Моделирование бизнес-процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:48, реферат

Описание

Целью моделирования является систематизация знаний о компании и ее бизнес-процессах в наглядной графической форме более удобной для аналитической обработки полученной информации.

Содержание

Введение
1. Моделирование бизнес-процессов
2. Классификация бизнес-процессов
3. Основные принципы моделирования бизнес-процессов
4. Методика проведения моделирования бизнес-процессов
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 68.50 Кб (Скачать документ)

 

Министерство образования  и науки РФ

Белгородский государственный  технологический университет 

им. В.Г. Шухова

 

 

Кафедра экономики и организации  производства

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Реинжиниринг»

на тему: «Моделирование бизнес-процессов»»

 

 

 

 

Выполнила:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белгород

2012г.

Содержание.

Введение

1. Моделирование бизнес-процессов

2. Классификация бизнес-процессов

3. Основные принципы моделирования  бизнес-процессов

4.  Методика проведения моделирования бизнес-процессов

Заключение

Библиографический список

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современная экономическая действительность заставляет руководителей организаций постоянно  принимать решения в условиях неопределенности. В условиях финансовой и политической нестабильности коммерческая деятельность чревата различными кризисными ситуациями, результатом которых  может стать несостоятельность  или банкротство.

Поэтому управление современной организацией является сложным комплексным заданием, которое  требует организации взаимодействия ресурсов разного рода. К таким  ресурсам относятся, в частности, информационные системы, которые обеспечивают автоматизацию  бизнес-процессов.

Моделирование бизнес-процесса - процесс отражения субъективного видения потока работ в виде формальной модели, состоящей из взаимосвязанных операций.

Целью моделирования  является систематизация знаний о компании и ее бизнес-процессах в наглядной  графической форме более удобной  для аналитической обработки  полученной информации.

В настоящее  время на рынке компьютерных технологий представлены несколько специальных  программ, позволяющих обследовать  предприятие и построить модель. Выбор методологии и инструментов, с помощью которых проводится моделирование бизнес-процессов, основополагающего  значения не имеет. Существуют стандартизированные, опробованные временем методологии  и инструментальные средства, с помощью  которых можно обследовать предприятие  и построить его модель. Ключевое их преимущество - простота и доступность  к овладению.

Основу  многих современных методологий  моделирования бизнес-процессов  составила методология SADT. В настоящее  время наиболее широко используемая методология описания бизнес-процессов  – стандарт США IDEF.

Главное достоинство идеи анализа бизнес-процессов  предприятия посредством создания его модели - ее универсальность. Во-первых, моделирование бизнес-процессов  это ответ практически на все  вопросы, касающиеся совершенствования  деятельности предприятия и повышения  его конкурентоспособности. Во-вторых, руководитель или руководство предприятия, внедрившие у себя конкретную методологию, будет иметь информацию, которая  позволит самостоятельно совершенствовать свое предприятие и прогнозировать его будущее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Моделирование бизнес-процессов

 

Моделирование бизнес-процессов позволяет проанализировать не только, как работает предприятие  в целом, как оно взаимодействует  с внешними организациями, заказчиками  и поставщиками, но и как организована деятельность на каждом отдельно взятом рабочем месте.

Существует  несколько подходов к определению  понятия «моделирование бизнес-процессов»:

моделирование бизнес-процессов - это описание бизнес-процессов предприятия позволяющее руководителю знать, как работают рядовые сотрудники, а рядовым сотрудникам - как работают их коллеги и на какой конечный результат направлена вся их деятельность;

моделирование бизнес-процессов - это эффективное средство поиска возможностей улучшения деятельности предприятия;

моделирование бизнес-процессов - это средство позволяющее предвидеть и минимизировать риски, возникающие на различных этапах реорганизации деятельности предприятия;

моделирование бизнес-процессов - это метод, позволяющий дать стоимостную оценку каждому процессу, взятому в отдельности, и всем бизнес-процессам на предприятии, взятым в совокупности [1].

Современные предприятия вынуждены постоянно  заниматься улучшением своей деятельности. Это требует разработки новых  технологий и приемов ведения  бизнеса, повышения качества конечных результатов деятельности и, конечно, внедрения новых, более эффективных  методов управления и организации  деятельности предприятий.

