Концепции ценообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 23:22, реферат

Описание

Одной из основных проблем в методологии ценообразования является проблема основы цены или вопрос о том, что лежит в основе цены: стоимость в её чистом виде или модифицированная (отклоненная) стоимость. Модификация стоимости обычно трактуется как процесс перераспределения входящего в неё прибавочного продукта под воздействием конкретных объективных факторов. Различные группы экономистов отстаивают свои трактовки модифицированной стоимости.

Работа состоит из  1 файл

Концепции ценообразования.docx

— 39.90 Кб (Скачать документ)

Концепции ценообразования

 

 

 

Концепции ценообразования

 

 

 

Одной из основных проблем  в методологии ценообразования  является проблема основы цены или  вопрос о том, что лежит в основе цены: стоимость в её чистом виде или модифицированная (отклоненная) стоимость. Модификация стоимости  обычно трактуется как процесс перераспределения  входящего в неё прибавочного продукта под воздействием конкретных объективных факторов. Различные  группы экономистов отстаивают свои трактовки модифицированной стоимости.

 

Суть разногласий свелась  в конечном счете к выяснению  более узкого вопроса: каким должен быть метод планирования чистого  дохода в цене или, точнее, с учетом какой базы следует определять величину прибыли. В связи с этим в теории существуют разные модели цены, называемые обычно концепциями ценообразования.

 

Наибольшее распространение  получили следующие концепции: концепция  чистой (немодифицированной) стоимости, концепция усредненной стоимости  и концепция цены производства.

 

Сторонники концепции  чистой (немодифицированной) стоимости  считают, что законы общественного  производства постоянно порождают  необходимость в наиболее полном соответствии цены и стоимости в  её чистом виде. Если данное объективное  требование систематически нарушать, то это приведет к разрыву между  ценами и общественно необходимыми затратами труда, внесет элемент  неопределенности в экономические  расчеты и измерения, что в  конечном счете может привести к  существенным потерям в общественном производстве.

 

Сторонники этой концепции  руководствуются положением К. Маркса о том, что прибавочный продукт, являющийся экономической основой  чистого дохода, создаётся лишь живым  трудом и, поэтому, пропорционален его  затратам. Предложенная ими формула  определения оптовых цен имеет  следующий вид:

 

 Сторонники концепции  усреднённой стоимости считают,  что в создании прибавочной  стоимости принимают участие  как живой, так и овеществленный  труд, поэтому чистый доход в  цене должен определяться пропорционально  себестоимости продукции с помощью  соответствующей нормы по следующей  формуле:

 

 

 

 

 

Суть концепции цены производства сводится к тому, что чистый доход, включаемый в цену, следует определять пропорционально удельной фондоёмкости продукции. Основное преимущество этой концепции заключается в том, что она позволяет отразить в  цене не только текущие, но и единовременные затраты на производство конкретной продукции.

 

Для расчета цен предлагается следующая формула:

 

 

 

 

 

Кроме рассмотренных концепций  существовали и существуют другие концепции  ценообразования (например, концепция  цены замыкающих затрат, концепция  объективно обусловленных оценок).

 

При определении цен на продукцию добывающих отраслей промышленности и сельского хозяйства в формулу  цены дополнительно включается ещё  один элемент – рентный доход.

 

В обобщенном виде формула  цены может быть записана в следующем  виде:

 

 

 

 

 

ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ И СПРОСА

 

 

 

Анализ соотношения потребностей и спроса и их влияние на цены начали применять представители  теоретического направления, получившего  название «маржинализм» (marginal – предельный). Из отдельного направления маржинализм  в настоящее время превратился  в распространенный элемент методологии  экономической науки. Аналитический  аппарат маржинализма способствовал  изучению механизма рынка, выявлению  условий рыночного равновесия, особенностей рыночного ценообразования и  т.п.

 

Одним из главных положений  маржинализма является принцип рационального  поведения человека в рыночной экономике, принцип экономического человека. В  соответствии с этим принципом, экономический  процесс предстает в виде взаимодействия субъектов, добивающихся оптимизации  своего благосостояния.. Однако рациональными  могут признаваться разные результаты деятельности субъекта, т.к. никто, кроме  самого субъекта, не может дать точную оценку его действиям. Поэтому маржинализм  часто определяют как субъективное течение экономической мысли.

