Роль и значение государственных ценных бумаг в финансировании государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 21:59, курсовая работа

Описание

Организация процесса финансирования государственных целевых программ развития экономики страны, формирование действующего кредитно-финансового механизма требуют создания рынка государственных ценных бумаг. В настоящее время в странах с развитой экономикой от результативности функционирования рынков государственных ценных бумаг во многом зависит формирование государственных бюджетов; обеспечение эффективности денежно-кредитной политики; поддержание активности работы всех сфер экономики. Эти тенденции требуют анализа, позволяющего определить собственные российские подходы в понимании работы рынка ценных бумаг при формировании, организации и развитии фондовых бирж, фондовых рынков для привлечения денежных накоплений предприятий и населения в экономику.
Целью данной курсовой работы является изучение рынка государственных ценных бумаг, его роли в экономике. Это является довольно актуальной темой на сегодняшний день, потому что для рыночной экономики государственные ценные бумаги и их рынок играют огромную роль в мобилизации свободных денежных средств для нужд государства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………................3
1.Теритические аспекты функционирования рынка государственных ценных бумаг…….5
1.1.Роль и значение государственных ценных бумаг в финансировании государства…….5
1.2. Функции и классификация государственных ценных бумаг………………………….....7
1.3.Определение доходности государственных ценных бумаг……………………………...10
2.Состояние российского рынка государственных ценных бумаг………………………...13
2.1.Виды российских государственных ценных бумаг……………………………………....13
2.2.Оценка состояния рынка государственных ценных бумаг …………………………......19
3. Рынок государственных ценных бумаг : тенденции и перспективы
3.1. Структура рынка государственных ценных бумаг
3.2. Перспективы развития рынка государственных ценных бумаг
Заключение……………………………………………………………………………………...30
Список используемой литературы…………………………………………………………….32

Работа состоит из  1 файл

итог курсовая.doc

— 126.00 Кб (Скачать документ)

       Общий объем займа составил 7885 млн. долларов США. Номинал облигации – одна, десять и сто тысяч долларов. Они  были выпущены пятью сериями со сроком погашения 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. Датой выпуска займа является 14 мая 1993 года. Купонная ставка 3% годовых – выплачивается 14 мая каждого года .

       Сберегательная  бумага для населения (СБН) внешне похожа на облигацию №% займа, но с купонами на получение каждые три месяца (бумага выпускается на год), при этом доход по купонам будет привязан к ОФЗ, но поскольку это будет для населения, прибавляется еще один процент.

       Эта бумага была выпущена в сентябре 1995 г. раньше ее не было смысла выпускать, так как доходность по ГКО и  ОФЗ шла резко вниз. На рынке денег было очень много, а предложений со стороны  Минфина – значительно меньше. В таких условиях население мало что получило бы. А если бы была выпущена долларовая бумага, то в связи с понижением курса был бы чистый убыток для инвестора.

       При подготовке СБН Министерство финансов руководствовалось тем, что  по бумагам  для населения должна существовать прибыль, пусть не самая большая, но близкая к реальному проценту по вкладам в банке плюс еще  какой-нибудь процент. В крайнем  случае доход должен полностью компенсировать потер от инфляции.

       2.2  Оценка состояния рынка государственных ценных бумаг

     Для обзора ситуации на рынке ГКО приведем статистику размещения и выплат по ГКО.

В 2005 году фактическое привлечение денежных средств за счет размещения государственных облигаций на рыночных условиях составило 167,19 млрд. руб.

Сальдо  по государственным внутренним заимствованиям при погашении в объеме 69,05 млрд. руб. составило 98,14 млрд. руб. против 125,11 млрд. руб., предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2005 год».

В 2005 году Минфин России размещение государственных  краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО) не проводил.

Кроме того, в соответствии со статьей 91 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2005 год» Минфин России по согласованию с Банком России в декабре 2005 года в целях повышения инвестиционной привлекательности государственных ценных бумаг, находящихся в портфеле Центрального банка Российской Федерации, провел безденежную операцию по переоформлению долговых обязательств, принадлежащих Банку России. При проведении указанной операции облигации Банка России общей номинальной стоимостью (в части государственных ценных бумаг) 36,742 млрд. руб. были переоформлены в государственные ценные бумаги общей номинальной стоимостью 33,477 млрд. руб., с частичным сокращением государственного внутреннего долга в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации на 3,265 млрд. руб.

Объем фактической эмиссии государственных  ценных бумаг в 2005 году составил 202,611 млрд. руб.

В течение 2005 года деятельность Минфина России на рынке госдолга была направлена на увеличение объема в обращении  наиболее ликвидных выпусков гособлигаций и размещении новых выпусков государственных  ценных бумаг с целью создания рыночных ориентиров по средне- и долгосрочным инструментам (средний объем выпусков: 40-42 млрд. руб. по государственным облигациям с одной датой погашения и 55-62 млрд. руб. по государственным облигациям с амортизацией долга).

