Аккультурация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 19:00, реферат

Описание

Аккультурация (лат. acculturare — от лат. ad — к и cultura — образование, развитие) — процесс взаимовлияния культур (обмен культурными особенностями), восприятия одним народом полностью или частично культуры другого народа. При этом оригинальные культурные модели одной или обеих групп могут быть изменены, но и группы по-прежнему различны. Следует различать аккультурацию и ассимиляцию, при которой происходит полная утрата одним народом своего языка и культуры при контакте с другим, более доминантным. При этом, несомненно, аккультурация может быть первой ступенью на пути к полной ассимиляции.

Работа состоит из  1 файл

Аккультурация.docx

— 26.10 Кб (Скачать документ)

Аккультурация (лат. acculturare —  от лат. ad — к и cultura — образование, развитие) — процесс взаимовлияния  культур (обмен культурными особенностями), восприятия одним народом полностью  или частично культуры другого народа. При этом оригинальные культурные модели одной или обеих групп могут  быть изменены, но и группы по-прежнему различны. Следует различать аккультурацию  и ассимиляцию, при которой происходит полная утрата одним народом своего языка и культуры при контакте с другим, более доминантным. При  этом, несомненно, аккультурация может  быть первой ступенью на пути к полной ассимиляции.

 

Однако, антрополог Франц  Боас утверждал, что всем людям прививается  культура, а не только «дикарям»  и меньшинствам:

 

«Не будет преувеличением сказать, что нет людей, чьё культурное развитие обошлось без влияния иностранной  культуры».

 

Впоследствии, антропологи  Р. Билз, Р. Линтон, Р. Редфилд и М. Херсковиц разработали часто  цитируемое определение:

 

«Аккультурация проявляется  тогда, когда группы лиц, имеющие  разные культуры, приходят в непрерывное  общение с последующими изменениями  в оригинальной модели культуры одной  или обеих группах».Содержание  [убрать]

1 История

2 Примеры

3 Литература

4 См. также

 

[править]

История

 

Понятие Аккультурация начало использоваться в американской культурной антропологии в конце XIX века в связи  с исследованием процессов культурного  изменения в племенах североамериканских индейцев (Ф. Боас, У. Холмс, У. Мак-Джи, Р. Лоуи).

 

Первоначально оно применялось  в узком значении и обозначало преимущественно процессы ассимиляции, происходящие в индейских племенах вследствие их соприкосновения с  культурой белых американцев. В 30-е  гг данный термин прочно закрепился в  американской антропологии, а процессы аккультурации стали одной из основных тем эмпирических исследований и теоретического анализа. Аккультурация была предметом полевых исследований Херсковица, М. Мид, Редфилда, М. Хантер, Л. Спайера, Линтона, Малиновского. Во второй половине 30-х годов наметился интерес к более систематическому изучению аккультурационных процессов. В 1935 Редфилд, Линтон и Херсковиц разработали типовую модель исследования аккультурации. Было проведено аналитическое различие между группой-реципиентом, изначальные культурные паттерны которой претерпевают изменение, и группой-донором, из культуры которой первая черпает новые культурные паттерны: эта модель была удобна для эмпирических исследований культурных изменений в небольших этнических группах вследствие их столкновения с западной индустриальной культурой.

 

Редфилд, Линтон и Херсковиц  выделили три основные типа реакции  группы-реципиента на ситуацию культурного  контакта:

принятие (полное замещение  старого культурного паттерна новым, почерпнутым у донорской группы)

адаптацию (частичное изменение  традиционного паттерна под влиянием культуры донорской группы)

реакцию (полное отторжение культурных паттернов «донорской группы»  усиленными попытками сохранить  традиционные паттерны в неизменном состоянии).

 

Данная схема анализа  оказала благотворное влияние на эмпирические исследования и получила дальнейшую разработку. В работах  Херсковица исследовались процессы комбинации культурных элементов контактирующих групп, в результате которых складываются принципиально новые культурные паттерны. Линтон и Малиновский анализировали  негативную реакцию «примитивных культур» на ситуацию контакта с западной индустриальной культурой (Линтон ввел с этой целью  понятие «нативистские движения»; Малиновский использовал термин «трайбализм»). Линтон разработал типологию  нативистских движений («Нативистские  движения», 1943).

 Важное теоретическое  значение для исследования аккультурации  имела работа Линтона «Аккультурация  в семи племенах американских  индейцев» (1940), где были выделены  два типа условий, в которых  может происходить аккультурация:

свободное заимствование  контактирующими культурами элементов  друг друга, протекающее при отсутствии военно-полит. господства одной группы над другой.

