Контроль над ценами в рыночном хозяйстве, его формы и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 13:19, контрольная работа

Описание

Сложившаяся система государственного регулирования цен наряду с другими формами отраслевой государственной политики воздействует на стоимостные пропорции и распределение национального дохода между отдельными отраслями и категориями населения страны. Роль этой формы регулирования в последние десятилетия резко усилилась в связи с ростом инфляции. Ценовая политика становится одной из самых важных сфер экономической деятельности государства.
Известный американский экономист Саймон считает, что на большинстве рынков действуют не конкурентные цены, а управляемые. Влиятельный американский экономист Дж. Гэлбрейт также считает, что эффективный контроль над ценами необходим.

Содержание

Контроль над ценами в рыночном хозяйстве, его формы и методы
Проанализируйте взаимосвязь между уровнями цены, издержками и прибылью
Дайте характеристику параметрических методов ценообразования
Определите сущность потребительской стоимости
Роль и порядок исчисления акциза в цене

Работа состоит из  1 файл

контрольная по ценообразованию.docx

— 41.52 Кб (Скачать документ)

9. Установление коэффициентов  повышения цен с целью сдерживания их роста.

10. Рекомендации по применению  единой номенклатуры издержек  производства и обращения, а  также единого порядка формирования  финансовых результатов, имеющих  юридическую силу.

11. Декларирование повышения  свободных цен.

На продукцию монополистов в качестве основных форм регулирования устанавливались фиксированные цены, коэффициенты повышения цен, предельные уровни рентабельности производства, цены, дифференцированные по отраслям, а также декларировалось повышение свободных цен. В течение 1992–1997 гг. роль и соотношение различных форм регулирования цен изменялись. Так, в 1994 г. по продовольственным товарам это соотношение было таким: ограничение торговой надбавки – 65% всех случаев регулирования цен; ограничение норматива рентабельности производства на предприятиях пищевой промышленности – 7%; одновременное использование первой и второй форм – 20%; дотации из местных бюджетов и установление предельных уровней цен – незначительный процент. 

Из опыта государственного регулирования цен в России за последние годы можно сделать следующие выводы.

1. С самого начала либерализации  цен отсутствовало четкое представление о целях и методах регулирования рыночного ценообразования.

2. Государственное воздействие  на цены носило противоречивый  характер: с одной стороны, оно  было направлено на сдерживание  инфляции (1993–1994), с другой – налоговая  политика активно использовала  перераспределительную функцию цены в интересах госбюджета. Не исключено, что второй метод использовался более активно.

3. Учитывая невозможность  создания в ближайшие годы  конкурентного рынка, отказ государства от усиления регулирования цен означает развитие стихийного ценообразования, заключающего в себе возможность роста инфляции по сравнению с регулируемым рынком, предполагающим сочетание прямых административных методов регулирования цен с косвенными, т.е. экономическими.

Существовавшая в России система государственного регулирования цен на продукцию предприятий-монополистов с преобладающим использованием метода установления предельного норматива рентабельности (к себестоимости) оказалась неэффективной. Она вынуждала предприятия не к снижению цен, а к увеличению затрат и росту издержек, понижению качества товаров, в результате чего объемы производства и инвестиционная активность снижались, а налоговые поступления сокращались.

Применение административного  регулирования цен и тарифов  возможно только на продукцию естественных монополий: энергетика, железнодорожный транспорт, связь, коммунальное хозяйство, в которых создание конкурентной среды экономически неэффективно, крайне затруднительно и технически невозможно. 

 

Государственное регулирование  цен изменяется в зависимости  от состояния экономики. Оно усиливается  в кризисных ситуациях – в  периоды ускорения инфляции, роста  дефицитности отдельных продуктов, необходимости быстрой перестройки экономики и ослабевает по мере выхода страны из кризиса.

В странах с динамичной, сбалансированной рыночной экономикой цены регулируются в меньшей степени, чем в странах с несбалансированной и неустойчивой экономикой. По мере стабилизации экономики сфера государственного регулирования сокращается и происходит постепенный переход к свободному ценообразованию.

Как только на рынке создаются  условия для конкуренции, государственное регулирование цен зачастую отменяется.

 

2. Для анализа финансовых результатов используются такие показатели прибыли: выручка от реализации продукции, работ, услуг, валовой доход, балансовая прибыль, финансовые результаты от внереализационных операций, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль, рентабельность.