Бизнес-процесс – это логичный, последовательный, взаимосвязанный набор мероприятий, который потребляет ресурсы производителя, создает ценность и выдает результат потребителю. Среди основных причин, побуждающих организацию оптимизировать бизнес-процессы, можно выделить необходимость снижения затрат или длительности производственного цикла, требования, предъявляемые потребителями и государством, внедрение программ управления качеством, слияние компаний, внутриорганизационные противоречия и др.

Моделирование бизнес-процессов – это эффективное средство поиска путей оптимизации деятельности компании, средство прогнозирования и минимизации рисков, возникающих на различных этапах реорганизации предприятия. Этот метод позволяет дать стоимостную оценку каждому отдельному процессу и всем бизнес-процессам организации в совокупности.

Решения по моделированию бизнес-процессов  обычно принимается по причинам, представленным на рисунке 1.

 

Рисунок 1 - Причины, по которым принимается решение по моделированию бизнес-процессов

 

Моделирование бизнес-процессов затрагивает многие аспекты деятельности компании:

изменение организационной  структуры;

оптимизацию функций подразделений  и сотрудников;

перераспределение прав и  обязанностей руководителей;

изменение внутренних нормативных  документов и технологии проведения операций.


Целью моделирования является систематизация знаний о компании и ее бизнес-процессах в наглядной графической форме более удобной для аналитической обработки полученной информации. Модель должна отражать структуру бизнес-процессов организации, детали их выполнения и последовательность документооборота [4].

Моделирование бизнес-процессов организации включает два этапа структурное и детальное.

Структурное моделирование бизнес-процессов организации может выполняться в нотации IDEF0 с использованием инструментария BPwin или на языке UML с использованием инструментария Rational Rose. Детальное моделирование выполняется на языке UML.

На этапе  структурного моделирования в модели должны быть отражены:

существующая  организационная структура;

документы и иные сущности, используемые при  исполнении моделируемых бизнес-процессов  и необходимые для моделирования  документооборота, с описаниями их основного смысла;

структуру бизнес-процессов, отражающую их иерархию от более общих групп к частным  бизнес-процессам;

диаграммы взаимодействия для конечных бизнес-процессов, отражающие последовательность создания и перемещения документов (данных, материалов, ресурсов и т.п.) между  действующими лицами.

Детальное моделирование бизнес-процессов выполняется в той же модели и должно отражать требуемую детализацию и должна обеспечить однозначное представление о деятельности организации.

Детальная модель бизнес-процесса должна включать:

набор прецедентов  отражающих возможные варианты выполнения бизнес-процессов «как есть»;

диаграммы действий, детально описывающие последовательность выполнения бизнес-процессов;

диаграммы взаимодействия, отражающие схемы документооборота.

Бизнес-операция - совокупность действий, процедур, составляющих содержание одного акта бизнес-деятельности.

Бизнес-операция обычно начинается с производства или  закупки партии товара по заранее  намеченному плану действий и  завершается продажей товара и получением прибыли. Бизнес-операции называют также сделками.

Бизнес-функция – это задача, которую решает компания для собственного выживания и для достижения поставленных целей. Функция отвечает на вопрос что делать. Разумеется, в рамках компании можно выделить множество функций. Так любая бизнес-система должна обладать такими функциями, как управление финансами, производство, продажи.

Бизнес-стратегия есть теория, бизнес-модель - гипотеза (Николас Карр)

Бизнес-модель - это представление набора связанных модельных элементов, определяющих внутреннюю и внешнюю среду компании в рамках единой системы [2].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Классификация бизнес-процессов

 

Выделяют следующую классификацию  [5]:

В зависимости от места бизнес-процессов  в организационной структуре  компании выделяют следующие бизнес-процессы:

горизонтальные  процессы – процессы, отражающие взаимодействие по горизонтали;

индивидуальные  горизонтальные процессы – процессы, выполняемые отдельными работниками (организационными единицами);

межфункциональные горизонтальные процессы – процессы, выполняемые многими работниками (организационными единицами);

вертикальные  процессы – процессы, отражающие взаимодействие работников (организационных единиц) по вертикали;

интегрированные процессы – процессы, отображающие взаимодействие участников процессов  по вертикали и по горизонтали.

