Цены в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:39, курс лекций

Описание

В рыночных условиях производственные отношения и хозяйственные связи между отраслями экономики и отдельными организациями основаны на товарно-денежных отношениях.
Курс ценообразования включает в себя два основных элемента – систему цен и механизм ценообразования.

Работа состоит из  1 файл

Тема 1.doc

— 146.00 Кб (Скачать документ)

 

3. Предложение.

Предложение – способность товаропроизводителей представить на рынок определенное количество товара по определенной цене.

К факторам, влияющим на величину предложения, относятся:

- цена товара;

- цена ресурсов, используемых для производства товара;

- цены на товары, заменяемые данный и дополняемые данный;

- налоги и субсидии, предоставляемые производителям;

- количество производителей.

Основной фактор предложения – цена. Объем предложения товара прямо пропорционален его цене (рис. 1.2). При повышении цены (от P1 до P2) товара предложение его увеличивается (от Q1 до Q2). Под воздействием изменения неценовых факторов происходит смещение всей кривой предложения (из S1 в S2 при предоставлении, например, субсидии на производство).

 

 

 

 

 

Кривая предложения

Рис. 1.2

4. Цена.

Цена, как уже было отмечено, есть денежное выражение стоимости товара или количество денег, за которые продавец согласен продать, а покупатель согласен купить единицу товара.

В условиях рынка устанавливается равновесие между ценой, спросом и предложением (рис. 1.3).

 

Рыночное равновесие

Рис. 1.3

 

В точке рыночного равновесия (точка Е) цена спроса равна цене предложения (PD = PS), объем спроса равен объему предложения (QD = QS).

Основное свойство равновесной цены РЕ – объем спроса равен объему предложения, т.е. отсутствует избыток и дефицит товара, покупатели и продавцы удовлетворены.

 

 

1.3. Принципы ценообразования, задачи и функции цены

 

Принципы ценообразования – определенные доктрины, положенные в основу формирования цены.

Основные принципы ценообразования:

1) научная обоснованность цен – заключается в необходимости учета объективных экономических законов. Реализации данного принципа способствует тщательный сбор и анализ информации по действующим ценам, уровню издержек, соотношению спроса и предложения и других рыночных факторов;

2) целевая направленность цен – требуется определение экономических и социальных задач и проблем, которые должны быть решены с помощью того или иного подхода к ценообразованию;

3) непрерывность процесса ценообразования – товар до момента поступления к потребителю проходит через ряд производственно-посреднических звеньев, на каждом из которых он имеет свою цену. Кроме того, в реальных рыночных условиях постоянно осуществляется корректировка действующих цен;

4) единство процесса ценообразования и контроля над соблюдением цен – предполагается государственная проверка выполнения установленных законодательно правил ценообразования. Прежде всего это относится к предприятиям-монополистам, а также к предприятиям, производящим товары первой необходимости, имеющих большое социальное значение.

Задачи ценообразования:

1) отражение реального соотношения спроса и предложения товара;

2) покрытие затрат на производство и реализацию продукции и обеспечение прибыли, достаточной для нормального функционирования производителя (посредника). Эта задача отражает требование продавца – производителя и посредника, которые, стремясь к получению большей прибыли, стремятся к реализации продукции по более высокой цене;

3) учет взаимозаменяемости продукции при формировании цены. Данная задача отражает требование потребителя, которого не интересуют затраты на производство товара и тем более прибыль продавцов. Если один и тот же товар предлагается на рынке по разным ценам, потребитель предпочтет тот, что предлагается по более низкой цене. Если товары имеют одинаковую цену, потребитель предпочтет тот, качество которого выше;

4) учет качества продукции и конкретных потребительских характеристик товара. Естественно, что для производства более качественного товара требуются большие затраты, но они будут оправданы и покрыты ценой, если такой товар удовлетворяет требования потребителей;

5) обеспечение повышения эффективности производства и реализации. На конкурентном рынке в целях привлечения потребителей продавцы вынуждены в ряде случаев снижать цену, но такое снижение приведет либо к потере прибыли, либо к необходимости совершенствования производственного и распределительного процессов;

6) решение социальных вопросов, реализация экологической политики, решение внешнеполитических вопросов. Данные задачи возникли на современном этапе ценообразования, при переходе от рынка неразвитого, стихийного к рынку регулируемому. В условиях развитого рынка сбалансированность экономики достигается не столько с помощью стихийного регулятора, сколько путем проведения государственной политики, призванной выражать общенациональные интересы. В этих условиях цена является функцией и рынка и государства. Поэтому необходим орган, представляющий общенациональные интересы и призванный решать вопросы социальной, экологической, внешнеторговой политики.

Для более четкого понимания задач ценообразования на предприятии обратимся к рис. 1.4.