В 2005 году Минфин России приступил к проведению новой аукционной политики, предусматривающей размещение крупных выпусков государственных облигаций фиксированной длины (3, 5, 10 и 15 лет) в заранее установленные даты.

Суммарный объем размещения в 2005 году на аукционах  государственных облигаций на первичном и вторичном рынке составил 164,1 млрд. руб.

Таким образом, в 2005 году Минфин России использовал  аукционы как основной способ привлечения  средств при размещении государственных  ценных бумаг, минимизировав размещение государственных облигаций на вторичном рынке без проведения аукционов.

Увеличение  валютных резервов и значительный объем  рублевого предложения, законодательное  требование по инвестированию средств  накопительных систем в государственные  ценные бумаги, повышение суверенных рейтингов России рейтинговыми агентствами - все эти факторы способствовали сохранению уровня доходности по государственным ценным бумагам ниже уровня текущей инфляции.

Доходность  гособлигаций на вторичном рынке  в первой половине 2005 года преимущественно  повышалась. Устойчивый уровень доходности государственных ценных бумаг в 2005г. был обусловлен действием ряда разнонаправленных факторов. Так, высокий уровень банковской ликвидности способствовал росту спроса на государственные облигации, в то время как умеренное снижение номинального курса рубля по отношению к доллару США оказывало на динамику спроса на гособлигации негативное влияние.

В течение 2005 года улучшились качественные и  количественные характеристики рынка  государственных ценных бумаг:

В Программе  государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2005 год в разделе «Иные долговые обязательства» на погашение основной суммы задолженности были предусмотрены средства в сумме 35,2 млрд. руб., фактические выплаты составили 29,7 млрд. руб.

Программа государственных внутренних заимствований на 2006 год формировалась с учетом одобренной в апреле 2005 года Правительством Российской Федерации Долговой стратегии на 2006-2008 годы, предусматривающей снижение совокупного государственного долга Российской Федерации и замещение внешних источников финансирования внутренними заимствованиями, а также исходя из решения следующих задач: увеличения объемов размещения государственных ценных бумаг на внутреннем рынке; осуществления заимствований в 2006 - 2008г. г. на сроки от 3-х до 30-ти лет.

В соответствии с Программой государственных внутренних заимствований на 2006 год, утвержденной Федеральным законом «О федеральном  бюджете на 2006 год», Минфин России планировал осуществить привлечение на внутреннем рынке за счет размещения государственных ценных бумаг в размере 238,20 млрд. руб. при погашении -68,44 млрд. руб. Чистое привлечение по государственным ценным бумагам составило 169,76 млрд. руб.

Выполнение  Программы государственных внутренних заимствований в 2006 году привело к увеличению объема рыночной составляющей государственного внутреннего долга к 1 января 2007 года до 850 млрд. руб. против 721,57 млрд. руб. на начало 2006 года.

При этом, в течение 2006 года (также, как и  в 2005 году) Минфин России проводил размещение на первичном рынке новых выпусков государственных ценных бумаг, купонные ставки по которым были рассчитаны исходя из условия размещения облигаций по цене, близкой к номиналу.

В 2006 году в условиях значительного объема чистого привлечения по государственным ценным бумагам (около 169,8 млрд. руб.), а также из-за снижения возможной экономии расходов за счет превышения цен размещения облигаций над номиналом и получения накопленного купонного дохода, расходы на обслуживание государственного внутреннего долга по государственным ценным бумагам составили 66,06 млрд. руб.

В течение  января - мая 2006 года Минфин России осуществил привлечение за счет размещения государственных  ценных бумаг на рынке госдолга в  объеме 88,14 млрд. руб. 2007 год

Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2007 год формировалась с учетом одобренной в апреле 2006 года Правительством Российской Федерации Долговой стратегии на 2007-2009 гг., предусматривающей:

-снижение  государственного долга Российской  Федерации к ВВП; - замещение государственного внешнего долга внутренними заимствованиями;

- сохранение  и развитие национального рынка  государственных ценных бумаг.

В рамках дальнейшего развития рынка государственных  ценных бумаг, Министерство финансов Российской Федерации ставило перед собой следующие задачи на 2007 год:

- сохранение  присутствия государства на финансовом  рынке в качестве заемщика;

- повышение  ликвидности рыночной части государственного  внутреннего долга, выраженного  в государственных ценных бумагах; - учет интересов различных групп инвесторов, в том числе участвующих в проведении пенсионной реформы, путем развития нескольких сегментов рынка государственных ценных бумаг.

Для реализации этих задач Министерство финансов Российской Федерации считало возможным увеличить в 2007 году на 60 - 70 млрд. руб. по сравнению с 2006г. объем привлечения на внутреннем рынке за счет размещения государственных ценных бумаг при сохранении действующего в настоящее время порядка эмиссии государственных облигаций.

Минфин  России исходил из необходимости одновременного развития двух сегментов рынка государственных ценных бумаг - рынка ГКО-ОФЗ и рынка ГСО. С этой целью, планировалось увеличить в 2007 году объем рынка ГКО-ОФЗ на 145,0 - 160,0 млрд. руб. при объеме предложения ГСО 80,0-85,0 млрд. руб. Такая политика обеспечила последовательное развитие рыночной части долга, выраженного в государственных ценных бумагах, и инвестирование части пенсионных накоплений в государственные сберегательные облигации.

