Тренинг как способ развития коммуникативной компетентности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 16:17, реферат

Описание

Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью, чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда тот человек деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить ее новыми связями и отношения между людьми

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ…………………..………………..…………….….....4
Понятие коммуникативной компетентности…………………...4
Сущность тренинга………………………………………...…….6
Социально-психологический тренинг, как условие развития коммуникативной компетентности …………………………….8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…..11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………12

Работа состоит из  1 файл

Тренинг как форма развития ком копм.docx

— 30.12 Кб (Скачать документ)

      Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский  государственный педагогический университет»

Факультет туризма и гостиничного сервиса

Кафедра технологий и психологии сервиса 
 
 
 
 
 
 
 

Тренинг, как способ развития коммуникативной  компетентности

Реферат 
 

Исполнитель:

Ведунова  Мария,

302 группа

Руководитель:

Осинцева  С.А. 
 
 

Екатеринбург 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ…………………..………………..…………….….....4

    1. Понятие коммуникативной компетентности…………………...4
    2. Сущность тренинга………………………………………...…….6
    3. Социально-психологический тренинг, как условие развития коммуникативной компетентности …………………………….8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…..11

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью, чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда тот человек деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить ее новыми связями и отношения между людьми. Человек с момента рождения общается с другими людьми, но порой люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира, оказываются беспомощными в области межличностных отношений, поэтому человек должен изучать правила взаимодействия с людьми, чтобы стать социально полноправным членом общества. Другими словами, общение будет эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации.

     В самом общем плане компетентность в общении предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом  себе - собственном психологическом  потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче.

     Таким образом, формирование коммуникативной  компетенции человека является актуальной проблемой социальной психологии, решение  которой имеет важное значение как  для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. 
 
 
 

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ

    1. Понятие коммуникативной компетентности
 

       Понятие «коммуникативная компетентность»  впервые было использовано Бодалевым  А.А. и трактовалось, как способность  устанавливать и поддерживать эффективные  контакты с другими людьми при  наличии внутренних ресурсов .

       Коммуникативная компетентность – это психологическая характеристика человека, как личности, которая проявляется в его общении с людьми или способности устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми. В состав так понимаемой коммуникативной компетентности включается совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное протекание коммуникативных процессов у человека.

       Коммуникативная компетентность человека преимущественно  складывается на основе опыта общения  между людьми, формируется непосредственно  в условиях взаимодействия. Кроме  того умения вести себя в коммуникации человек приобретает и на основе примеров из литературы, театра, кино, средств массовой информации.

       Коммуникативная компетентность представляет из себя следующие умения и навыки: 
- инициировать и вступать в контакт; 
- формировать благоприятное первое впечатление; 
- задавать вопросы и отвечать на них; 
- вести беседу, кратко и точно выражать свои мысли; 
- стимулировать собеседника к прояснению его позиции, высказываний; 
- слушать, услышать и понять то, что имел в виду собеседник; 
- осуществлять обратную связь, т. е. передать партнеру, что его услышали и поняли; 
- выравнивать эмоциональное напряжение в беседе, в дискуссии; 
- считывать и грамотно интерпретировать невербальные сигналы собеседника (взгляд, мимику, жесты, позы); 
- управлять собственными экспрессивными сигналами в процессе общения; 
- эффективно взаимодействовать с другими, осуществляя сотрудничество: 
- владеть моделями общения; 
- использовать в процессе взаимодействия разнообразные стили общения; 
- понимать специфику речевых жанров и коммуникативных средств достижения цели при взаимодействии.

       Овладение коммуникативной компетентностью  создает молодому человеку условия  для успеха и карьеры, позволяет  стать конкурентоспособной личностью. Как отмечает Н.А. Морева в книге  «Тренинг педагогического общения», для людей с высокой коммуникативной  компетентностью характерны следующие  признаки: 
- быстрая, своевременная и точная ориентировка в ситуации взаимодействия и в партнерах; 
- стремление понять другого человека в контексте требований конкретной ситуации; 
- установка в контакте не только на дело, но и на партнера, доброжелательное отношение к нему, учет его состояния и возможностей; 
- уверенность в себе, адекватная включенность в ситуацию; 
- владение ситуацией, гибкость, готовность проявить инициативу в общении или передать ее партнеру; 
- умение эффективно общаться в разных статусно-ролевых позициях, устанавливая и поддерживая требуемые рабочие контакты независимо, а иногда и вопреки сложившимся отношениям; 
- высокий статус и популярность в том или ином коллективе; 
- умение взаимодействовать в групповой работе

- способность  создавать благоприятный климат  в коллективе. 

