Механизм ценообразования на товарных биржах РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 01:07, реферат

Описание

Биржа, в отличие от неорганизованного рынка, — публичный и открытый рынок, функционирующий на основании жестких принципов. Биржа отражает реальную ситуацию, складывающуюся в той или иной отрасли, исходя из соотношения спроса и предложения на торгуемый товар, в соответствии с правилами торгов, содержание и требования к которым устанавливаются законодательством. Цена на товарной бирже будет справедливой только в том случае, если биржа проводит торги в соответствии с нормами действующего законодательства и не нарушает их.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Особенности ценообразования на товарных биржах……………………. 4
1.1. Характеристика биржевой торговли……………………………………. 4
1.2. Биржевые цены…………………………………………………………… 6
2. Механизм ценообразования на товарных биржах РБ……………………. 14
Заключение……………………………………………………………………. 23
Список использованных источников…

Работа состоит из  1 файл

биржевые цены.doc

— 201.50 Кб (Скачать документ)

    Таким образом, цена опциона — это цена права выбора решения в отношении  товара, отраженного в опционном  контракте.

    Цены, формируемые на товарных биржах, наиболее полно отражают их рыночную сущность. Они являются прозрачными (открытыми), регулярно публикуются в открытой печати. Поэтому они могут с полным основанием служить ориентиром для заключения сделок организациями во внебиржевой торговле. 
 

 

    2. Механизм ценообразования на товарных биржах в Республике Беларусь 
 

    В настоящем комментарии описаны  механизм ценообразования на товарных биржах в Республике Беларусь, специфика  его нормативного регулирования, а  также особенности его применения в деятельности ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа».

    Товарная  биржа является одной из разновидностей организованного оптового рынка, ее основными задачами считаются сбор информации о спросе и предложении, концентрация спроса и предложения, а также содействие совершению сделок купли-продажи путем организации гласных публичных торгов на конкурентной основе в определенном месте и определенное время по заранее установленным правилам.

    Сама  товарная биржа не может непосредственно  являться стороной биржевой сделки, а  служит только торговой площадкой для  совершения сделок, выполняя в основном организаторские и регулирующие функции. В то же время работа биржи значительно упрощает для субъектов хозяйствования сбыт продукции, поиск контрагентов и согласование условий сделок.

    Помимо  вышеперечисленных к задачам, выполняемым  товарной биржей, относятся формирование реальных цен на материальные ресурсы и другие виды биржевых товаров, осуществление мониторинга ценообразующих факторов, а также котировка цен. Как правило, цены, устанавливаемые на биржевых торгах ведущих товарных бирж мира, влияют на ценообразование и на внебиржевом рынке, так как являются ориентиром при заключении внебиржевых сделок с соответствующими товарами.

    В настоящее время в Республике Беларусь осуществляет деятельность только одна товарная биржа – открытое акционерное общество «Белорусская универсальная товарная биржа».

    Прежде, чем перейти к описанию механизма  ценообразования на товарных биржах, необходимо обратить внимание на специфику товаров, сделки с которыми могут заключаться на биржевых торгах. Именно ценовой признак изначально оказывает значительное влияние на отнесение тех или иных товаров к категории биржевых. Правилами биржевой торговли на товарных биржах, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 июня 2004 г. № 714, установлено, что товаром, допущенным к биржевым торгам, является партия товара, относящегося к биржевому, решение о допуске которой к биржевым торгам принято уполномоченным подразделением товарной биржи путем включения в соответствующий перечень товаров. При этом в данный перечень не могут быть включены товары, в отношении которых актами законодательства установлены фиксированные цены (тарифы).

    В настоящее время общие вопросы  ценообразования на биржевых торгах в достаточной степени регламентированы законодательством Республики Беларусь. В первую очередь это Закон Республики Беларусь от 5 января 2009 г. «О товарных биржах», статьей 27 которого установлено, что реализация товара на товарной бирже производится по ценам, устанавливаемым по соглашению между сторонами биржевой сделки, если иное не предусмотрено законодательными актами.

    Главой 8 Правил биржевой торговли на товарных биржах, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 июня 2004 г. № 714, уточняется, что уровень цен на товарной бирже определяется соотношением спроса и предложения на биржевые товары на момент проведения биржевых торгов.

