Возможности Интернета
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 120.00 Кб (Скачать документ)

     Компьютерная  сеть есть не что иное, как специфический учебно-методический комплекс, обеспечивающий техническую, методическую и организационную поддержку единого учебного процесса, проходящего в нескольких географически разнесенных учебных группах. С распространением Интернета, а главное в связи с массовой доступностью компьютеров возникла новая форма образования — дистанционная (e-learning). Ее аудиторией выступают две категории граждан: 1) взрослые, обучающиеся заочно, т. е. без отрыва от производства, и 2) проблемные дети, по тем или иным причинам не имеющие возможности обучаться в школе.

     Дистанционное обучение и, в частности, дистанционное  повышение квалификации принято  определять как комплекс образовательных  услуг, предоставляемых широким  слоям специалистов-пользователей  с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от учреждений дополнительного профессионального образования. В отличие от заочного образования, известного с советской поры, современное дистанционное обучение не ставит производство знаний на поток. Дистант всегда индивидуален: никакого конвейера, только штучное производство. Студент сам выбирает дисциплины и учебные курсы, их последовательность и продолжительность. Один предмет он может пройти быстро, в течение двух-трех недель, другой — изучать долго, не спеша. Сессий при дистанте как таковых нет: после каждого учебного курса студент выполняет контрольные задания. Набрал необходимые баллы — переходи к следующему этапу обучения, нет — штудируй предметы снова. Фиксированных сроков при дистанте также не существует: можно заниматься хоть один год, хоть десять. Главное — сдать все положенные зачеты и экзамены. Когда дисциплины пройдены и необходимое количество баллов набрано, студент защищает итоговую работу и получает заветный диплом1.

     Удобство  дистанта, как и заочного образования, в том, что учеба проходит в  удобных условиях — на работе или  дома. В обеих формах существует передача учебно-методической информации из центра на периферию и регламентируемый по времени обратный поток выполненных учебных заданий. Но количественные характеристики этих двух процессов — объем передаваемой информации и скорость передачи.

     Студент, заключивший договор с вузом  на дистант-обучение, получает комплект учебных материалов — так называемый «кейс». В него входят пособия — лекции, задания, контрольные вопросы, ссылки на дополнительную литературу и т. д. Это могут быть бумажные (книги, учебники, методички) и электронные (диски, дискеты, программы, аудио- и видеокассеты) носители информации. Каждый дистант-студент прикрепляется к своему преподавателю-тьютору, который и будет вести его до конца учебы. Тьютор подскажет, какими пособиями и в какой последовательности следует пользоваться, даст консультацию по самым сложным вопросам, окажет помощь в подготовке к контрольным, зачетам и экзаменам. Ему же студент пришлет для проверки выполненные контрольные и тесты. Общение между тьютором и его подопечным происходит через Интернет.

     Кстати  сказать, фигура тьютора появилась  в XII в. в двух университетах. Почему Оксфорд и Кембридж считаются лучшими университетами в мире? Их ноу-хау заключается в том, что они в XII в. ввели новую педагогическую позицию. У них был профессор, который читал лекции и вел семинары. И параллельно с этим возникла позиция тьютора. Что делает тьютор в британском университете? Он, в первый раз встречая студента, выясняет, почему тот поступил на этот факультет, чего он хочет. В зависимости от разговора они вместе выстраивают дальнейшие действия студента: какие лекции он будет слушать, какие книги читать. Ровно через неделю они снова встречаются, и тьютор выясняет, прочитал ли он эту книгу и какой вопрос у него возник.

     Есть  дистантное обучение для школьников, главным образом для тех, кто  по болезни или инвалидности не может  ежедневно хо дить на уроки. В Москве, к примеру, в 2004 г. закуплено более 700 рабочих мест для домашнего дистант-обучения — компьютеры, мониторы, сканеры, программное обеспечение. Работу с дистант-уче-никами ведут специально обученные учителя-тьюторы. Для ребят в Интернете имеется и своя виртуальная школа. Зайдя в нее, ученик может самостоятельно пройти предметы с 5-го по 11-й класс. Предусмотрен также интерактивный самоучитель — для тех старшеклассников, кто заканчивает школу экстерном или готовится к поступлению в вуз. Ребята, не выходя из дома, могут повторить сложные правила и теоремы, улучшить знания русской и английской грамматики, побродить по историческим хронологиям, залезть в справочники и словари и скачать нужные сочинения или рефераты. А для любителей потрепаться со сверстниками предусмотрен даже свой чат1.

