Агенты социализации личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 20:41, реферат

Описание

Живые организмы составляют естественную иерархию. Все их многообразие
можно расположить на лестнице видов от самых простых до самых сложных. Чем
сложнее организм, тем дольше приходится ему приспосабливаться к окружающей
среде.

Работа состоит из  1 файл

Агенты социализации.doc

— 126.50 Кб (Скачать документ)

Возможно, что та же самая причина побуждает  многих  бросать  школу.  Статус

школьника считается  «невзрослым». Он не способствует  достижению  жизненного

успеха, а вмести с ним и признанию в  группе  сверстников.  Тинейджеры  ищут

признания своей  психологической  взрослости  за  рамками  школы  и  семьи  –

институтов, где их продолжают считать детьми.

      Итак,  мы  рассмотрели  трудности   социализации  в  период  юности   и

установили, что главной  среди них является  ролевой  конфликт,  или  ролевое

бесправие тинейджеров. 

                               Зрелый возраст.

      В  зрелом возрасте преодолевается  ролевой конфликт (ролевое бесправие).

Психофизиологическое  повзросление совпадает  с  социальным  и  экономическим

взрослением, притязания, амбиции и надежды  юности  получают  удовлетворение

пропорционально затраченным  усилиям и приобретенным знаниям. Зрелый  возраст

характеризует расцвет  человеческой личности.

      Как  таковой  зрелый  возраст  не  является   самостоятельным   этапом

социализации.  Это  собирательное  понятие,  охватывающее  несколько  циклов

человеческой жизни, разделенных важнейшими событиями:  овладение  профессии,

прохождение армейской  службы, начало  трудовой  деятельности,  женитьба  или

замужество, создание семьи, рождение детей.

      Наступление  зрелого возраста, т.е. взрослой  жизни, может  затянутся   в

следствие прохождения  обучения (в вузе  и  аспирантуре)  до  21-23  лет  или

ускорится по причине  раннего  начала  трудовой  деятельности.  Если  нижняя

граница зрелого  возраста не определена, то его  верхняя  граница  обозначена

выходом на пенсию.

      Социологическим  критерием разграничения двух  периодов – молодежного  и

зрелого    –    служит    экономическая,    социальная    и     политическая

самостоятельность. Но что считать  проявлением  такой  самостоятельности?  В

прежние времена 20-летние юноши командовали армиями, а  сегодня они  сидят  в

студенческих аудиториях и не в состоянии прокормить семью.  В  экстремальные

периоды  истории  –  войны  и  революции  –   молодежь   быстрее   достигает

общественного признания, ее социальный  статус  растет  благодаря  повышению

военной значимости молодежи как источника рекрутов.  Напротив,  в  спокойный

период истории  этап несамостоятельности  затягивается.  Для  таких  периодов

социологи  разработали  набор  критериев,  которым  должен   соответствовать

молодой человек, претендующий на статус взрослого:

      - сам  себя обеспечивать средствами  существования;

      - распоряжаться  деньгами независимо от других;

      - быть  самостоятельным в выборе образа  жизни;

      - проживать  независимо от родителей.

      В  Испании социологи выяснили, например,  что  только  20%  молодежи  в

возрасте от15 до  30  лет соответствуют четырем приведенным критериям и

поэтому в праве  называться взрослыми.

      Наряду  с вышеуказанными, социологи употребляют  и  некоторые  и  другие

признаки, в частности, а) способность отвечать перед законом;  б)  допуск  к

голосованию на выборах; в) вступление в брак. С точки  зрения  социализации,

лишь вступление в брак служит значительным  критерием  взрослости.  Семья  –

единственный агент  социализации,  оказывающий воздействие  на протяжении  все

жизни. Однако роль и  статус каждого ее  члена  на  разных  этапах  семейного

цикла меняется.  Ребенок  –  объект  социализации  и  одна  из  целей  жизни

родителей, взрослый человек – субъект (по отношению  к детям)  и  объект  (по

отношению  к  другому  супругу)  социализации  одновременно.  Он   перестает

служить целью жизни, становясь средством.  Старики  и  пожилые  члены  семьи

могут быть только субъектами, но зачастую они исключаются  взрослыми  детьми

из  активного  процесса  социализации  и  воспитания  внуков.  Муж  и   жена

выступают агентами социализации друг для друга.

      Дело  в том, что семейная социализация  для  взрослых  людей  протекает

иначе, чем для  детей. Повзрослевшие юноши,  обзаведясь  собственной  семьей,

переходят в новое  качественное  состояние  –  из  объектов  воспитания  они

становятся его  субъектами. Ина первых порах происходит  мучительный  процесс

овладения  новой  социальной  ролью:  молодожены  обращаются  к   родителям,

друзьям, сослуживцам  по любому пустяку,  касающемуся  воспитания  ребенка и

устройство  быта  –  как  пеленать   и   кормить   малютку,   как   починить

водопроводный  кран  и  оплачивать  квартиру.  Это  и  есть  освоение  новой

социальной роли.  Одновременно  супруги  оказывают  социализирующее  влияние

друг на  друга,  решая  вопросы  о  распределении  прав  и  обязанностей,  о

лидерстве в семье, отношение  к  новой  роде  и  новым  друзьям.  Здесь  нет

субъектов  и  объектов,  социализация  происходит  на  партнерской   основе,

поскольку,  изменяя  свое  поведение,  супруг  помогает  изменить  поведение

партнера.

