Курсовая работа по метрологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 21:02, курсовая работа

Описание

В связи со стремительным развитием машиностроения к качеству изделий предъявляются все более высокие требования. Важнейшим условием обеспечения и повышения эффективности машиностроения является взаимозаменяемость изделий. При этом принципам взаимозаменяемости подчиняется не только производство (проектирование и изготовление), но и эксплуатация и ремонт.

Взаимозаменяемость обеспечивается комплексом мероприятий, главные из которых основаны на стандартизации. Главной задачей стандартизации является создание системы нормативно-технической документации, устанавливающей требования к качеству изделий, и обязательной к исполнению в соответствии со стандартом.

Содержание

Введение_______________________________________________________
1. Расчет и выбор посадок гладких цилиндрических соединений
1.1 Выбор посадок методом аналогии____________________________
1.2 Расчет посадки с натягом ___________________________________
1.3 Расчет посадки подшипника качения_________________________
2. Выбор средств измерения и контроля ____________________________
3. Нормирование точности размеров, формы, расположения и

шероховатости поверхностей___________________________________
3.1. Нормирование точности размеров, формы, расположения и

шероховатости поверхностей на рабочем чертеже детали________

3.2. Построение графика изменения зависимого допуска расположения

поверхностей________________ _____________________________



Список использованной литературы______________

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 875.50 Кб (Скачать документ)

2. ВЫБОР СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЯ И КОНТРОЛЯ 

    Необходимо  выбрать универсальное средство измерения вала Ø стакана 21.  ( IT=0,019 мм).

    Устанавливаем допускаемую погрешность измерения [6]. Для Ø     мм.

    Выбираем  универсальное средство измерения  для измерения вала стакана 21 с размером Ø [6]. Для измерения данного размера с допуском IT=0,019 мм можно использовать микрометр рычажный.

Определяем  метрологическую характеристику нутромера  индикаторного, а также предельную погрешность измерения им в принятых условиях

(табл. 3). 
 
 
 
 
 
 
 

3. Метрологическая  характеристика и условия использования  нутромера индикаторного НИ700 

НаименованиеСИ, ГОСТ Диапазон

измерения,

мм

Диапазон

показаний,

мм

Цена

деления,

мм

Предельная  погрешность измерения,

мм

Микрометр рычажный МР-75 50-75
0,14
      0,002             0.005
Условия измерения
Вариант использования Вид контакта Участок шкалы, используе-

мый для

отсчёта

Способ настройки Температурный   

     режим, 

В стойке Линейный Вся шкала По концевым мерам длины 1 класса 2
 
 
 

    Проверим  выполнение условий.

    1. Диапазон измерений средства  измерения должен быть больше  измеряемого размера. Диапазон  измерения 50-75 мм, а измеряемый размер 60 мм. Условие выполняется.

    2. Диапазон показаний средства  измерения должен быть больше допуска измеряемого размера. Диапазон показаний 0,14 мм больше допуска измеряемого размера, равного 0,019. Условие выполняется.

    3. Предельная погрешность измерения   с помощью выбранного СИ должна быть меньше допускаемой погрешности измерения . . Условие выполняется. 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. НОРМИРОВАНИЕ ТОЧНОСТИ РАЗМЕРОВ, ФОРМЫ, РАСПОЛОЖЕНИЯ И ШЕРОХОВАТОСТЕЙ 

3.1. НОРМИРОВАНИЕ ТОЧНОСТИ РАЗМЕРОВ, ФОРМЫ, РАСПОЛОЖЕНИЯ И ШЕРОХОВАТОСТЕЙ НА РАБОЧЕМ ЧЕРТЕЖЕ ДЕТАЛИ 

    Выполняем чертёж стакана 21 на формате А3 и назначаем требования по точности линейных размеров, расположения, формы и шероховатости поверхностей.

    Так как в отверстие колеса ходового 1 устанавливают подшипники качения, то поле допуска отверстия выбирают в соответствии с посадками подшипников. Наружные кольца подшипников установлены по посадке Ø180 , следовательно, поле допуска отверстия по ГОСТ 25347-82 [3] Ø180 .

    Так как при установке колеса зубчатого 2 нужно обеспечить точное центрирование, то в колесе ходовом выполняют проточку Ø360 .

    Отверстие Ø180 колеса ходового 1 является посадочной поверхностью для подшипников качения, следовательно оно должно иметь правильную геометрическую форму. В соответствии с ГОСТ 3325-85 для подшипников 0-го класса точность формы отверстия определяют допуски круглости и профиля продольного сечения – 0,01 мм.