направляемое культурное изменение, при котором доминирующая в военном или политическом отношении  группа проводит политику насильственной культурной ассимиляции подчиненной  группы.

 

До 1950-х годов изучение аккультурации ограничивалось исследованием  изменения традиций культур под  воздействием западной цивилизации. Начиная  с 50-60-х годов произошло ощутимое расширение исследовательской перспективы: возросло число исследований, посвященных  взаимодействию и взаимовлиянию незападных культур и таким процессам, как испанизация, японизация, китаизация и т. п., характерным для отд. культурных регионов (Дж. Фостер, Дж. Фелан и др.).Методы исследования аккультурации были применены к исследованию процесса урбанизации в сложных обстоятельствах (Р. Билз). Если ранее основное внимание акцентировалось на влиянии «доминирующей» культуры на «подчиненную», то теперь предметом исследования стало и обратное влияние (например, афроамериканских музыкальных форм на современную западную музыку). Явное или неявное отождествление аккультурации с ассимиляцией уступило место более широкому пониманию аккультурации, как процесса взаимодействия культур, в ходе которого происходит их изменение, усвоение ими новых элементов, образование в результате смешения разных культурных традиций принципиально нового культурного синтеза.

[править]

Примеры

 

Примеры аккультурации достаточно многочисленны в современном  мире, особенно после многократного  увеличения потоков миграции из одних  регионов в другие.

 

К примеру, путь аккультурации  проходят многие разделённые народы, вынужденные приспосабливаться  к условиям культурно-языковой среды, созданной окружающим их большинством. При этом не происходит их ассимиляции, они сохраняют культурно-языковую автономию.

Русские в Латвии

Русские на Украине

Иранские азербайджанцы

Армяне в России

Секеи в Румынии; Венгры в  Румынии

Русские в Казахстане

Русские в Киргизии

Татары в России (в российских городах)

Латиноамериканцы в США (особенно в Майами).

Южные славяне и Армяне в Византийской империи

 

При этом длительная аккультурация, не завершающаяся ассимиляцией по тем  или иным причинам, может иметь  скрытый конфликтный потенциал, выражающийся в таких проявлениях  как балканизация, сегрегация, дискриминация. С другой стороны, над многими  народами (особенно диаспорами), успешно прошедшими путь аккультурации, нависает угроза полной ассимиляции (греки-фанариоты в Османской империи; чвенебури, помаки, хемшилы в Турции; чангоши и русские старообрядцы в Румынии, франко-онтарцы и франко-манитобцы в Канаде).

[править]

Литература

Redfield R., Linton R., Herskovits M.J. (1936) Memorandum for the Study of Acculturation. American Anthropologist, Vol. 38, No. 1, 149—152.

Lewin, K. (1948). Resolving social conflicts. New York: Harper & Row.

Boas, F. (1940). The aims of ethnology. Reprinted in F. Boas, Race, language, and culture (pp. 626-638). New York: Macmillan. (Originally published in 1888.)

 

 

 

 

АККУЛЬТУРАЦИЯ  - в социальных науках - процесс изменения материальной культуры, обычаев и верований, происходящий при непосредственном контакте и  взаимовлиянии различных социальных и культурных систем. Термин "А." используется для обозначения как  самого этого процесса, так и его  результатов.

 

 Согласно Линтону (1940), два типа условий, при которых  может происходить А., следующие: 1) свободное заимствование контактирующими  культурами элементов друг друга,  протекающее при отсутствии военно-политического  господства одной группы над  другой; 2) направляемое культурное  изменение, при котором доминирующая  в военном или политическом  отношении группа проводит политику  насильственной культурной ассимиляции  подчиненной группы.

 

 В настоящее время  явное или неявное отождествление  А. с ассимиляцией уступило  место более широкому пониманию  А. как процесса взаимодействия  культур, в ходе которого происходит  их изменение, усвоение ими  новых элементов, образование  в результате смешения различных  культурных традиций принципиально  нового культурного синтеза.

 

 

 

Аккультурация как механизм взаимодействия культур

 

Культуры при взаимодействии не просто дополняют друг друга, но вступают в сложные отношения, в  ходе которых они взаимно адаптируются путем заимствования их лучших продуктов. Обусловленные этими заимствованиями  изменения вынуждают людей данной культуры приспосабливаться, адаптироваться к ним, осваивая и используя эти  новые элементы в своей жизни. В результате этого человек в  большей или меньшей степени  достигает совместимости с новой  культурной средой. Считается, что и  при взаимодействии культур, и при  приспособлении человека к элементам  новой культуры происходит процесс  аккультурации.

