Механизм ценообразования на товарных биржах РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 01:07, реферат

Описание

Биржа, в отличие от неорганизованного рынка, — публичный и открытый рынок, функционирующий на основании жестких принципов. Биржа отражает реальную ситуацию, складывающуюся в той или иной отрасли, исходя из соотношения спроса и предложения на торгуемый товар, в соответствии с правилами торгов, содержание и требования к которым устанавливаются законодательством. Цена на товарной бирже будет справедливой только в том случае, если биржа проводит торги в соответствии с нормами действующего законодательства и не нарушает их.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Особенности ценообразования на товарных биржах……………………. 4
1.1. Характеристика биржевой торговли……………………………………. 4
1.2. Биржевые цены…………………………………………………………… 6
2. Механизм ценообразования на товарных биржах РБ……………………. 14
Заключение……………………………………………………………………. 23
Список использованных источников…

Работа состоит из  1 файл

биржевые цены.doc

— 201.50 Кб (Скачать документ)

    Порядок формирования стартовых цен при выставлении на биржевые торги древесины на корню и древесины в заготовленном виде в 2009 году установлен главой 6 Правил реализации древесины на внутреннем рынке Республики Беларусь в 2009 году, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 12 февраля 2009 г. № 91 «О некоторых вопросах деятельности в сфере лесного хозяйства».

    Согласно  данным Правилам:

  • стартовая цена на древесину на корню для реализации на биржевых торгах устанавливается в соответствии с таксами, утвержденными Советом Министров Республики Беларусь на дату выставления лотов на биржевые торги;
  • стартовая цена на деловую древесину в заготовленном виде для реализации на биржевых торгах формируется на основании биржевых котировок на деловую древесину в заготовленном виде, сложившихся по результатам предшествующих квартальных биржевых торгов ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа»;
  • в случае отсутствия биржевых котировок по результатам квартальных биржевых торгов по отдельным сортиментам стартовая цена формируется продавцом в соответствии с законодательством о ценообразовании.

    В соответствии с рассмотренными выше нормами законодательства отдельные  ограничения ценообразования при  выставлении товара на биржевые торга  могут устанавливаться локальными нормативными правовыми актами товарной биржи, к которым относятся Регламенты биржевых торгов по секциям.

    Согласно  Регламентам биржевых торгов по секциям  сельхоз- и лесопродукции в ОАО  «Белорусская универсальная товарная биржа» стартовая цена и цена совершения биржевой сделки при продаже товара на экспорт не могут быть ниже установленной Министерством экономики предельной минимальной цены и контролируются участником биржевой торговли, выставившим товар на биржевые торги. Кроме того, к биржевым торгам не допускается товар, выставляемый на биржевые торги со стартовой ценой, заведомо заниженной либо завышенной по сравнению с котировальной ценой.

    Механизм  биржевых торгов ОАО «Белорусская универсальная  товарная биржа» предоставляет широкие  возможности как продавцам, так  и покупателям для влияния  на процесс ценообразования при совершении биржевых сделок. В зависимости от направленности сделок, заключаемых на биржевых торгах (экспорт, импорт, сделки на внутреннем рынке), алгоритм работы электронной торговой системы биржи рассчитан на торги на повышение или на понижение цены товара.

    Механизм  биржевых торгов на внутреннем рынке  предоставляет покупателям возможность  приобретения продукции на наиболее выгодных для себя условиях. В практике не редки случаи, когда покупатель, желающий приобрести крупную партию, например, металлопродукции, и выбирающий среди нескольких идентичных предложений продавцов, путем подачи встречных заявок продавцу добивается значительного снижения цены (от 30 до 50% к стартовой цене продавца). Механизм торгов на понижение цены также эффективен и на торгах при закупке товаров по импорту.

    В свою очередь механизм проведения экспортных торгов, ориентированный на создание возможностей для получения дополнительной прибыли отечественными продавцами, в свою очередь предусматривает  автоматическое повышение цены товара на установленный шаг цены в случае конкуренции между покупателями каждый раз, когда в ходе торгов один из покупателей, желающих приобрести определенную партию товара, подает заявку на ее покупку. Покупателем такой партии товара в итоге становится тот, кто последний предложил за нее наиболее высокую цену, не «оспоренную» до окончания времени торговой сессии другими претендентами.