     В 2007 году за счет размещения государственных пенных бумаг на внутреннем рынке планировалось привлечь 305,94 млрд. руб. при погашении государственных ценных бумаг в размере 80,11 млрд. руб. Чистое сальдо по привлечению государственных ценных бумаг в 2007 году составило 225,83 млрд. руб.

В 2007 году заимствования на рынке государственного внутреннего долга в основном носили средне- и долгосрочный характер.

При планируемой  доходности по краткосрочным инструментам (до 1 года) - до 5,00% и по среднесрочным  и долгосрочным инструментам - до 6,60% и 7,25% соответственно, в 2007 году Минфин России разместил по номиналу ОФЗ на сумму 227,0 - 232,0 млрд. руб. и ГСО - 80,0-85,0 млрд. руб. Таким образом, на средне- и долгосрочные заимствования в 2007 году приходилось около 97% от запланированного объема заимствований.

Исходя  из предложений Минфина России по привлечению и погашению на внутреннем рынке государственный внутренний долг, выраженный в государственных  ценных бумагах, в 2007 году, увеличился с 1 032,12 млрд. руб. на начало 2007 года до 1256,71 млрд. руб. на начало 2008 года. В его составе сумма рыночной составляющей возросла до 1000,68 млрд. руб.

В связи  с увеличением государственных  внутренних заимствований в 2007 году, а также ростом абсолютных размеров государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, расходы на его обслуживание возросли и составили в 2007 году 76,80 млрд руб.

С учетом сохранения в среднесрочной перспективе (2007-2009г.г.) тенденции к превышению заимствований на внутреннем рынке  над погашением рублевых инструментов расходы по обслуживанию государственного внутреннего долга будут постепенно возрастать.

В Программе  государственных внутренних заимствований  Российской Федерации на 2007 год на погашение иных долговых обязательств были направлены средства в сумме 52,2 млрд. руб.

 

3. Рынок государственных ценных бумаг: тенденции и перспективы

3.1. Структура рынка государственных ценных бумаг 

На сегодняшний  день на рынке государственных ценных бумаг на ММВБ обращается более 80 различных  выпусков ценных бумаг. К обращению на рынке допущены государственные краткосрочные облигации (ГКО), различные виды государственных облигаций федерального займа, такие как облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК), облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД), облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД) и облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД). Кроме того, в соответствии с "Правилами обращения на ММВБ ценных бумаг, сделки с которыми заключаются в Торговой системе на рынке государственных ценных бумаг с расчетами по сделкам в валюте РФ в Секторе для расчетов по государственным федеральным ценным бумагам на Организованном рынке ценных бумаг", на рынке обращаются облигации Банка России (ОБР), а также несколько выпусков еврооблигаций Российской Федерации, субфедеральные облигации г. Москвы и Московской области, облигации Республики Башкортостан, облигации Самарской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Допущены к обращению на рынке также бумаги таких корпоративных эмитентов, как ОАО "РЖД", ОАО "Газпром", ОАО "ЛУКОЙЛ", Банк Внешней торговли (ОАО), ЕБРР, ЗАО "Банк Русский Стандарт", АБ "Газпромбанк" (ЗАО), ОАО "МегаФон", ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" и др. 
    Объем рынка ГКО-ОФЗ по номиналу по состоянию на 3 октября 2006 г. достиг, по данным Банка России, значения в 837,9 млрд руб. Как и в предыдущем году, структура рынка государственных ценных бумаг по номиналу в 2006 г. характеризовалась преобладанием ОФЗ-АД, номинальный объем которых в начале октября 2006 г. достиг, по данным Банка России, 558,8 млрд руб., что соответствует увеличению доли рынка, приходящейся на ОФЗ-АД, более чем на 2% по сравнению с октябрем 2005 г. Чуть менее чем на 6% возросла в 2006 г. доля рынка, занимаемая ОФЗ-ПД, их объем в обращении по номиналу на начало октября 2006 г. достиг значения 184,3 млрд руб. (против 108,1 млрд руб. в октябре 2005 г.) Номинальный объем ОФЗ-ФД стал равен 94,8 млрд руб., что ниже доли рынка, занимаемой облигациями данного вида в октябре 2005 г., более чем на 8% (рис. 1). 
    Характерной особенностью рынка ГЦБ в течение 3 кварталов 2006 г. являлось также отсутствие в его структуре ГКО. Более того, согласно программе государственных внутренних заимствований РФ на 2007 г. Министерство финансов РФ считает нецелесообразным осуществлять выпуск ГКО и в 2007 г. Потребность в краткосрочных инструментах в случае увеличения рублевого предложения может быть обеспечена операциями Банка России со своим портфелем государственных облигаций, а также путем проведения операций с ОБР.
 

Информация о работе Роль и значение государственных ценных бумаг в финансировании государства