Понятие и сущность аккультурации

 

Исследованием процессов  аккультурации стали заниматься в начале XX в. американские культурные антропологи Р. Редфилд, Р. Линтон и  М. Херсковиц. Сначала они рассматривали  аккультурацию как результат  длительного контакта групп, представляющих разные культуры, который выражался  в изменении исходных культурных моделей в одной или обеих  группах (в зависимости от удельного  веса взаимодействующих групп). Однако постепенно исследователи отошли от понимания аккультурации только как группового феномена и стали  рассматривать ее на уровне психологии индивида, представляя процесс аккультурации  как изменение ценностных ориентации, ролевого поведения, социальных установок  индивида. В настоящее время термин «аккультурация» используется для  обозначения процесса и результата взаимного влияния разных культур, при котором все или часть  представителей одной культуры (реципиенты) перенимают нормы, ценности и традиции другой (у культуры донора). Можно  сказать, что на уровне отдельного человека аккультурация — это процесс  усвоения знаний и навыков, необходимых  для жизни в чужой культуре.

 

Исследования в области  аккультурации особенно интенсифицировались  в конце XX в. Это связано с миграционным бумом, который переживает человечество и который проявляется во все  возрастающем обмене студентами, специалистами, а также в массовых переселениях. По некоторым данным, сегодня в  мире вне пределов страны своего происхождения  проживает более 100 млн человек.

Основные стратегии аккультурации

 

В процессе аккультурации  человек вынужден одновременно решать две проблемы — сохранение своей  культурной идентичности и включение  в чужую культуру. Комбинация возможных  вариантов решения этих проблем  дает основные стратегии аккультурации:

ассимиляция — вариант  аккультурации, при котором человек  полностью принимает ценности и  нормы иной культуры, отказываясь  при этом от своих норм и ценностей;

сепарация — отрицание  чужой культуры при сохранении идентификации  со своей культурой. В этом случае представители недоминантной группы предпочитают большую или меньшую  степень изоляции от доминантной  культуры. Стратегия изоляции, на которой  настаивают представители господствующей культуры, называется сегрегацией;

маргинализация — вариант  аккультурации, проявляющийся в  потере идентичности с собственной  культурой и отсутствии идентификации  с культурой большинства. Эта  ситуация возникает из-за невозможности  поддерживать собственную идентичность (обычно в силу каких-то внешних причин) и отсутствия интереса к получению  новой идентичности (возможно, из-за дискриминации или сегрегации со стороны этой культуры);

интеграция — идентификация  как со старой культурой, так и  с новой.

 

Еще недавно ученые называли лучшей стратегией аккультурации полную ассимиляцию с доминирующей культурой. Сегодня целью аккультурации  считается достижение интеграции культур, результатом которой является бикультурная или мультикультурная личность. Это  возможно, если взаимодействующие группы большинства и меньшинства добровольно  выбирают эту стратегию: интегрирующаяся  группа готова принять установки  и ценности новой для себя культуры, а доминантная группа готова принять  этих людей, уважая их права, ценности, адаптируя социальные институты  к их потребностям.

 

Интеграцию как меньшинство, так и большинство могут принять  только добровольно, поскольку этот процесс представляет собой взаимное приспособление этих групп, признание  обеими группами права каждой из них  жить как культурно различным  народам.

 

Однако далеко не всегда члены  недоминирующей группы свободны в выборе стратегии аккультурации. Доминирующая группа может ограничить выбор или  вынудить к определенным формам аккультурации. Так, выбором недоминирующей группы может стать сепарация. Но если сепарация  носит вынужденный характер —  возникает в результате дискриминационных  действий доминирующего большинства, то тогда она превращается в сегрегацию. Недоминирующая группа может выбрать  ассимиляцию, что говорит о готовности принять идею «плавильного котла» культур. Но если их к этому вынуждают, то «котел» превращается в «давящий пресс». Весьма редко группа меньшинства  выбирает маргинализацию. Чаше всего  люди становятся маргиналами в результате попыток сочетать насильственную ассимиляцию  с насильственной сегрегацией.

 

При этом интеграции соответствуют  позитивная этническая идентичность и  этническая толерантность, ассимиляции  — негативная этническая идентичность и этническая толерантность, сепарации  — позитивная этническая идентичность и интолерантность, маргинализации — негативная этническая идентичность и интолерантность.

Информация о работе Аккультурация