    Применительно к деятельности ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» указанные выше нормы получили развитие в подпункте 1.2 Указа Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2006 г. № 577 «О некоторых вопросах деятельности открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа», согласно которому реализация товаров на биржевых торгах Белорусской универсальной товарной биржи производится по ценам, устанавливаемым по соглашению между сторонами биржевой сделки, если иное не предусмотрено законодательными актами. Это означает, что исключения из рассмотренных выше общих правил биржевого ценообразования, и, как следствие – ограничения механизма свободного формирования цены на биржевых торгах, могут быть установлены только законами Республики Беларусь, а также декретами и указами Президента Республики Беларусь.

    Рассмотрим  подробнее случаи ограничения свободного ценообразования на биржевых торгах. В соответствии с подпунктом 1.8 Указа  Президента Республики Беларусь от 7 марта 2000 г. № 117 «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров» продажа на территории Республики Беларусь товаров, приобретенных для собственного производства и (или) потребления, поставки на переработку на давальческих условиях и не использованных для этих целей, осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями по ценам, не превышающим более чем на 5 процентов цену приобретения товара. Таким образом, цена реализации таких товаров на биржевых торгах также ограничивается пятипроцентной надбавкой к цене приобретения товара.

    Кроме того, пунктом 2 Указа Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» утвержден перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы), надбавки (скидки) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, Национальным банком, облисполкомами и Минским горисполкомом, таким образом данным государственным органам предоставлено право устанавливать своими решениями цены (как фиксированные, так и предельные) на ряд товаров. Применительно к товарам, относящимся в настоящее время к биржевым, такими полномочиями обладают:

  • Совет Министров Республики Беларусь – вправе устанавливать цены на сельскохозяйственную продукцию, реализуемую для государственных нужд (закупочные цены);
  • Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь – на дрова в заготовленном виде;
  • Министерство промышленности Республики Беларусь – на лом и отходы черных и цветных металлов;
  • Министерство экономики Республики Беларусь – на социально значимые товары по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь, а также продукцию, поставляемую за пределы республики (по перечням, определяемым Советом Министров или Министерством экономики Республики Беларусь);
  • Облисполкомы и Минский горисполком – на социально значимые товары по перечням, определяемым Советом Министров Республики Беларусь (за исключением товаров, цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики).

    В качестве примера реализации такого права по отношению к биржевым товарам можно привести установление в 2007 году Министерством экономики  Республики Беларусь предельной цены на сухое обезжиренное молоко, реализуемое для промышленной переработки (то есть для собственного производства) организациям Республики Беларусь и в стабилизационные фонды продовольственных товаров. В настоящее время предельные отпускные цены на социально значимые продовольственные товары, в том числе и сухое обезжиренное молоко, утверждены постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 28 мая 2008 г. № 114 «О предельных ценах на социально значимые продовольственные товары».

    В данном случае установление предельной отпускной цены, которое формально не препятствует включению сухого обезжиренного молока в перечень биржевых товаров, тем не менее сделало невозможным проведение биржевых торгов данным товаром на внутреннем рынке республики.

    Постановлением  Совета Министров Республики Беларусь от 10 июля 1998 г. № 1091 определен примерный перечень видов производимых в Республике Беларусь товаров, экспортируемых субъектами хозяйствования, независимо от форм собственности, на основании которого Министерством экономики устанавливаются предельные минимальные экспортные цены на эти товары в более глубокой классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь.

    Кроме того данным постановлением установлено, что субъекты хозяйствования независимо от форм собственности, при заключении договоров на экспорт товаров, на которые утверждены предельные минимальные цены, обязаны устанавливать на эти товары цены не ниже предельных минимальных цен.

    В то же время, как установлено пунктом 7 данного постановления, действие предельных минимальных цен не распространяется на отдельные виды экспортируемых лесоматериалов, классифицируемых по кодам групп 4403 и 4407 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь, сделки по которым заключаются на биржевых торгах открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа», а также на товары, в том числе биржевые, экспорт которых осуществляется в соответствии со статьей 6 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о завершении унификации и создании единой системы тарифного и нетарифного регулирования в Союзном государстве, подписанного 29 января 2001 г. в г. Москва. Указанная статья соглашения устанавливает, что Республика Беларусь и Российская Федерация не применяют меры нетарифного регулирования в отношении товаров, происходящих с территории государства одной из сторон либо выпущенных в свободное обращение на такой территории и предназначенных для вывоза/ввоза на территорию государства другой стороны, за исключением товаров, перечень которых стороны договорились определить в отдельном протоколе.

