Цены в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:39, курс лекций

Описание

В рыночных условиях производственные отношения и хозяйственные связи между отраслями экономики и отдельными организациями основаны на товарно-денежных отношениях.
Курс ценообразования включает в себя два основных элемента – систему цен и механизм ценообразования.

Работа состоит из  1 файл

Тема 1.doc

— 146.00 Кб (Скачать документ)


ТЕМА 1. ЦЕНЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

1.1. Понятие цены. Цена и стоимость

 

В рыночных условиях производственные отношения и хозяйственные связи между отраслями экономики и отдельными организациями основаны на товарно-денежных отношениях.

Курс ценообразования включает в себя два основных элемента – систему цен и механизм ценообразования.

Цена является основной категорией товарного производства. Она существует с тех пор, когда начался систематический обмен продуктами труда между обособленными товаропроизводителями.

Как устанавливают цену?

Исторически сложилось, что цены устанавливали покупатели и продавцы в ходе переговоров друг с другом. Продавцы обычно запрашивали цену выше той, что надеялись получить, а покупатели – ниже той, что рассчитывали заплатить. Поторговавшись, они сходились на взаимоприемлемой цене.

Что же такое цена? Можно привести несколько определений этой категории:

- цена – экономическая категория, служащая для измерения величины затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени;

- цена – выражение стоимости товара в денежных единицах за количественную единицу этого товара;

- цена – это та сумма, которую потребители платят для получения товара;

- цена – выражение ценности блага, проявляющаяся в процессе их обмена.

В данном определении подчеркивается взаимосвязь цены и ценности, поскольку, приобретая благо, потребитель приобретает определенное удовлетворение от его потребления. Вместе с тем, как известно, форма выражения ценности может быть не только денежной, но и натуральной (бартерный обмен);

- цена – количество денег (товаров, услуг), за которые продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара или услуги;

- цена – денежное выражение стоимости товара.

Данное определение наиболее часто употребляется применительно к товарному рынку, поскольку в условиях рынка данного типа сильно действие стоимостных факторов и в подавляющем большинстве обменных операций используется денежная оценка.

Сущность цены как правовой категории закреплена в Гражданском кодексе РФ. В нем в ст. 424 указывается, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Этим подтверждается практика применения в России свободных рыночных цен, определяемых спросом, потребностями, покупательной способностью, конкуренцией и другими экономическими факторами.

В рыночной экономике существуют разнообразные виды и разновидности цен, образующие единую систему, обслуживающую хозяйственный оборот предприятий, отраслей, регионов; взаимоотношения государства, отдельных хозяйствующих субъектов и населения.

Система цен – единая упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические взаимоотношения участников рынка.

Механизм ценообразования – совокупность взаимосвязанных процессов формирования и изменения цен под воздействием множества экономических и неэкономических факторов с участием различных экономических субъектов (государства, производителей, потребителей, посредников).

Значение и сущность цены товара находились в поле зрения ученых и практиков с древнейших времен существования организационных форм общественного бытия. В частности, первые подходы к определению сущностных характеристик стоимости отмечены в трудах античных философов Китая и Индии.

Базовые понятия стоимостной теории цены изложены в трудах основателей классической школы политической экономии Вильям Пети, Адам Смита, Давид Риккардо. В них определено понятие стоимости.

Стоимость – воплощенный в товаре труд. Следовательно, цена товара определяется затратами труда на его производство и реализацию.

В процессе человеческой эволюции можно выделить несколько форм стоимости.

1. Простая (случайная). Означает, что определенное количество одного товара можно обменять на определенное количество другого товара:

Х товара А = Y товара В.

Данная форма стоимости оказалась довольно неудобной – господин N имеет Х товара А, который он желает обменять на Y товара В. Для совершения обменной операции следует найти господина M, у которого имеется Y товара В и который желает обменять его на Х товара А. При этом оба желания господ N и М должны совпадать по времени.

2. Полная (развернутая). Означает, что определенное количество одного товара можно обменять на определенные количества других товаров:

Y товара В

Х товара А =              Z товара С

N товара Д

При такой форме стоимости в обмен включаются разнообразные товары. Тем не менее, такая форма тоже неудобна – для приобретения на рынке, скажем, телевизора (товара В), необходимо принести на рынок, скажем, холодильник (товар А).

3. Всеобщая. Означает, что имеется некий товар А, играющий роль всеобщего эквивалента, и который можно обменивать на любое количество других товаров:

Y товара В

Х товара А =              Z товара С

N товара Д

В разные периоды времени в качестве такого всеобщего эквивалента выступали разные товары – меха, рис, кожа и т.п. Но поскольку в разных странах имелся свой товар-эквивалент, эта форма оказалась трудно применимой при внешнеторговых операциях.