 

Другим важным положением в методологии маржинализма является принцип редкости всех ресурсов. Это  значит, что в основу многих входящих в него теорий закладывается предположение  об ограниченности, фиксированной величине ресурсов, а, следовательно, и производства товаров.

 

Теория потребительского поведения и спроса изучает совокупность взаимосвязанных принципов и  закономерностей, руководствуясь которыми индивидуум формирует и реализует  свой план потребления различных  благ, ориентируясь при этом на наиболее полное удовлетворение своих потребностей. Важнейшими принципами потребительского поведения являются: учет личных вкусов и предпочтений, учет покупательной  способности, т.е. дохода и уровня рыночных цен. Теория потребительского поведения  и спроса исходит из принципа заданности этих параметров.

 

Для того, чтобы правильно  распределить свой доход между разнообразными потребностями, потребитель должен иметь какую-то общую основу для  их сопоставления. В качестве такой  основы в конце ХIХ в. был принят термин «полезность».

 

Полезность вещи выступает  в качестве такого её свойства, благодаря  которому она приобретает статус блага и оказывается вовлеченной  в круг интересов индивидуума.

Все действия потребителя  в конечном счете направлены на то, чтобы максимизировать полезность, которую он может извлечь из своего дохода. Стремясь к этой цели, индивидуум вынужден, опираясь исключительно на свои вкусы и предпочтения, каким-то образом сравнивать между собой  различные блага или наборы благ, оценивать их полезность и отбирать те из них, которые в наибольшей мере способствуют решению поставленной задачи.

 

Полезность выражает степень  удовлетворения, получаемого субъектом  от потребления товара. Различают  общую и предельную полезность.

 

Общая полезность (TU) – это  удовлетворение, которое субъект  получает от потребления общего количества определенного блага. Она характеризует  суммарную полезность некоторого количества единиц потребленного блага. Математически  общую полезность можно выразить уравнением:

 

 

 

 

 

Если предположить, что  потребляемое благо разделено на бесконечно малые частицы, то функциональную зависимость между объемом блага  и общей полезностью можно  представить на графике с помощью  кривой линии (рис. 1).

 

Сумма общих полезностей  всех потребляемых конкретным индивидуумом в единицу времени благ дает совокупную полезность.

Непрерывное потребление  любого блага (потребление в ограниченное время) имеет свой предел: полезность каждой следующей порции потребленного  блага оказывается ниже, чем у  предыдущей. Поэтому график общей  полезности представляет кривую линию, выпуклой вверх. В точке А обеспечивается полное насыщение конкретной потребности  индивидуума, общая полезность достигает  максимума, после чего кривая начинает снижаться. Дальнейшее потребление  блага будет связано уже с  отрицательной полезностью. Такой  характер общей полезности характерен для абсолютного большинства  потребляемых благ, однако потребление  некоторых благ может не приводить  к полному насыщению, а и индивидуум будет стремиться увеличивать их потребление.

 

Предельная полезность ( MU) представляет собой прирост общей  полезности i–го блага в результате увеличения потребления его на одну единицу. Математически предельная полезность есть частная производная  общей полезности по объему потребления  этого блага. Одновременно величина предельной полезности равна тангенсу угла наклона касательной, проведенной  к любой точке кривой общей  полезности. График предельной полезности представлен на рис. 2.

 

График предельной полезности имеет отрицательный наклон, т.к. полезность потребляемых одна за другой частей блага постепенно убывает. В  точке насыщения индивидуума, при  достижении общей полезности своего максимума, предельная полезность становится равной нулю. Это значит, что потребность  в данном благе полностью удовлетворена.

 

Таким образом, убывание полезности объясняется снижением интенсивности  потребности по мере её удовлетворения и отражается на графике в отрицательном  наклоне линии предельной полезности и в постепенном уменьшении угла наклона кривой общей полезности. Чем большим количеством блага  обладает индивидуум, тем меньшую  ценность для него имеет каждая дополнительная единица блага (рис. 3).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

Количественный подход к  анализу полезности и спроса

 

 

 

Количественная теория полезности была предложена в последней трети  ХIХ века У. Джевонсом, К. Менгером, Л. Вальрасом одновременно и независимо друг от друга.

