Экономические основы логистики - ценообразование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 19:32, курсовая работа

Описание

Цена – это денежное выражение стоимости какого-либо товара или услуги; экономическая категория, служащая для косвенного измерения величины затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени; сумма денег, уплачиваемая покупателем (потребителем) за приобретаемый им товар, представленный в виде продукта или оказанных услуг (выполненных работ).
Основу цены составляет стоимость любого товара (работы, услуги).
Стоимость – это овеществленный в товарах общественный труд, вложенный в их производство.

Работа состоит из  1 файл

Применяемые в логистике цены классифицируются по различным признакам.doc

— 204.00 Кб (Скачать документ)

1 Научно-методическая  часть

 

1.1Экономическая природа и функции цены

Цена – это денежное выражение стоимости какого-либо товара или услуги; экономическая  категория, служащая для косвенного измерения величины затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени; сумма денег, уплачиваемая покупателем (потребителем) за приобретаемый им товар, представленный в виде продукта или оказанных услуг (выполненных работ).

Основу цены составляет стоимость любого товара (работы, услуги).

Стоимость – это овеществленный в товарах общественный труд, вложенный в их производство.

Цена находится в  прямой зависимости от стоимости  товара, то есть с уменьшением стоимости цена товара снижается и, наоборот, с ее увеличением цена повышается.

Одновременно цена не только показывает, как эффективно используется труд, но в итоге определяет величину совокупных издержек производства (себестоимости) продукции (товаров, работ, услуг) и размер прибыли, получаемой производителями (продавцами) за счет производства и реализации товара.

В общем виде цену можно  представить следующей формулой:

где Ц – цена на продукцию (товар, работу, услугу);

С – себестоимость продукции;

П – прибыль производителя;

Н – сумма налогов, сборов, различных платежей и отчислений.

В условиях рынка на цену, помимо стоимости, влияет и соотношение  спроса и предложения, под воздействием которого она может отклоняться  от стоимости в любую сторону. Если спрос значительно превышает  предложение, то цена становится больше стоимости. Если предложение намного выше спроса, то цена может быть и ниже стоимости, однако это неприемлемый для предприятия-производителя вариант. Во избежание таких ситуаций необходимо серьезно подходить к процессу планирования на предприятии, а именно – к планированию объемов выпуска продукции. Плановые показатели должны быть обоснованными. Ситуация, когда предложение значительно превышает спрос, должна появится максимум однажды. Однако, если такая ситуация произошла, предприятию более выгодно будет продать товар по ценам ниже его стоимости, нежели не реализовать его вообще.

 Экономическая природа  цены проявляется в двойственной  роли, которую она играет на  рынке. Во-первых, цена – индикатор,  отражающий политику и конъюнктуру  рынка (соотношение спроса и  предложения, торговый и экономический риск, кредитно-финансовую ситуацию, уровень конкурентоспособности на рынке и т.д.). Во-вторых, цена – регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность, оборачиваемость товарных запасов и т.д. В качестве регулятора цены позволяют ограничивать потребление ресурсов, они являются мотивацией производства. [1]

С помощью цен решаются многие задачи, что свидетельствует  о том, что в рыночной экономике их значение в управлении хозяйством, регулировании производства, механизме обращения, обмена, распределения, потребления и накопления постоянно возрастает. Экономическая сущность цены активно проявляется в ее специфических функциях, связанных с действием объективных экономических законов.

К основным функциям цены относятся:

1. Учетная функция цены

Являясь денежным выражением стоимости, цены показывают, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. Цена измеряет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий и т.д. на изготовление товара, характеризует, с какой эффективностью используется труд. [2]

Однако в условиях рыночных отношений эту функцию  цены нельзя сводить только к измерению  издержек, рыночная цена может под воздействием различных факторов значительно отклоняться от издержек. Признание правильности произведенных затрат, их общественной значимости происходит только на рынке, при непосредственном контакте изготовителя и покупателя товара в результате столкновения их интересов. Интерес изготовителя состоит в том, чтобы получить большую выручку от продажи своего товара, а покупатель заинтересован в минимальной цене покупки.