      Взрослая  жизнь – самый активный период  социализации, так как именно  в

это время наблюдается  освоение социальных ролей не в игровой, а  в  реальной

ситуации. Впервые  уровнялись объемы  прав  и  обязанностей,  потребностей  и

средств и средств  их удовлетворения.

                                  Старость.

      Конкретный  возраст, в том числе пожилой,  определяет  пригодность  или

непригодность,  к  выполнению  социальных  ролей  и  видов  деятельности.  С

выходом на пенсию  завершается  активный  период  социализации,  уменьшается

нужность стариков в семье. Пожилой человек  перестает  выполнять  главнейшую

функцию – быть производителями  материальных ценностей. Из  производителя  он

превратился в потребителя, а тем самым  в  иждивенца.  Хотя  старый  человек

зачастую такой  же беззащитный, слабый и беспомощный, как  и  ребенок,  но  в

отличие от ребенка  старик не являются целью  жизни  не  для  кого.  Родители

ищут эмоциональное  удовольствие в общении с детьми, а в  общении  со  своими

пожилыми родителями они зачастую видят  только  обязанность.  Старик  –  это

человек, переставший  служить и целью жизни, для  своих  выросших  детей,  как

ребенок, и средством  жизни, как взрослый. У него свое положение в  структуре

семьи и в социальной жизни общества.

      Вместе  с  тем  переход  от  зрелости  к  старости  раскрывает   новые

социальные  возможности  и  роли.   Пожилые   люди   выступают   партнерами,

конкурентами или  противниками других возрастных  групп на  рынке труда,  в

системе социализации и  образования,  в  ведении  домашнего  хозяйства  и  в

межличностном общении. Правда, во всех этих сферах их  роль  минимальна:  на

работе пожилых  увольняют в числе первых,  а  принимают  на  работу  в  числе

последних; по ведению  домашнего хозяйства им  оставляют  простейшие  функции

(подмети  пол,  сходить  в  магазин),  а   принципиальные   вопросы   молодые

оставляют за собой;  проводить  эффективное  образование  и  социализацию  в

современном обществе пожилые не могут потому, что их знания по  сравнению с

молодежью быстро устаревают, а взгляды и манеры признаются архаичными.

      Переход  из фазы зрелости в фазу  старости касается изменений   трудового

статуса,  содержания  работы,  мотивации  и  отношения  к  жизни,  а   также

отношения к работе как к источнику доходов и  материального  удовлетворения,

трудоспособности,  круга   общения   и   самооценки.   Непривычный   избыток

свободного времени, уход с производства и появление  новых  ролей  вынуждают

пожилого  человека  заново  проходить  процесс  адаптации,   хотя   старение

человеческого  организма  истощает  резервы  для  повторной   адаптации.   В

результате возникает  чувство неуверенности  в  завтрашнем  дне  и  средствах

существования.  Ощущения  себя  в положении социального иждивенца   часто

выражается в чувстве  социального унижения.

      До  сих  пор  десятилетиями,  взрослея,  человек  накапливал  в   себе

потребность заботиться о других. И вот теперь его лишают такой  возможности,

предлагая «просто  отдыхать».  Невостребованная  потребность,  резкая  смена

ценностных  ориентаций  и  установок  изменяют  личность.  Процесс  старения

многократно усиливается  под воздействие психологического груза.  Обостряются

физические  недуги   и   болезни.   Предчувствуя   будущую   ненужность,   в

традиционных обществах (правда, не во всех) старые  люди,  бывало,  покидали

насиженные места  и уходили умирать в  одиночестве.  В  современном  обществе

сделать  такой  переход  менее  болезненным  могут   дополнительная   работа

пенсионеров  в  общественном  производстве,  привлечение   их   к   активной

общественной и  политической деятельности.

      Специалисты   обнаружили   закономерность:   с   возрастом   снижается

способность адаптироваться к социальным изменениям. Чем старше человек,  тем

больше он неудовлетворен различными  сторонами  жизни.  Психологи  отмечают:

старики становятся ворчливее,  раздражительнее  и  угрюмее.  Но  известно  и

другое: с возрастом  человек больше дорожит жизнью и  ценит каждый  лишний  ее

день.

      Прекращение  работы и выход на пенсию  ведут к негативным  последствиям:

вынужденное увеличение  и  бытовых  нагрузок,  материальная  зависимость  от

родственников, уменьшение авторитета и  престижа,  чувство  изолированности,

боязнь   одиночества.   Образ   жизни   и   досуг   становятся   пассивными,

малоподвижными и  однообразными (сидение на лавочке  у  дома  или  в  сквере)

неспешные и  укороченные  прогулки,  чтение  газет  и  просмотр  телепередач

больше прежнего).

      Ощущение приближения старости и чувство  бесперспективности  возникают

потому, что у  стариков  теряется  то,  что  свойственно  другим  возрастным

группам,  а  именно  –  наличие   жизненных   планов.   Жизненный   план   –

идеализированная  картина  предстоящей  жизни,   стержнем   которой   служит

предполагаемая траектория социальной карьеры и сумма  возможных  достижений.

В молодом возрасте жизненные планы  принимают  форму  неопределенной  мечты,

смутных желаний, в  зрелом –  четко  выстроенной  должностной  карьеры,  а  в

Информация о работе Агенты социализации личности