    В то же время при отсутствии повышенного  спроса на товар или несоответствия стартовой цены товара реальному уровню рыночных цен покупатель также может направить экспортеру встречную заявку с предложением о снижении цены.

    В ходе торговой сессии продавцы могут  также самостоятельно корректировать цены своих лотов с учетом складывающейся конъюнктуры.

    Применение  механизма свободного ценообразования на биржевых торгах, равно как и любого другого механизма, может быть связано с определенными рисками и поэтому обязывает товарные биржи принимать меры по недопущению искусственного завышения или занижения цен на биржевые товары при их выставлении на торги и во время биржевых торгов, т.е. меры по предотвращению попыток манипулирования ценами.

    К манипулированию ценами могут быть отнесены действия участников биржевой торговли, направленные на изменение  биржевой цены товара с целью извлечения прибыли от сделок с этим биржевым товаром или получения иной выгоды путем:

  • одновременного выставления заявок на покупку и продажу биржевого товара по ценам, имеющим существенное отклонение от текущих рыночных цен по аналогичным биржевым сделкам;
  • сговора участников биржевой торговли о купле-продаже биржевых товаров на товарной бирже по ценам, существенно отличающимся от рыночных;
  • распространения недостоверных сведений о состоянии товарного рынка и его участниках;
  • использования иных способов манипулирования ценами, указанных в правилах биржевой торговли товарной биржи, например, таких как совершение биржевых сделок, в результате которых не меняется собственник биржевого товара, либо формирование благоприятной для себя рыночной конъюнктуры, оказания информационного давления на рынок, в том числе распространение ложной информации о состоянии и перспективах развития различных сегментов рынка товаров и его участниках, демонстрация фиктивной ценовой тенденции или ложного впечатления ликвидности.

    Процесс биржевых торгов является достаточно прозрачным и гласным, что позволяет уполномоченным структурным подразделениям биржи в ходе торговой сессии производить мониторинг цен – сравнивать по ценовым параметрам условия сделок с аналогичными партиями товаров и оценивать корректность и экономическую выгоду для покупателей от совершения сделки с товаром по определенной цене при наличии в торговой системе аналогичных предложений данного товара по более низким ценам, предотвращая таким образом совершение «договорных» или заведомо невыгодных для покупателей сделок. Информация об условиях реализации всех партий товара, принимающих участие в текущей торговой сессии, доступна участникам торгов и вместе с информацией о совершенных биржевых сделках хранится товарной биржей.

    Котировка цен, то есть выявление цен биржевых товаров (групп товаров) по результатам  определенного торгового периода  и их опубликование, является одной  из основных функций товарной биржи  и неразрывно связана с ценообразованием в ходе биржевых торгов.

    Котировка цен осуществляется товарной биржей согласно утвержденной ею методике с  учетом спроса и предложения на биржевые товары за определенный период или  на определенную дату путем анализа  биржевых сделок, цен, предложенных участниками  биржевой торговли, ценообразующих факторов в зависимости от условий исполнения биржевых сделок. Котировка может осуществляться как отдельно по каждому виду биржевого товара, так и по группе товаров.

    Для участников биржевой торговли и иных заинтересованных лиц биржевые котировки носят справочный характер. Однако в случаях, установленных законодательством, использование биржевых котировок может носить для субъектов хозяйствования и обязательный характер, как это произошло, например, с описанным выше механизмом формирования стартовых цен на древесину на корню и древесину в заготовленном виде.

    Отдельные вопросы, связанные с ценообразованием на биржевых торгах ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа, регулируются Правилами биржевой торговли данной биржи, утвержденными постановлением Правления ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» от 22 ноября 2005 г. № 3 (далее – Правила).

    В частности, пунктом 107 Правил определено понятие чрезвычайной ситуации, то есть ситуации, при которой происходит резкое изменение цен на биржевые товары в ходе биржевых торгов, и которая препятствует проведению биржевых торгов и исполнению обязательств по биржевым сделкам. При возникновении подобных ситуаций товарная биржа вправе отменить результаты биржевых торгов, которые проводились в день возникновения чрезвычайной ситуации, по всем или некоторым секциям в целях недопущения нарушений Правил и возникновения спорных ситуаций.