     Новой формой обучения в последнее время  стала телешкола — обучение у  телевизора. Телешкола представляет собой систему дистанционного образования  на базе учебного телевидения, существующую в двух вариантах:

  • в форме экстерната, дающего возможность обучаться в 10 и 11 классах средней школы и получить государственный аттестат о полном общем среднем образовании московского образовательного учреждения (телешкола-экстернат);
  • как вариант дополнительного образования, позволяющего абонентам учебного телевидения получать образовательную информацию через спутниковые цифровые телевизионные каналы {домашний репетитор).

     Телешкола — это телеуроки для старшеклассников по всем предметам школьной программы, которые отныне можно ежедневно  смотреть везде, где есть спутниковая антенна «НТВ Плюс» и специальный декодер. Министерство образования РФ предоставило проекту «Телешкола» статус эксперимента и осуществляет методическое руководство его реализацией, что закреплено приказом министра образования РФ № 1434 от 16 мая 2000 г. Для абонента участие в проекте предусматривает просмотр телеуроков, распространяемых в цифровом формате «НТВ Плюс», самостоятельную работу с методическими пособиями и учебниками, промежуточное тестирование, итоговое тестирование по большинству предметов в заочном режиме через сеть Интернет и в очном — по двум предметам (математике и русской литературе), как того требует федеральное законодательство. Обучающимся выдают комп лект учебников по 12 предметам федерального базисного учебного плана и методические пособия, составленные специально для учеников «Телешколы». Из телевизионных уроков для каждого класса (10 и 11) формируется телевизионный канал, который представляет собой повторяющиеся в течение суток три одинаковых 7—8-часовых блока. Каждый блок состоит из набора телевизионных уроков формата 45 мин и 25 мин, которые ориентируются на тематику обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования. Кроме того, в эфирных блоках присутствуют специализированные курсы для поступающих в вузы, а также межпрограммное пространство, включающее релаксационные паузы, специализированную и социальную рекламу.

     Все уроки записываются в одной студии (стол, компьютер и белая доска), декорации которой меняются в  зависимости от предмета. В записи уроков «телешколы» задействованы десятки методистов, педагогов и технических сотрудников.

     «Телешкола» претендует на полную замену школьных уроков при вдвое меньшем количестве учебных часов. Акцент, естественно, делается на самостоятельную работу. Сетка вещания построена так, что каждый урок в течение суток транслируется несколько раз — учитываются и разница во времени между часовыми поясами, и биологические ритмы учеников. В записях телеурока принимают участие лучшие педагоги и методисты Москвы, Санкт- Петербурга, Нижнего Новгорода и других городов России; преподаватели вузов, авторы учебников. Многие из них имеют большой опыт телевизионной журналистики. Контроль за ходом освоения учебных дисциплин (ежемесячное репетиционное тестирование по всем предметам и промежуточное тестирование по результатам обучения в 10-м классе) обеспечивается путем использования системы тестирования через Интернет, итоговая аттестация по завершении обучения в 11-м классе также осуществляется с помощью тестирования.