       1.2 Сущность тренинга 

       Термин  «социально- психологический тренинг» введен немецким ученым Форвергом М. Основное назначение социально- психологического тренинга состоит в овладении социально- психологическими знаниями в области формирования соответствующих социальных установок в активной форме, т.е. в ходе специально разработанных активных действий. Группы социально- психологического тренинга реализуют потребность человека в эмоциональном тепле и контакте с другим человеком. Именно здесь, по Рудестаму К., «человек чувствует себя принятым и понимающим, пользующимся доверием и доверяющим, окруженным заботой и заботящимся, получающим помощь и помогающим». Особую ценность представляет помощь и поддержка людей, имеющих аналогичные проблемы и переживания. В таких поддерживающих и контролируемых условиях облегчается самораскрытие и самоисследование личности, на фоне которых только и возможно успешное обучение.

     Тренинг (англ. training от train — обучать, воспитывать) — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Тренинг достаточно часто используется, если желаемый результат — это не только получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике.

     На  тренинге используются следующие методы: игровые (деловые, ролевые игры), кейсы, групповая дискуссия, мозговой штурм, видеоанализ и др.

     Кейс — проблемная ситуация, требующая ответа и нахождения решения. Решение кейса может происходить как индивидуально, так и в составе группы. Основная задача кейса научиться анализировать информацию, выявлять основные проблемы и пути решения, формировать программу действий.

     Деловая игра — имитация различных аспектов профессиональной деятельности, социального взаимодействия.

     Ролевая игра — это исполнение участниками определенных ролей с целью решения или проработки определенной ситуации.

     Групповая дискуссия — совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации, вопроса или задачи. Групповая дискуссия может быть структурированной (то есть управляемой тренером с помощью поставленных вопросов или тем для обсуждения) или неструктурированной (ее течение зависит от участников группового обсуждения).

     Мозговой штурм — один из наиболее эффективных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил — сначала участникам предлагается высказывать как можно больше вариантов и идей, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

     Игры-разминки — инструмент, используемый для управления групповой динамикой. Игры-разминки представляют собой расслабляющие и позволяющие снять напряжение, групповые задания.

     Видеоанализ — инструмент, представляющий собой демонстрацию видеороликов, подготовленных тренером, или видеозаписей, на которых участники тренинга демонстрируют разные типы поведения. Видеоанализ позволяет наглядно рассмотреть достоинства и недостатки разных типов поведения.

     Исследования  показывают, что до 90 % выученного на тренинге материала постепенно забывается, и сотрудники применяют лишь 10-20 % из полученного. Причины этого различны: оправдались ли ожидания участников, соответствовал ли тренинг реальной потребности в обучении, поддерживаются ли изменения в компании после тренинга и т. д.

1.3. Социально-психологический тренинг, как условие развития коммуникативной компетентности 

     Основы  тренинга коммуникативной компетентности подробно рассмотрены в работах  Андреевой Г.А., Богомоловой Н.Н., Емельянова Ю.Н., Петровской Л.А., Хараша А.И. и др. Авторы отмечают, что в  социально-психологическом тренинге развитие коммуникативной компетентности происходит не естественным путем, а  с помощью специальных приемов, заключающихся в создании особых ситуаций воздействия. Тренинг коммуникативной  компетентности заключается в выработке  социально- психологических умений, связанных с овладением процессами взаимосвязи, взаимовыражения, взаимопонимания, взаимоотношений, взаимовлияний.

  1. умение психологически верно и ситуативно обусловлено вступить в общение;
  2. умение поддерживать общение, психологически стимулировать активность партнера;
  3. умение психологически точно определить «точку» завершения общения;
  4. умение максимально использовать социально- психологические характеристики коммуникативной ситуации для реализации своей стратегической линии;
  5. умение прогнозировать возможные пути развития коммуникативной ситуации, в рамках которой разворачивается общение;
  6. умение прогнозировать реакции партнеров на собственные акты коммуникативных действий;
  7. умение психологически настраиваться на эмоциональный тон партнеров по общению, умение овладеть и удержать инициативу в общении;
  8. умение спровоцировать «желаемую реакцию» партнера по общению;
  9. умение формировать и «управлять» социально-психологическим настроением партнера в общении.

    В тренинг коммуникативной компетентности могут быть включено упражнения целью которых является: снятие мышечных зажимов, мышечных напряжений, формирование мускульной свободы в процессе общения, овладение навыками психофизиологической саморегуляции, развитие навыков произвольного внимания, наблюдательности, развитие навыков невербального общения, формирование умения управлять вниманием партнеров по общению и т.д. 

     Упражнения  на формирование навыков стимулирования внимания партнеров по общению предусматривает  овладению способами эмоциональной  поддержки внимания, интонационной  поддержки внимания и прямого вербального стимулирования .

     Средством решения задач тренинга коммуникативных  умений служат групповые дискуссии, ролевые игры, психогимнастика. Их количество меняется в зависимости от специфики  целей группы.

Информация о работе Тренинг как способ развития коммуникативной компетентности