    Но  вернемся к упомянутому выше Указу  Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. № 285. Данным указом дополнительно  установлен ряд особенностей ценообразования, связанных с биржевой торговлей. В частности определено, что на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при реализации товаров на биржевых торгах ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» не распространяются требования частей первой – третьей подпункта 1.4 этого Указа, а именно обязанности по:

  • соблюдению предельных индексов изменения отпускных цен, устанавливаемых Советом Министров Республики Беларусь;
  • регистрации цен в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, в случае невозможности соблюдения предельных индексов при формировании отпускных цен на выпускаемые товары;
  • экономическому обоснованию уровня применяемых цен (тарифов) на товары соответствующими экономическими расчетами (калькуляцией).

    Инструкция  о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденная постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 10 сентября 2008 г. № 183, также разграничила порядок ценообразования на биржевых торгах и внебиржевом рынке, установив, что ее действие не распространяется на определение цены договоров, заключаемых на торгах на биржах. Это, в частности, означает, что применение продавцом при определении стартовой цены партии товара для ее выставления на биржевые торги оптовой надбавки не может ограничивать продавца в последующем формировании цены данной партии товара при совершения сделки на биржевых торгах, а сам факт совершения на биржевых торгах сделки с товаром даже без изменения его стартовой цены фактически нивелирует ранее примененную продавцом оптовую надбавку. При этом ни в договоре, заключенном по результатам данных биржевых торгов, ни в товаросопроводительных документах, оформляемых в соответствии с данным договором, не могут содержаться сведения об особенностях формирования цены товара до совершения с ним сделки на биржевых торгах.

    Кроме того, значительное число субъектов  хозяйствования до настоящего времени  дополнительно к договорам, заключенным  по результатам биржевых торгов, оформляют  протоколы согласования цены. Однако, учитывая изложенные выше нормы Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов, а также принимая во внимание, что цена товара по биржевой сделке согласовывается сторонами сделки в ходе биржевых торгов и закрепляется в первичных документах, подписываемых сторонами сделки непосредственно после окончания торговой сессии, а в последующем и в биржевом договоре, такую практику необходимо признать излишней.

    Биржевые  торги проводятся ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» ежедневно  в рабочие дни по различным  товарным секциям биржи в форме электронных торгов. Для этого в информационную торговую систему биржи предварительно загружаются поданные в электронном виде заявки продавцов и покупателей.

    По  общему правилу формирование цены товара при его выставлении на биржевые торги осуществляется продавцом в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Отдельно законодательством оговорен порядок формирования стартовых цен на некоторые виды лесопродукциии, выставляемые на биржевые торги.

    Вопросы формирования цены древесины на корню и в заготовленном виде при их выставлении на биржевые торги регламентируются Правилами реализации древесины на внутреннем рынке Республики Беларусь, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь 7 мая 2007 г. № 214.

    Пунктом 33 данных Правил установлено, что реализация древесины на корню и деловой древесины в заготовленном виде на биржевых торгах ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» производится по ценам, устанавливаемым по соглашению сторон биржевой сделки, если иное не предусмотрено законодательными актами.

    Согласно  пунктам 35 и 36 тех же Правил:

  • стартовая цена на древесину на корню для реализации на биржевых торгах формируется в порядке, определяемом Министерством лесного хозяйства совместно с Министерством экономики Республики Беларусь с учетом биржевых котировок, устанавливаемых ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» по результатам биржевых торгов этого общества по реализации квартального объема древесины на корню из лесосечного фонда, скорректированных на коэффициент изменения цен на древесину в странах Европейского союза, Российской Федерации и Украины. При этом стартовая цена не может быть ниже утвержденных Советом Министров Республики Беларусь такс, действующих на момент проведения биржевых торгов;
  • стартовая цена на деловую древесину в заготовленном виде для реализации на биржевых торгах формируется на основании биржевых котировок на деловую древесину в заготовленном виде, сложившихся по результатам предшествующих квартальных биржевых торгов ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа»;
  • в случае отсутствия биржевых котировок по результатам квартальных биржевых торгов по отдельным сортиментам стартовая цена формируется продавцом в соответствии с действующим законодательством о ценообразовании.

Информация о работе Механизм ценообразования на товарных биржах РБ