Особенности ценообразования в сфере услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 17:28, курсовая работа

Описание

Сфера услуг – совокупность отраслей, функциональное назначение которых в системе общественного производства выражается в производстве и реализации услуг и духовных благ для населения. К сфере услуг относятся жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, народное образование, здравоохранение, физкультура и социальное обеспечение; культура и искусство; пассажирский транспорт; связь по обслуживанию населения, розничная торговля, общественное питание

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Сущность, особенности и классификация услуг……………….6 1.1. Понятие услуги……………………………………………...6
1.2. Особенности услуг………………………………………….7
1.3. Классификация услуг……………………………………...11
2. Особенности сферы услуг в ценообразовании………………..14
2.1. Ценообразование на потребительские услуги………..14
2.2. Особенности формирования цен
на различные виды услуг …………………………………20
Заключение…………………………………………………………………….23
Практическая часть…………………………………………………………...25
Список литературы……………………………………………………………30

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ..doc

— 162.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на тему:

Особенности ценообразования в сфере услуг. 
 
 
 
 

                      
               
               

Выполнил:

                                       Проверил:  
               
               
               

                

Томск

2009 

               Содержание 

Введение………………………………………………………………………..3

      1. Сущность, особенности и классификация  услуг……………….6   1.1. Понятие услуги……………………………………………...6

            1.2. Особенности услуг………………………………………….7

            1.3. Классификация услуг……………………………………...11

      2. Особенности сферы услуг в  ценообразовании………………..14

            2.1. Ценообразование на  потребительские услуги………..14

            2.2. Особенности формирования  цен

          на различные виды услуг …………………………………20

Заключение…………………………………………………………………….23

Практическая часть…………………………………………………………...25

Список литературы……………………………………………………………30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Сфера услуг – совокупность отраслей, функциональное назначение которых в системе общественного производства выражается в производстве и реализации услуг и духовных благ для населения. К сфере услуг относятся жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, народное образование, здравоохранение, физкультура и социальное обеспечение; культура и искусство; пассажирский транспорт; связь по обслуживанию населения, розничная торговля, общественное питание

    Сфера услуг  отличается большим разнообразием. В индустрии услуг действует значительная часть коммерческого сектора: авиакомпании, банки, компьютерные бюро, страховые, юридические, консалтинговые фирмы, медицинские учреждения и компании по торговле недвижимостью. Производством услуг занимаются также правительственные и некоммерческие организации. По мере развития общества, роста производительных сил происходит определенное развитие сферы услуг. Наблюдается увеличение занятости в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий. В настоящее время роль услуг, как одного из важнейших секторов экономики, очень велика и актуальна. Это связано с усложнением производства, насыщением рынка товарами как повседневного, так и индивидуального спроса, с быстрым ростом научно-технического прогресса. Все это невозможно без существования информационных, финансовых, транспортных, страховых и других видов услуг. Также услуги являются неотъемлемым составляющим торговли товарами (особенно технически сложными), т.к. сбыт товара требует все более развитой сети, которая состоит в основном из услуг, оказываемых во время реализации и услуг послепродажного обслуживания.

             Сфера услуг имеет свои особенности:

  • Разделение потребностей на материальные и нематериальные обязывает различать количественные параметры и качественные характеристики услуг, а также соответствующие методы их оценки.
  • Воздействие на потребителя условий обслуживания: комфортности, эргономичности, санитарии, эстетики интерьера и экстерьера современного оборудования и инструментов и др. Для многих видов услуг условия обслуживания определяют результат самой услуги. Например, послеоперационное обслуживание в медицине, средства технического оснащения в образовании, санитарно-гигиенические условия в общественном питании.
  • Взаимодействие потребителя и исполнителя при оказании услуг (непосредственно или опосредованно) делает важным потребительское мнение или оценку результата и качества услуг.
  • Индивидуальный характер оказания услуги и мастерство исполнителя услуги (педагога, врача, артиста, тренера и др.), с которым взаимодействует потребитель, во многом обуславливает качество.
  • Одновременность оказания и потребления услуги обязывает к координации работ исполнителя услуги и эксперта по оценке качества услуги.
  • Несохраняемость услуги означает, что ее нельзя запасти впрок. Это услуги, связанные с расписанием и точным временем исполнения, в которых временные характеристики являются обязательными требованиями к качеству услуги, которое обусловлено своевременностью их оказания (транспортные, образовательные, зрелищные).
  • Информационная обусловленность процесса оказания услуги зависит от объема и качества информации. Зависимость от объема информации можно оценить по степени компьютеризации процесса оказания услуг, по совокупности ресурсов, применяемых к входу, хранению, обработке и поставке информации (индивидуальные услуги многих видов творческих работников, консультационные услуги, образовательные).
  • Нетранспортируемость услуг означает привязанность их к месту, городу, региону. В каждом городе своя инфраструктура услуг и, несмотря на возможность обмена ими, большинство их локализовано.
  • Региональный колорит сферы услуг обусловлен массовым

      потреблением и многократной воспроизводимостью услуг в

        каждом регионе, городе, населенном пункте, многообразием

      видов услуг, а также разнообразием  потребителей услуг. 

      Сфера услуг – важнейшая составляющая нормального функционирования экономики  страны и стабильности в обществе. На сегодняшний день в сфере услуг  в развитых странах занято примерно 60% экономически активного населения, в развивающихся эта доля составляет 30% (но и там, и там идет тенденция к увеличению). А так как  цены в условиях рыночной экономики играют первостепенное значение (определяют структуру производства, оказывают решающее воздействие на движение материальных потоков, распределение товарной массы, уровень благосостояния населения), то от ценообразования в сфере услуг зависит благополучие не только каждого отдельного производителя и продавца каких-либо услуг, но и всего общества. 
 

1. СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ И КЛАССИФИКАЦИЯ УСЛУГ 

          1.1 Понятие услуги 

  Услуга  — целесообразная деятельность человека, результат которой имеет полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо человеческие потребности.

Иначе, это результат  непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственная деятельность исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя.

 К. Маркс определяет  услугу как «потребительную стоимость,  воплощенную и в товаре, и в  виде "чистых" услуг, не получающих  в виде вещи самостоятельного бытия отдельно от исполнителя». Маркс отмечает, что потребитель покупает услуги для потребления, то есть как потребительные стоимости, предметы, тогда как для производителя этих услуг они товары, которые имеют и потребительную, и меновую стоимости.

По Ф. Котлеру, услуга — это «любое мероприятие или  выгода, которые одна сторона может  предложить другой и которые в  основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо.

     Услуга  так же, как и физический продукт, является реакцией производителя на запросы рынка и, следовательно, имеет свою потребительную стоимость. Это предопределяет ее товарный характер, который выражается в способности удовлетворить потребности людей с помощью ее (услуги) приобретения, использования и потребления. 
 

    1.2 Особенности услуг 

Возрастание роли и влияния сферы услуг  на экономику вызвало необходимость  проведения исследований с целью  определения особенностей услуг. Сегодня  известны и широко применяются следующие  особенности услуг как товара:

  1. Неосязаемость.

Неосязаемость означает, что услугу невозможно попробовать, продемонстрировать, увидеть до момента ее получения. Неосязаемость вызывает проблемы, как у покупателя, так и у продавца услуги. Покупателю трудно разобраться и оценить, что продается до момента приобретения, а иногда даже и после. Покупатель вынужден верить.

Например, он часто не только не видит самого ремонта, но и не в состоянии оценить, что сделано. Ремонтируя свой автомобиль, клиент вынужден  верить на слово  мастеру. Одновременно неосязаемость  услуг осложняет жизнь продавцам услуг.

Продавец  может лишь описать преимущества, которые появляются в результате предоставления данной услуги. Хотя бывают услуги, когда клиент не может оценить  преимущества и после их получения. Неосязаемый характер услуг затрудняет ценообразование и продвижение услуг на рынок.

    2) Неразрывность  производства и потребления услуги.

Услуга неотделима от своего источника, тогда как товар  в материальном виде существует независимо от присутствия его источника. Оказать  услугу можно только тогда, когда наступает заказ или появляется клиент. Некоторые специалисты считают, что это самый главный фактор, который делает услугу действительно услугой и отличает ее от товара.

Неразрывность потребления и производства услуг  создает особую форму "потребительного производства". При этом потребитель заранее оплачивает стоимость услуги, прежде чем получает возможность для оценки уровня удовлетворения совей потребности. Это вызывает необходимость укрепления доверия потребителей к производителю услуг.

Невозможность потребления услуги без производителя накладывает ограничения на развитие сбытовой деятельности. Сбытовые подразделения в сфере услуг на практике смыкаются с отделами рекламы и пропаганды, а их функции сводятся к стимулированию сбыта услуг в различных потребительных сегментах.

Включение покупателя в процесс производства услуги означает, что продавец должен проявить заботу о том, что производить и как. Последняя задача особенно важна. То, как банковские служащие, страховые  агенты, адвокаты, доктора и парикмахеры поведут себя, продавая свои услуги, будет зависеть вероятность того, что клиент вернется еще не раз. Поэтому очень важен правильный отбор и обучение персонала.

    3) Непостоянство  качества.

Изменчивость  исполнения услуг является неизбежным последствием одновременности производства и потребления услуг, а также того, что составным элементом услуги являются люди.

Для уменьшения изменчивости услуг необходимо выявить  причины этого явления. Чаще всего  это связано с квалификацией  работника, слабой тренировкой и обучением персонала, отсутствием конкуренции в данной сфере, недостатком информации и коммуникации. Другой очень важный источник изменчивости услуг - это, конечно, сам покупатель, его уникальность. Это объясняет степень индивидуализации услуги в соответствии с требованиями покупателя.

Для уменьшения изменчивости услуг компании, давно  работающие в сфере услуг, разрабатывают  и стараются соблюдать стандарт обслуживания.

Стандарт  обслуживания - это комплекс обязательных для исполнения правил обслуживания клиентов, которые призваны гарантировать установленный уровень качества всех производимых операций. Стандарт обслуживания устанавливает формальные критерии, по которым оценивается уровень обслуживания клиентов и деятельность любого сотрудникафирмы. 
Это могут быть, например:

    • время обслуживания - 85 % клиентов не должны стоять в очереди более 5 мин.;
    • работа с жалобами и претензиями - количество жалоб не должно быть больше 2-х в месяц на одного сотрудника, по каждой жалобе клиент должен получить ответ.
    • наличие в офисе информационно-рекламных материалов.
    • максимальное время ожидания ответа по телефону и другие формальные критерии вплоть до требования к одежде сотрудника.
    • требования по оформлению документов, писем, деловых бумаг, объявлений. Хорошо оформленные, грамотно написанные деловые бумаги говорят об уважении к клиенту и об уровне организации.
    • Система контроля качества - это защита стандарта обслуживания.

Для обеспечения  контроля качества организации необходимо:

  • выделять средства на привлечение и обучение квалифицированных специалистов. Западные фирмы тратят большие средства на обучение своих служащих, причем, если персонал входит в личный контакт с клиентом, то он обязательно обучается и межличностным отношениям.
  • постоянно следить за степенью удовлетворенности клиентов с помощью системы жалоб и предложений, а также анкетных опросов клиентов.

Информация о работе Особенности ценообразования в сфере услуг