     Социологи проводили беседы в фокус-группах с подростками, отобранными для этого в школах Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Тольятти и Ханты-Мансийска. Выяснилось, к примеру, что дети хотели бы видеть на экране учителей-мужчин среднего возраста. Дети давали советы, каким должен быть видеоряд, как нужно чередовать сюжеты и какая цветовая гамма им больше нравится (предпочтения были отданы цветам веселым — от серых и бежевых тонов быстро устаешь). Пробные уроки проверяли на тех же старшеклассниках, которые отмечали, что удалось, а что не очень«Открытый колледж» (www.college.ru) — первый в России образовательный Интернет-портал, включающий обучение школьников (математика, физика, астрономия, химия, биология и другие предметы) и курсы для профессионального образования. В «Открытом колледже» школьники могут самостоятельно изучать основные предметы школьной программы, решать задачи, общаться с виртуальным преподавателем и получать электронные консультации. Используются элементы сетевой учебной игры для школьников. Предоставляются большие возможности для тестирования, при этом тесты формируются индивидуально, в зависимости от запросов ученика. Ведется постоянный мониторинг успехов, оперативно выводится лучшая десятка учеников. А по новым правилам сетевой игры каждый месяц подводятся итоговые результаты, победители награждаются призами — CD-дисками ФИЗИКОНА. Сейчас «Открытый колледж» содержит более 4000 тестов по математике, физике, экономике, астрономии, химии, биологии. Проект «Открытого колледжа» «On-line лаборатория по физике» — это уникальная среда с возможносями создавать разнообразные физические эксперименты в режиме on-line. На форуме «On-line лаборатории» можно не только задать вопросы и обсудить построенные модели, но и тут же их экпериментально проверить. В 2004 г. на XIV Международной конференции-выставке «Информационные технологии в образовании» портал «Открытый колледж» назван лучшей системой дистанционного образования и лучшим образовательным Web-сайтом.

     По  мнению зарубежных специалистов, будущее  в современном образовании — за дистантом. Сегодня он становится все более и более популярным: по статистике, к концу 2005 г. четверть всех образовательных услуг будет предоставляться в виртуальном виде. Многие зарубежные вузы уже сегодня предлагают студентам дис-тант-знания, сравнимые по объему и качеству с традиционным обучением. К примеру, емкость рынка дистанционного обучения в Индии к концу 2004 г. выросла до 23 трлн долл., а к 2009 г. увеличится до 182 трлн долл.

     Российская  система дистанционного обучения СДТ  REDCLASS, соответствующая международному стандарту SCORM 1.2., в 2005 г. получила международную сертификацию. Эта сертификация подтвердила, что СДТ REDCLASS отвечает высочайшим международным требованиям, а Учебный центр REDCENTER является квалифицированным и надежным поставщиком решений для дистанционного обучения. На настоящий момент в мире 61 система дистанционного обучения сертифицирована на соответствие стандарту SCORM 1.2. 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Образование оказывает влияние на все виды деятельности человека. Окончив школу, одни поступают в институт, другие в техникум, третьи не поступают никуда. Это являет собой определённый фильтр в выборе дальнейшей профессии человека, хотя не редки случаи, когда окончив институт человек идёт работать продавцом мороженого, особенно в нашей стране. Но, тем не менее, функция фильтрующего устройства образованием не утрачивается. Отмечая особую роль образования в истории человечества, зарубежные и отечественные ученые говорят о несоответствии современной системы образования объективным требованиям нынешнего этапа общественного развития. Этот этап, наступивший во второй половине XX в., характеризуется серьезными, динамичными изменениями в различных социально-экономических сферах. Возрос интерес к человеку как фактору экономического прогресса, в связи с чем встал вопрос о гуманизации образования. Прогресс науки, техники, культурная и информационная революции превращают образование в необходимый атрибут повседневной жизни. Подлинный переворот в технике, технологии меняет характер и содержание многих видов труда. В результате чего от человека требуются уже не столько физические затраты, сколько интеллектуальные усилия, самостоятельность и ответственность в принятии решений. В обществе возникла объективная потребность в образованных, компетентных людях, возросла тяга к образованию, а демократизация социальной жизни сделала его более доступным для разных категорий населения, в том числе для национальных меньшинств, женщин, инвалидов, работающей молодежи и др.

     В современной ситуации когда закладываются основы экономического поведения, когда основной тезис жизни "на все есть цена", встает проблема формирования новой экономической культуры ребенка, которая призвана помочь ребенку войти в мир реалий. 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 
 

1. Кравченко А. И. «Психология и педагогика» - М.: Проспект, 2007г. 

2. Зимняя И.  А. «Педагогическая психология»  - М.: Логос, 2004г. 

3. Аллак Ж.  «Вклад в будущее: приоритет  образования» - М.: 1999г. 

4. Богуславский  М. В. «XX век российского образования» - М.: 2002г. 

5. Гуревич П.  С. «Психология и педагогика»  - М.: 2005г. 

6. Киященко Н.  И. «Стратегия образования в  XXI веке» - М.: 2001г.

Информация о работе Альтернативное образования в современных условиях