    Точность  взаимного расположения поверхностей характеризует допуск торцового  биения – 0,08 мм.

    В колесе ходовом 1 имеются 8 крепёжных  отверстий с резьбой М10-7Н для  крепления 2 крышек 8. Для обеспечения  условия «собираемости» на чертеже  задаём позиционный допуск крепёжных  отверстий. Числовое значение допуска  в диаметральном выражении по табл.23 в пособии [8] равно 0,2 мм. Допуск зависит от действительных размеров отверстий под крепёж М10-7Н и поверхности Ø180 .

    Шероховатость посадочной поверхности под подшипники не более  мкм. Шероховатость поверхностей проточки, крепёжных отверстий М10-7Н и поверхности для установки ремённой передачи не более мкм. Шероховатость других поверхностей, получаемых в результате обработки резанием - мкм.

    Общие допуски размеров, формы и расположения назначаем по ГОСТ 30893.2-mK и указываем общей записью в технических требованиях чертежа.

          

3.2. ПОСТРОЕНИЕ ГРАФИКА ИЗМЕНЕНИЯ ЗАВИСИМОГО ДОПУСКА РАСПОЛОЖЕНИЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ 

    На  чертеже задан допуск пересечения  осей отверстий Ø20 и Ø18 .

    Из  обозначения видно, что допуск пересечения  осей зависит от действительного  размера отверстия Ø18 .

    Минимальное значение допуска пересечения осей, указанного на чертеже ( мм), соответствует пределу максимума материала отверстия, в данном случае мм.

    Если  отверстие будет иметь действительный размер , то допуск пересечения осей можно увеличить:

    

 мм,

    где мм. 

5. Значение  зависимого допуска пересечения  осей 

Параметр Расчётная точка
1 2 3 4
Действительный  размер отверстия , мм 18,00 18,01 18,02 18,027
Допускаемое превышение зависимого допуска  , мм 0 0,01 0,02 0,027
Допуск  пересечения осей , мм 0,025 0,035 0,045 0,052
 

    Строим  график изменения зависимого допуска  пересечения осей отверстий Ø20 и Ø18 (рис. 9) по результатам табл. 5.

         

Рис. 9. График изменения зависимого допуска пересечения осей от действительного размера отверстия 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

      1. Муслина Г.Р. Выбор посадок  для гладких соединений машин  и приборов методом аналогии: Методические указания для студентов специальностей 1201 и 1204 всех форм обучения / Г. Р. Муслина,

Ж. К. Джавахия, Ю. М. Правиков. Ульяновск: УлПИ, 1993. 56с.

      2. Якушев А.И. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические  измерения: Учебник для вузов. 6-е изд., перераб. и доп. / А. И. Якушев,

Л. Н. Воронцов, Н. М. Федотов. М.: Машиностроение, 1987. 352 с.

      3. Палей М.А. Допуски и посадки:  Справочник: В 2 ч. 7-е изд., перераб.  и доп. / М. А. Палей, А. Б.  Романов, В. А. Брагинский. Л.: Политехника, 1991. Ч. 1, 576 с. Ч. 2, 607 с.

      4. Анурьев В.И. Справочник конструктора  машиностроителя. В 3 т. 8-е изд., перераб. и доп. / В. И. Анурьев;  Под. ред. И. Н. Жестковой.  М.: Машиностроение, 2001. Т. 1, 816с.; Т. 2, 912 с.; Т.3, 864 с.

      5. Белкин И.М. Допуски и посадки  (Основные нормы взаимозаменяемо-сти): Учебное пособие / И. М. Белкин. М.: Машиностроение, 1992. 528с.

      6. Средства контроля, управления и  измерения линейных и угловых  размеров в машиностроении: Отраслевой  каталог. М.: ВНИИТЭМР, 1990. 280 с.

      7. Методические указания «Выбор универсальных средств измерения линейных размеров до 500 мм (по применению ГОСТ 8.051-81)».

РД 50-98-86. М.: Издательство стандартов, 1987. 84 с.

      8. Правиков Ю.М. Нормирование отклонений  формы и шероховатости поверхностей  деталей машин: Учебное пособие. 2-е изд., перераб., доп. /

Ю. М. Правиков, Г. Р. Муслина. Ульяновск: УлГТУ, 2002. 84с. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Курсовая работа по метрологии