В зависимости  от степени их сложности выделяют:

монопроцессы  – односложные процессы;

вложенные процессы - монопроцессы, входящие в  состав более сложного процесса (макропроцесса);

связанные процессы – выделенные и последовательно  реализуемые по определенному алгоритму  монопроцессы.

В зависимости  от их предназначения:

основные  бизнес-процессы – горизонтальные бизнес-процессы, обеспечивающие выполнение реальных операционных задач, связанных  с созданием продукта и реализацию его клиенту; - это процессы, операции которых имеют прямое отношение  к продукту предприятия и тем  самым влияют на создание добавленной  стоимости;

поддерживающие  бизнес–процессы – горизонтальные бизнес-процессы, обеспечивающие исполнение основных процессов, они не имеют  непосредственного отношения к  производимым товарам и услугам, однако, без них невозможно выполнение операций по созданию добавленной стоимости;

бизнес-процессы управления – вертикальные бизнес-процессы, обеспечивающие управление деятельностью  компании, основными и поддерживающими  бизнес-процессами. Это процессы формирования стратегии, планирования бизнеса и  контроля.

В зависимости  от их места в иерархии целей организации:

бизнес-процессы верхнего уровня – процессы, направленные на реализацию стратегических целей  компании, наиболее значимые для компании;

бизнес-процессы среднего уровня – бизнес-процессы, направленные на реализацию тактических  целей;

бизнес-процессы нижнего уровня бизнес-процессы, направленные на реализацию оперативных целей.

В зависимости  от степени их детализации [4]:

макропроцессы – укрупненные бизнес-процессы имеющие  степень детализации необходимую  чтобы описать бизнес-процессы верхнего уровня;

субпроцессы – бизнес-процессы имеющие степень  детализации необходимую для  описания бизнес-процессов среднего уровня;

микропроцессы – бизнес-процессы, имеющие предельно  максимальную степень детализации, используются для описания бизнес-процессов  нижнего уровня.

В рамках основных составляющих сбалансированной системы показателей:

финансовые  бизнес-процессы;

клиентские  бизнес-процессы;

бизнес  – процессы производства;

бизнес-процессы развития, обучения и роста.

 

 

 

 

3. Основные принципы моделирования бизнес-процессов

 

Давайте теперь разберемся, что означает моделирование  бизнес-процессов  на  практике.

Моделирование бизнес-процессов в компании может  быть направлено на решение большого числа различных задач:

  • Точно определить результат бизнес-процесса и оценить его значение для бизнеса.
  • Определить набор действий, составляющих бизнес-процесс. Ясное определение набора задач и действий, которые необходимо выполнить, чрезвычайно важно для детального понимания процесса.
  • Определить порядок выполнения действий. Действия в рамках одного бизнес-процесса могут выполняться как последовательно, так и параллельно. Очевидно, что параллельное исполнение, если оно допустимо, позволяет сократить общее время выполнения процесса и, следовательно, повысить его эффективность.
  • Произвести разделение зон ответственности: определить, а затем отслеживать, какой сотрудник или подразделение компании несет ответственность за выполнение того или иного действия или процесса в целом.
  • Определить ресурсы, потребляемые бизнес-процессом. Точно зная, кто какие ресурсы использует и для каких операций, можно повысить эффективность использования ресурсов посредством планирования и оптимизации.
  • Понять суть взаимодействий между участвующими в процессе сотрудниками и подразделениями компании и оценить, а затем повысить эффективность коммуникации между ними.
  • Увидеть движение документов в ходе процесса. Бизнес-процессы производят и потребляют различные документы (в бумажной или электронной форме). Важно разобраться, откуда и куда идут документы или информационные потоки, и определить, оптимально ли их движение и действительно ли все они необходимы.
  • Определить потенциальные узкие места и возможности для улучшения процесса, которые будут использованы позже для его оптимизации.
  • Более эффективно внедрить стандарты качества, например ИСО 9000, и успешно пройти сертификацию.
  • Использовать модели бизнес-процессов в качестве руководства для новых сотрудников.
  • Эффективно произвести автоматизацию бизнес-процессов в целом или отдельных их шагов, включая автоматизацию взаимодействия с внешней средой — клиентами, поставщиками, партнерами.
  • Разобравшись в совокупности бизнес-процессов компании, понять и описать деятельность предприятия в целом.

Информация о работе Моделирование бизнес-процессов