 

Количественная теория полезности основана на предположении о возможности  сопоставления различных благ на основе сопоставления их полезностей, измеренных в специальных единицах. В качестве такой единицы предлагалось использовать единицу, названную «ютил» (от англ. utiliti – полезность). Ютилы  – это гипотетические единицы  полезности, предложенные для измерения  удовлетворения, которое может получить человек от потребления какого-либо блага.

 

Анализ поведения потребителя  на основе количественной теории полезности предполагает использование следующих  гипотез.

 

1.      Рациональный  потребитель в рамках ограниченного  бюджета так осуществляет свои  покупки, чтобы получить максимальное  удовлетворение (максимум полезности) от всей совокупности потребляемых  благ.

 

2.      Каждый  потребитель может дать количественную  оценку в ютилах полезности  любого потребляемого им блага.  Предполагается, что шкала измерения  полезности определена с точностью  до линейного преобразования, и  поэтому она образует кардинальную, или строгую меру.

 

3.      Предельная  полезность блага убывает, т.е.  полезность каждой следующей  единицы блага, получаемой в  данный момент, меньше полезности  предыдущей единицы. Принцип убывающей  предельной полезности часто  называют «первым законом Госсена».

 

Таким образом, в количественной теории полезности предполагается, что  потребитель может дать количественную оценку в ютилах полезности любого потребляемого им товарного набора. Формально это можно записать в виде функции общей полезности:

 

 

 

 

 

Принцип убывающей предельной полезности содержит два положения. Первое констатирует убывание полезности последующих единиц блага в одном  непрерывном акте потребления, так  что в пределе достигается  полное насыщение этим благом. Второе констатирует убывание полезности первых единиц блага при повторных актах  потребления этого блага.

 

Принцип убывающей предельной полезности заключается в том, что  с ростом потребления какого-то одного блага ( при неизменном объеме потребления  всех остальных) общая полезность, получаемая потребителем, возрастает, но возрастает всё более медленно. Однако этот принцип не носит универсального характера. Во многих случаях предельная полезность последующих единиц потребляемого  блага сначала увеличивается, достигает  максимума и лишь затем начинает снижаться. Такая зависимость характерна для небольших порций делимых  благ.

 

Принятие трёх названных  гипотез означает, что в основе плана потребления индивида лежит  составленная им таблица полезностей, в которой каждая единица всех потребляемых благ имеет количественную оценку полезности в ютилах. Ориентируясь на таблицу полезности, названную  по имени её сотавителя таблицей Менгера1, потребитель при заданных ценах  на товары формирует структуру и  объемы покупок, которые позволяют  при заданном бюджете приобрести максимальную сумму ютилов (табл. 1).

 

 

 

Из условий достижения потребителем максимума функции  полезности следует, что потребитель  при заданных ценах на товары (при  ценах, не зависимых от потребителя), располагаемом бюджете, отсутствии товарного дефицита и бесконечной  делимости товаров достигнет  максимума удовлетворения, если он распределит свои средства на покупку  различных товаров так, что отношение  предельной полезности товара к его  цене будет одинаковым по всем товарам.

 

Правило максимизации полезности (условие равновесия потребителя) можно  выразить с помощью следующей  формулы:

 

 

 

 

 

 

 

Данное равенство достигается  следующим образом: потребитель, имея информацию о ценах на товары и  оценив полезность каждого товара в  ютилах, так распределяет свой бюджет, чтобы купить такое количество каждого  товара, которое позволит ему получить максимум удовлетворения.

 

Повышение цены на какой-либо товар при неизменности цен на остальные товары и бюджета потребителя  снизит объем спроса потребителя  на этот товар. В этом случае, чтобы  восстановит равенство, нужно увеличить  предельную полезность этого товара, что достигается за счет сокращения объема его потребления. Из аналогичных  рассуждений следует, что снижение цены товара ведет к увеличению спроса на него. В этом суть закона спроса: объем спроса увеличивается при  снижении и уменьшается при повышении  цены товара.

 

Если при неизменных ценах  растет бюджет потребителя, то он может  увеличить общую полезность за счет увеличения объема спроса тех товаров, у которых предельная полезность больше ноля.

Информация о работе Концепции ценообразования