В условиях же монополистической  экономики при наличии административного регулирования роста цен данная функция проявляется особенно выразительно. Конкуренция на монополистическом рынке отсутствует, производитель диктует свои цены, но государство в рамках сдерживания их роста устанавливает рамки на их уровень.

2. Стимулирующая функция цены

Данная функция цены проявляется через ее воздействие  на продавца и покупателя товаров. Совершая товарообменную операцию, оба ее участника стремятся к достижению наилучших результатов. Для продавца – это получение наибольшей выручки и прибыли, для покупателя – минимизация затрат на приобретение товара определенного качества. Цена оказывает непосредственное влияние на достижение этих результатов. На производителя стимулирующее или сдерживающее воздействие оказывают влияние следующие факторы:

  • уровень цены (на сырье и материалы, комплектующие, уровень цены на труд и т.д.);
  • уровень рентабельности (переток капитала – капитал стремится в отрасли с повышенной рентабельностью, высокий уровень рентабельности обеспечивает инвестиционную привлекательность и является самым действенным стимулом структурной перестройки экономики);
  • таможенные пошлины – высокие пошлины как мера защиты отечественного производителя.

На потребителя стимулирующее  или сдерживающее воздействие цен  может проявляться через:

    • уровень цены на товар;
    • надбавки и скидки к цене;
    • продажа товаров в кредит и т.п.

Данная функция стимулирует  производство конкурентоспособных  товаров, что очень важно для России в сложившихся экономических условиях.

3. Распределительная  функция цены

Суть этой функции  состоит в том, что с помощью  цен осуществляется распределение  и перераспределение национального  дохода между:

  • отраслями экономики;
  • различными формами собственности;
  • регионами страны;
  • фондом накопления и фондом потребления;
  • различными социальными группами населения.

Так, с помощью высоких  розничных цен на предметы роскоши  и престижные товары (ювелирные изделия, легковые автомобили и др.) обеспечивается перераспределение с помощью бюджета денежных средств определенной части населения с высоким уровнем доходов для формирования специальных фондов, используемых для социальной защиты малообеспеченных категорий населения.

С помощью цены осуществляется перераспределение создаваемой стоимости  между производителем и потребителем, между отдельными категориями населения. Особенно наглядно эта функция выражается в ценах, которые регулируются государством. При установлении цены на товар выше его стоимости часть ее перераспределяется в пользу продавца, и потребитель при покупке данного товара несет повышенные расходы, а продавец соответственно получает увеличенные доходы. [3]

4. Функция сбалансирования  спроса и предложения

Цена служит гибким инструментом для достижения соответствия между спросом и предложением. При появлении диспропорций в развитии хозяйства, несоответствии между предложением и спросом равновесие между ними достигается либо увеличением/сокращением производства товаров, либо путем роста/снижения цены, либо и тем, и другим методами одновременно.

В условиях рыночных отношений  цена в этой функции как бы играет роль стихийного регулятора общественного производства: сокращается производство товаров, не пользующихся спросом, а материальные и денежные ресурсы направляются на увеличение выпуска товаров, необходимых для рынка и пользующихся спросом.

5. Социальная функция  цены

Цена - фактор уровня жизни  населения, влияющий на объем и структуру  потребления, уровень реальных доходов  различных социальных групп, она является главной составляющей инфляционных процессов. От уровня и динамики цен зависит прожиточный минимум и потребительский бюджет семьи, поэтому социальная реакция на колебания цен весьма остра.

6. Функция цены как  критерия рационального размещения производства

Эта функция проявляется  в том, что с помощью механизма  цен для получения более высокой  прибыли осуществляется перелив  капиталов из одного сектора экономики  в другой и внутри отдельных секторов туда, где норма прибыли более  высокая. Такой перелив капиталов производится фирмами самостоятельно под воздействием законов конкуренции и спроса. Только предприятие решает, в какую сферу деятельности, в какую отрасль или сферу экономики ему вкладывать свой капитал. Этому предшествуют глубокие маркетинговые исследования, т.е. изучение всех рыночных факторов, в том числе и цен. [4]

Между различными функциями  цены имеется взаимосвязь, которая  бывает как взаимодополняющей, так  и противоречивой.

