Задачи государственного регулирования цен в естественных монополиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:42, реферат

Описание

Цель моей работы – ознакомиться и изучить теоретическую сторону государственного регулирования естественных монополий, изучить методы, применяемые государством для регулирования их деятельности и их эффективность.
Задачи работы – изучить, проанализировать различные аспекты и подходы к регулированию естественных монополий государством.

Содержание

Введение 3
Федеральный закон «О естественных монополиях» 4
Принципы государственного регулирования деятельности естественных монополий 6
Способы регулирования 7
Задачи государственного регулирования цен в естественных монополиях 12
Заключение 13
Библиографический список 14

Работа состоит из  1 файл

реферат по ценообр.docx

— 31.51 Кб (Скачать документ)

    Данная  модель  регулирования  деятельности  естественных   монополий  имеет  ряд достоинств:

  • установление наиболее важного для потребителей параметра - уровня цен;
  • прозрачность и, следовательно, простота отслеживания и принятия решений;
  • упрощение процесса  регулирования  для компаний и регулирующих органов. Компания может изменять уровень и структуру тарифов по заданной формуле, а регулятор не должен участвовать в изнурительных процедурах пересмотра цен и детального рассмотрения инвестиционной программы;
  • стимулирование эффективности. Производителям гарантируется сохранение выгод от повышения эффективности в период между пересмотром фактора повышения производительности.

    Данная  модель менее подвержена затратной  неэффективности и тенденции  к завышению капиталоемкости. Поскольку  компания имеет право присваивать  все прибыли и добиваться неограниченной максимизации, то у нее возникают  стимулы для повышения эффективности  производства. При правильном определении  величины фактора повышения производительности часть предполагаемой возросшей  эффективности будет передаваться потребителям в виде более низких цен.

    Рассматриваемая модель действительно стимулирует  эффективность, поскольку фирма  присваивает (по крайней мере в краткосрочном  периоде) всю экономию на издержках. Однако стимулирующий эффект в значительной степени зависит от характера  пересмотра цен (в частности, точного  соблюдения его сроков) и жесткости  фактора повышения производительности. При фиксировании величины последнего повышение эффективности компании становится не добровольным, а принудительным. Рассчитывать на ее собственную инициативу здесь уже не приходится, так как  краткосрочные выгоды могут быть перекрыты более жестким значением  фактора повышения производительности и тем самым более низкими  ценами в последующем периоде, и даже спровоцировать их снижение в текущем периоде.

    Кроме того, стимулирующий эффект такого  регулирования  относительно велик, когда до пересмотра тарифа остается еще значительный период времени, но с приближением этого момента  он падает до нуля. Иными словами, по мере приближения срока пересмотра тарифа у компании возникают основания  для занижения результатов своей  деятельности, чтобы добиться более "щадящего" режима ценообразования.

    При этом необходимо отметить, что величина фактора повышения производительности во многом зависит от объекта информации, которым располагают власти. Если регулируемая компания имеет " монополию  информации" в отрасли, то практически  нельзя установить обоснованность понесенных ею затрат и полученной прибыли. Решается эта проблема путем получения  информации на основе критериальной  конкуренции, которая существует на локальных рынках обслуживаемых  компаниями-монополистами. Это дает возможность использовать показатели деятельности одной фирмы в качестве критерия для оценки работы другой. Разумеется, чем больше схожесть характеристик  компаний и условий их функционирования, тем содержательнее сравнение и  слабее  монополия  информации.

    Контраргументом тезиса о прозрачности и гибкости  регулирования  (при установлении тарифов корзины услуг) является возможность допуска перекрестного  субсидирования, которое вызывает неэффективное  распределение факторов производства, направленное на подавление конкурентов.

    Описанные модели имеют много общего:

  • отражение в том и другом случае процесса торга между компанией и регулятором;
  • идентичность принципов построения систем регулирования, так как в обоих случаях за основу берется определение дохода компании, достаточного для ее развития.

    Различие  между этими моделями заключается  в том, что в одном случае посредством  тарифов контролируется норма прибыли, а в другом она фиксируется  только на "входе" (т.е. стимулируется  минимизация затрат, на которые исчисляется  прибыль). В последние годы стали  применять модель, совмещающую черты  регулирования и нормы прибыли, и тарифа. При такой модели ошибки в определении тарифа в пользу компании не слишком важны, поскольку  они корректируются ограничением нормы  прибыли. Кроме того, для установления "справедливой" величины данного  показателя все шире используются результаты критериальной конкуренции.

Задачи  государственного регулирования  цен в естественных монополиях

      Можно выделить следующие основные задачи государственного регулирования цен в естественных монополиях: обеспечение баланса интересов потребителей (доступные цены) и регулируемых предприятий (финансовые результаты, привлекательные для кредиторов и инвесторов); определение структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей;

    стимулирования  предприятий отраслей-естественных монополий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению  качества обслуживания, повышению эффективности  инвестиций и т.д. использование  возможностей ценовых механизмов регулирования  при проведении стабилизирующей  макроэкономической политики. управление развитием экономики в регионах. 

Заключение

     Изученная мною тема дает мне основание утверждать, что регулирование сфер естественных монополий является одной из острейших  проблем, как для экономики переходного  периода, так и для нормально  действующей рыночной экономики.

     В своей работе я выяснила причины  государственного вмешательства в  экономическую деятельность естественных монополий. Одна из главных – это  злоупотребления монопольным положением в форме завышения издержек или прибыли, что сводит на нет социальный эффект от экономии на масштабе из-за диктата неоправданно высоких цен.

     Были  рассмотрены методы регулирования  естественных монополий: ценовое регулировании  и антимонопольное. Определены преимущества и недостатки различных способов регулирования тарифов естественных монополий с точки зрения государства. Рассмотрен основной метод антимонопольной политики государства – законодательное регулирование и ответственность за нарушение действующего законодательства.

 

    Библиографический список

  1. Городецкий  А.Н., Павленко Ю.С. Реформирование естественных монополий. Москва: Феникс, 2006, - 250с.
  2. Федеральный Закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 04.05.2006) "О естественных монополиях" (принят ГД ФС РФ 19.07.1995) // Консультант Плюс: URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online
  3. http://base.garant.ru/
  4. http://www.ipem.ru/

Информация о работе Задачи государственного регулирования цен в естественных монополиях