Прибыль, как конечный финансовый результат деятельности предприятия  представляет собой разницу между  общей суммой доходов и затратами  на производство и реализацию продукции  с учетом убытков от различных  хозяйственных операций. Количественно  она представляет собой разность между выручкой (после уплаты НДС  и акцизного налога в бюджетные  и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем  больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят  от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют  все стороны хозяйствования.

Следовательно, на каждом предприятии  должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера: увеличение выпуска продукции; улучшение качества продукции; продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду; снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени; повышение эффективности производства; расширение рынка продаж и др.

Из этого перечня мероприятий  вытекает, что они тесно связаны  с другими мероприятиями на предприятии, направленными на снижение издержек производства, улучшение качества продукции  и использование факторов производства.

По итогам этой работы можно  сделать вывод, что в условиях рыночной экономики значение прибыли  огромно. Стремление к ее получению  ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции  этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль  является сигналом, указывающим, где  можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и  убытки. Они высвечивают ошибки и  просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта  продукции.

Рассмотренные в работе вопросы  и проблемы издержек позволяют сделать  вывод, что фактор издержек не только немаловажен, но и во многом является определяющим в стратегии фирмы, ее гибкости в условиях рыночной экономики. Грамотная политика в отношении  издержек, их верная калькуляция, своевременная  отчетность и правильное распределение  средств как по временным периодам, так и по сферам деятельности может реально изменить картину производственной сферы к лучшему. Конечно перечисленные аспекты не панацея от всех бед, но ту роль какую они играют в процессе производства они должны выполнять правильно, тем самым, разгружая остальные этапы производства. Не нужно забывать, что издержки производства в первую очередь учитываются как при разработке бизнес- плана, так и на действующем предприятии.

Издержки производства имеют  большое значение в формировании конечного результата деятельности предприятия - прибыли или убытка. Конечный результат деятельности слагается  из финансового результата от реализации продукции и доходов от вне реализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Определяется конечный результат как разница между выручкой от реализации продукции в действующих ценах и затратами на ее производство и реализацию. Следовательно, для получения максимально возможной прибыли необходимо снижать затраты на производство и реализацию этой продукции. Основной путь снижения затрат производства - это экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве, - трудовых и материальных.

 

3. Основу параметрических методов обоснования затрат и цен составляют количественные зависимости между затратами или ценами и основными потребительскими свойствами товаров, входящей в параметрический ряд.

Параметрический ряд – это группа товаров, которая однородна по конструкции и технологии изготовления, имеет одинаковое или сходное функциональное назначение и различается между собой количественным уровнем потребительских свойств.

Основателем параметрического ценообразования  в России считается российский математик, механик и кораблестроитель А. Н. Крылов. Еще в 1907 году он предложил  для некоторых проектов боевых кораблей вычислять среднее значение главных  характеристик, описывающих их качество, и рассматривать «средний корабль» (и именно в данный момент в практике крупного судостроения и интернациональной  торговле судами принят термин «стандартное судно»).

Параметрические методы ценообразования применяются  при расчете цены на аналогичную  продукцию, то есть товары, удовлетворяющие  одинаковую потребность и идентичную по физико-химическому составу. Подобные методы используют, когда основные потребительные параметры аналогичной  продукции поддаются четкому  количественному определению. Такая продукция может быть описана параметрическим рядом. Применительно к продукции одного ряда основных параметров может быть несколько. Цена на каждый новый продукт ряда считывается путем корректировки цены базового изделия данного ряда. Если новая цена рассчитывается лишь с учетом изменения самих параметров, то данный метод называется параметрическим. В самом общем виде он может быть представлен формулой:

Цн = Ц0 * (КП)

где, Цн –  цена нового изделия ряда; Ц0 – цена базового изделия; КП – совокупность изменений параметров (П) нового изделия по сравнению с параметрами базового изделия, а К – корректирующий коэффициент, значение которого связано с тем, показывает ли улучшение параметров их количественное снижение или увеличение по сравнению с базовыми.

Если новую  цену рассчитывают с помощью показателя нормативных затрат на единицу параметра, то такой метод называется нормативно-пирометрическим. Его можно представить формулой:

Цн = Ц0 + Н3 х (КП)

где, Ц0 – цена базового изделия; Цн – цена нового изделия; НЗ – нормативные затраты на единицу потребительного параметра изделия; КП – новые потребительные параметры, скорректированные на повышающие или понижающие коэффициенты в зависимости от характера самих параметров.