Стимулирующая функция  цены содействует реализации функции сбалансированности спроса и предложения, способствует наращиванию производства товаров, пользующихся спросом. Цена может играть и противоположную роль, способствуя сокращению предложения товаров. Это также приводит к балансированию спроса и предложения, когда последнее превышает спрос.

Распределительная функция  действует совместно с функцией цены в качестве средства оптимизации  размещения производства, способствуя  переливу капиталов в те сферы  хозяйства, в которых имеется  повышенный спрос на конкретные товары и характерна высокая норма прибыли.

Учетная функция вступает в противоречие со всеми прочими  функциями, так как в рыночных условиях цены часто существенно  отклоняются от издержек производства и реализации. Поэтому взаимосвязи  между различными функциями цены должны быть предметом специальных маркетинговых исследований.

Таким образом, можно  говорить, что цена – это важный показатель конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и соотношения  спроса и предложения, территориального размещения производства, инструмент образования прибыли, средство влияния на инвестиционную политику, орудие конкурентной борьбы. Функции цены отражают ее сущность и экономическую природу, поэтому их необходимо знать при формировании ценовой политики каждого отдельного предприятия, учитывать их взаимосвязь, так как все функции цены находятся в единстве и взаимодействии.

1.2 Классификация цен в логистике

 Применяемые в логистике  цены возможно классифицировать  по разным признакам: сферам  товарного обслуживания, способу  отражения транспортных расходов, формам продаж, стадиям продаж, степени регулирования и устойчивости во времени и т.д. Рассмотрим виды цен в логистике по основным классификационным признакам:

1. По сферам обслуживания:

  • оптовые цены – цены, по которым предприятие реализует свою продукцию крупными партиями. Система оптовых цен применяется в торгово-сбытовых операциях, выполняющихся между отраслями, внутри оптовой сферы, из оптовой в розничную сферы, а также на торговых биржах;
  • розничные цены – цены, по которым товары реализуются конечному потребителю при относительно небольшом объеме продажи каждому индивидуальному покупателю;
  • закупочные цены - цены государственных закупок продукции у предприятий, организаций, населения. В российской экономической практике были и в определенной степени продолжают быть распространенными государственные закупки сельскохозяйственной продукции у непосредственных производителей по закупочным ценам для продовольственного снабжения городского населения, районов Крайнего Севера, армии и создания государственных резервов. Однако термин «закупочные цены» может трактоваться гораздо более широко, применительно ко всем видам государственных закупок;
  • цены на тарифы и услуги – тарифы на услуги могут относится как к сфере оптовой торговли (грузовые транспортные тарифы), так и розничной (тарифы на перевозку пассажиров).

2. По способу отражения  транспортных расходов в логистике:

  • цены франко-отправления – цены на товары ограниченного производства и при разветвленной сети потребления, включающие транспортные издержки до пункта магистрального транспорта (железнодорожной станции, морского или речного порта); расходы на остальной путь покрываются покупателем;
  • цены франко-назначения – включают в себя транспортные расходы до пункта назначения.

3. По формам продаж:

  • контрактные (договорные) цены – цены фактической договоренности между продавцом и покупателем, зафиксированные в контракте;
  • биржевые котировки – цены на товары, действующие на биржах. Цена биржевого товара состоит из биржевой котировки и надбавки (скидки) за качество продукции, удаленность от места поставки и т.д.;
  • цены ярмарок и выставок – зачастую представляют собой льготные цены на определенную номенклатуру товаров;
  • цены аукционов – цены, отражающие ход продаж на аукционах (делятся на стартовые цены и продажные цены).

Информация о работе Экономические основы логистики - ценообразование