    Первоначально цена и иные существенные условия  биржевой сделки фиксируются по окончании  биржевых торгов в листе учета  биржевой сделки, на основании которого стороны сделки обязаны в течение 10 рабочих дней оформить биржевой договор, который регистрируется товарной биржей.

    Одним из отличительных признаков ценообразования  в ОАО «Белорусская универсальная  товарная биржа» является неизменность цены товара, сформированной в ходе биржевых торгов, в течение всего срока действия биржевого договора, то есть до момента исполнения сторонами договора своих обязательств.

    Все изменения и дополнения, вносимые сторонами в биржевые договоры, также регистрируются на товарной бирже и не могут затрагивать наименование, цену и количество (кроме уменьшения) биржевого товара. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Котировка цен является одной из главных  функций товарной биржи. Проследим  как происходит этот процесс на простом примере.

    Допустим  у нас есть двадцать производителей и сто покупателей определенного  товара, территориально расположенных  на большом расстоянии друг от друга. Существует свобода цен и хозяйственных  связей. Каждый потребитель самостоятельно связывается с изготовителями. При отсутствии надежной информационной сети цены на товар будут сильно колебаться.

    Те  же двадцать производителей и сто  потребителей представляют в концентрированном  виде свой спрос и предложение  на бирже. Появляется одна рыночная цена, служащая ориентиром для всех. Колебания конкретных цен не столь значительны, появляется их базис, который соответствует в принципе уровню общественно необходимых затрат. Кто его превышает, тот несет убытки и выбывает из игры.

    Процесс котировки очень трудоемок и требует учета самых различных ценообразующих факторов. Приведем основные правила, которые необходимо учитывать в обязательном порядке.

    Прежде  всего товары необходимо котировать в соответствии со стандартами. С  этой точки зрения они могут носить как единичный характер, так и выступать в виде групп с общими технологическими и другими характеристиками.

    Необходимо  копировать только те товары, сделки по которым совершаются систематически. Другими словами, котируются только важнейшие, постоянно выставляемые ресурсы, занесенные в твердый список, - базу биржевого бюллетеня.

    При котировке по возможности исключаются  цены, не отражающие рынка данного  биржевого дня: если при отсутствии предложения цена сделки ниже типичной цены прошлого биржевого дня, где  имелось достаточное предложение, она должна быть исключена. Когда за день сделок по данному товару не оказывается, то предыдущие цены на него не могут служить показателем рынка. Они исключаются из процесса котировки.

    При котировке следует выделить минимальный  объем продукции, при нарушении которого сделка не принимается в расчеты. Цены на единицу товара обычно различны в зависимости от величины опта, при крупнооптовой реализации они меньше, при мелкооптовой - больше. Для решения этой проблемы можно использовать один из двух методов. Первый заключается в выделении обычного объема партии и по нему совершается наибольшее количество сделок. Тогда цены определяются исходя из партии и они вносятся в бюллетень. Другой метод состоит в выделении различных групп партий. Котировальная цена определяется для каждой из них. 

    При котировке учитываются и условия  расчета по сделкам: на наличный товар  или на срок.

    На  уровень цен, а следовательно, и  на котировку, влияет такое обстоятельство, как статус контрагентов. У государственных  предприятий и организаций обычно ниже,  чем у кооператоров и частных лиц.

    Существует  еще целый ряд правил биржевой котировки, учитывающих действие на тех или иных факторов. Например, определение конъектуры рынка. Оно  основывается на трех характеристиках: первая - соотношение спроса и предложения на каждый товар; вторая - тенденции движения цен, т.е. динамика цен на каждый товар в течении данного периода биржевых торгов; третья  количество совершенных сделок.

    На  современных фьючерсных биржах цены выходят за рамки элементарного ориентира. Преобладание сделок с будущим, еще не произведенным товаром предполагает заключение контрактов с указанием в них дня проведения биржевого собрания, цена которого и станет продажной. То есть в документе указывается, что расчеты производятся по котировальной цене, выведенной на бирже через заданный промежуток времени. За это время контракт переходит из рук в руки десятки раз, что дает широкий простор для биржевой спекуляции.

    И в заключении можно сделать вывод, что котировальные цены благодаря значительной концентрации спроса и предложения в биржевом процессе становятся объективным показателем состояния рынка и одновременно фактором последующего изменения структуры производства.

Информация о работе Механизм ценообразования на товарных биржах РБ