 

Соотношение ценности товара и цены

 

 

Выигрыш покупателя

Ценность

 

Цена

Прибыль фирмы

 

Затраты фирмы

 

Рис. 1.4

 

Задача фирмы – максимизация разницы между ценностью товара для покупателей, которую они готовы оплатить, и затратами фирмы по изготовлению товара с такими свойствами.

Задача ценообразования – превращение большей части этой разницы в прибыль фирмы и меньшей – в выигрыш покупателя.

С задачами ценообразования связаны функции цены.

Функции цены – это ее роль в управлении национальным хозяйством в целом и каждым предприятием в отдельности, общие свойства цены, присущие любому ее виду.

К функциям цены относятся:

1) измерительная. Выражает сущность цены – количество денег, уплачиваемых и получаемых за единицу товара или услуги;

2) учетная. Цена учитывает затраты труда, сырья, материалов и прочие расходы на производства товара, определяет размер прибыли, получаемой предприятием, выступает инструментом расчета рентабельности производства;

3) соизмерительная. Цена является измерителем затрат на производство и реализацию продукции, с ее помощью можно сопоставлять различные по потребительским свойствам товары;

4) регулирующая. Цена является инструментом регулирования рынка – уравновешивает спрос и предложение, увязывает их с платежеспособностью производителя и потребителя;

5) стимулирующая. Состоит в поощрительном и сдерживающем воздействии цен на разные сферы производства и потребления. Цена воздействует на результаты работы предприятия – на уровень затрат, прибыли и, как следствие, на эффективность деятельности;

6) распределительная (перераспределительная). Заключается в перераспределении доходов между различными отраслями, предприятиями, группами покупателей путем сознательного отклонения цен от стоимости. Государство, например, поддерживает уровень цен на легковые автомобили, алкогольную и табачную продукцию на уровне, значительно превышающем уровень затрат. Доходы от этого превышения используются для поддержания относительно низких цен на товары первой необходимости;

7) социальная. Цена отражает уровень жизни населения, влияет на объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп;

8) обеспечение баланса спроса и предложения. С помощью цен осуществляется связь между производством и потреблением. При отклонении цены от равновесной рыночной возникают диспропорции в производстве и потреблении, дефицит или избыточное предложение. Для возврата к равновесию необходимо изменение цен или объемов производства;

9) инструмент рационального размещения производства. Складывающийся уровень цен в отраслях экономики способствует переливу капитала из одной отрасли в другую. При этом решение об изменении вида деятельности предприятие принимает самостоятельно исходя из ожидаемых результатов бизнеса. Это соответствует классическому (нерегулируемому) рынку. Следствием такого стихийного перелива капитала могут явиться нерациональные затраты труда. В условиях регулируемой экономики, целью которой является максимально возможная экономия общественного труда, функция балансирования осуществляется с использованием не только цен, но и других рычагов – государственное финансирование, кредитование, налоговая политика и т.д.

 

 

1.4. Ценообразующие факторы

 

Ценообразующие факторы – многообразие условий, в которых формируются структура и уровень цены.

Все многообразие ценообразующих факторов можно подразделить на:

- внутренние;

- внешние.

Внутренние факторы ценообразования можно обозначить как базовые или неконъюнктурные. В условиях товарного рынка эти факторы считаются внутрипроизводственными, затратными, стоимостными, поскольку движение цен под воздействием только этих факторов однонаправлено с движением затрат (при формировании цены на свою продукцию фирма стремится покрыть свои затраты на производство продукции и обеспечить получение прибыли).

Внешние факторы ценообразования являются конъюнктурными. Действие этих факторов объясняется изменчивостью рынка и зависит от политических условий, влияния моды, предпочтений потребителя и др. К внешним факторам ценообразования относятся потребители, рыночная среда, в которой действует фирма, участники каналов товародвижения, государство (рис. 1.5).

 

 

Внешние факторы ценообразования

 

Рис. 1.5

 

1. Потребители.

Перед формированием цены на продукцию фирма должна провести исследование потребителей, имеющее целью подразделение их на группы (сегменты), в отношении которых необходим свой подход к ценообразованию:

а) физические и юридические лица;

б) реальные и потенциальные потребители;

в) оптовые и розничные потребители;

г) производственные и непроизводственные потребители;

д) женщины и мужчины;

е) сегментация по возрасту;

ж) сегментация по уровню доходов и др.

 

2. Рыночная среда, в которой действует фирма:

а) цена контролируется предприятием (монополия);

б) цена контролируется группой предприятий (олигополия);

в) цена контролируется рынком (конкуренция);

г) цена контролируется государством (государственная монополия).

Процесс ценообразования на рынках разных типов имеет особенности (табл. 1.2).

 

Таблица 1.2 – Особенности ценообразования на различных типах рынков

Характеристики

Тип рынков

Свободная конкуренция

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Чистая

монополия

Число предприятий – агентов рынка

Очень большое

Много

Немного

Одно

Информация о работе Цены в рыночной экономике