Вышеприведенные формулы могут дополняться суммами  скидок и надбавок за изменение вспомогательных  параметров. В качестве параметрических  используются методы удельной цены, баллов и регрессии:

  1. Метод удельной цены – формирование цен по одному из главных параметров качества товара. Удельная цена получается как частное от деления цены на основной параметр качества товара. Пример. Фирма планирует выпуск нового электродвигателя мощностью 50 кВт. Для определения его цены необходимо рассчитать удельную цену базового электродвигателя. При рыночной цене базисного электродвигателя 100 тыс. руб. и мощности 10 кВт удельная цена составит 10 тыс. руб. (100:10). Тогда цена нового электродвигателя – 500 тыс. руб. (10х50).
  2. Ценовой метод баллов заключается в использовании экспертных оценок значимости параметров товаров.
  3. Метод регрессивного анализа относится также к группе параметрических методов ценообразования и является наиболее распространённым среди них. Суть данного метода заключается в нахождении взаимосвязи цен и основных технико-экономических параметров изделия, иначе говоря, в определении формулы корреляционной зависимости цены изделия от его основных параметров.
  4. Агрегатный метод заключается в суммировании цен отдельных конструктивных частей изделий, входящих в параметрический ряд, с добавлением стоимости оригинальных узлов, затрат на сборку и нормативной прибыли. Предположим, что выпускаемое изделие стоило 18 тыс. руб. Затем к нему добавили ещё один узел, стоимость изготовления которого и монтирование на выпускаемом изделии – 2 тыс. руб. Тогда при рентабельности 15% к себестоимости цена нового изделия должна быть равна: (18+2)*1,15=20,3 тыс. руб.

Выявленные  количественные зависимости между  ценами и основными качественными  параметрами используются для определения  того, насколько уровень цены нового изделия, исчисленный на базе издержек производства, вписывается в систему  цен внутреннего рынка, которые  отражают качественные различия между  изделиями.

Параметрические методы используются при определении  цен в мировой торговле, где  конкурентоспособность продукции, ее качество являются важнейшим ценообразующим фактором и где использование дополнительно параметрического подхода позволяет фирмам «вписывать» свои изделия во внешний рынок.

 

4. Способность товара удовлетворить ту или иную потребность человека составляет его потребительскую стоимость.

Это свойство присуще всем товарам.  Характер потребностей может быть при этом самым различным (физические, духовные).  Разным может быть и способ их удовлетворения. 

Потребительская стоимость имеет три формы проявления:

а) количество;

б) натуральная форма;  

в) качество. 

Последнее - это степень полезности данной потребительской  стоимости, степень её соответствия потребности, её пригодности удовлетворять  потребность в конкретных условиях потребления.

Следует отличать потребительную стоимость товара от потребительной стоимости продукта в натуральном хозяйстве.  Продукты труда в натуральном хозяйстве являются потребительной стоимостью для самих производителей, а товары обладают потребительной стоимостью для других, т.е. общественной потребительной стоимостью.  Потребительная стоимость товара переходит к непосредственному производителю только посредством обмена.

Почему все  товары, удовлетворяющие различные  потребности, имеющие различные  потребительные стоимости, могут обмениваться друг на друга?  Очевидно, потому, что все они, независимо от своих телесных свойств, имеют нечто такое, что присуще им всем.  Таким общим для них свойством является то, что они есть продукты человеческого труда.   

Товар обладает не только свойством удовлетворять  человеческие потребности, но и свойством  вступать в отношения с другими  товарами, обмениваться на другие товары. 

Способность товара обмениваться на другой товар  выражает наличие у каждого из них стоимости.  Способность товара к обмену в определенных количественных пропорциях есть меновая стоимость.          

Существуют  различные теории стоимости. Одна из них — трудовая теория стоимости, которая определяет субстанцию и величину стоимости товара трудом, затраченным на его производство. Основы теории трудовой стоимости заложили английские экономисты У. Петти, А. Смит и Д. Рикардо. У Петти появилась идея, что стоимость определяется трудом вообще. По Смиту, стоимость товаров создается в любой отрасли материального производства, однако конкретному труду он приписывал стоимостеобразующие свойства. Д. Рикардо определяет стоимость товаров трудом, затраченным на их производство, безотносительно к его конкретной форме. Вместе с тем он не проводит различий между конкретным и абстрактным трудом. Лишь в трудах К. Маркса впервые была открыта двойственная природа труда товаропроизводителей, понимание которой позволило ему разработать подлинно научную трудовую теорию стоимости.

Информация о работе Контроль над ценами в рыночном хозяйстве, его формы и методы