4. Денежная. При такой форме стоимости определенное количество денег (золота) можно обменять на определенное количество любых товаров:

Y товара В

Х товара А =              Z товара С

N товара Д

Таким образом, товаром – всеобщим эквивалентом долгое являлось золото (система золотого стандарта), поскольку оно имеет ряд преимуществ перед другими товарами:

- возможно его долговременное хранение;

- возможно его деление на мелкие части;

- дорогостоящий товар.

Система золотого стандарта предполагала:

- установление золотого содержания национальной денежной единицы;

- поддержание соотношения между запасами золота и денежным предложением в стране;

- свободный экспорт и импорт золота.

Система золотого стандарта могла функционировать до тех пор, пока страны располагали достаточным золотым резервом для обеспечения фиксированных валютных курсов. Система соответствовала этапу стабильного экономического роста и низких темпов инфляции в ведущих странах.

Политическая и экономическая нестабильность внешнеэкономических отношений, связанная с депрессией 1930-х годов, усиленная Второй мировой войной, привела к девальвации многими странами своих национальных валют по отношению к золоту для стимулирования экспорта и повышения занятости. В результате международной конференции, проведенной в 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США), была достигнута договоренность о создании системы связанных валютных курсов (Бреттон-Вудская система).

При Бреттон-Вудской системе цена золота оставалась неизменной – 35 долл. за 31,1 г; доллар осуществлял резервные функции наряду с золотом и обменивался на золото по предъявлению; каждая страна устанавливала золотое (долларовое) содержание своей денежной валюты и сохраняла ее курс неизменным относительно валют других стран. То есть была введена система золотовалютного стандарта.

Развитие международной торговли и финансов в 1950-1960-х годах постепенно приводило к истощению золотых резервов США и к увеличению запасов долларов в международных резервах. Поэтому роль доллара как мировой резервной валюты стала сомнительной. В 1971 г. был прекращен обмен доллара на золото. Доллар из стабильной валюты превратился в плавающую, т.е. его курс стал устанавливаться на валютном рынке под воздействием спроса и предложения. Все это привело к отказу от системы золотовалютного стандарта и переходу к системе регулируемых плавающих валютных курсов.

В 1976 г. на совещании представителей стран МВФ в Кингстоне (Ямайка) были заложены основные принципы системы регулируемых плавающих валютных курсов:

- золото утратило роль мировых денег;

- купля-продажа золота осуществляется по рыночной цене;

- курсы национальных валют формируются под воздействием реальных стоимостных соотношений покупательной способности валют на внутренних рынках и соотношения спроса и предложения на национальную валюту на мировых валютных рынках.

Система плавающих валютных курсов, развиваясь и видоизменяясь, просуществовала до настоящего времени.

Трудовая теория стоимости имела не только сторонников, но и противников, которые обосновывали необходимость определения цены товара через оценку спроса на него.

Представители данного – маржиналистского – направления (Уильям Стенли Джевонс, Леон Вальрас, Карл Менгер, Эйгем Беем-Баверк, Джон Бейтс Кларк, Йозеф Алоиз Шумпетер и др.) заменили понятие «стоимость» на понятие «ценность». По их мнению, цена товара является следствием субъективных оценок материальных благ участниками обмена, т.е. ценность и цена товара, как и спрос на него, определяются психологией конкретного потребителя. При этом затраты, связанные с производством товара, никак на цену не влияют.

Поскольку и классическая и маржиналистская теория цены имеют определенные недостатки (неучет спроса в первой и неучет затрат в другой), представители неоклассического направления экономической теории (Альфред Маршалл и впоследствии Артур Пигу, Джоан Вайолет Робинсон) доказали, что издержки производства и полезность товара являются равноправными факторами определения цены.

 

 

1.2. Элементы рынка

 

Современная теория цены предполагает равенство спроса и предложения как ценообразующих факторов. Такое равенство может существовать при наличии условий, позволяющих реализовать рыночное ценообразование.

Рынок характеризуется такими элементами как товар, спрос, предложение, цена.

1. Товар.

Товар – набор изделий и услуг, которые фирма предлагает рынку. Товаром может быть все, что удовлетворяет нужды и потребности и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Товаром могут быть не только материальные изделия, но и нематериальные – услуги, выполняемые работы.

Товар характеризуется:

а) стоимостью – это воплощенный в товаре труд;

б) потребительной стоимостью – это способность товара удовлетворять какие-либо потребности;

в) меновой стоимостью – это способность одной вещи обмениваться на другие.

2. Спрос.

Спрос – потребность в конкретном товаре и возможность заплатить за него.

К факторам, влияющим на величину спроса, относятся:

- цена товара;

- вкусы потребителей;

- цены на товары, заменяемые данный и дополняемые данный;

- доходы потребителей;

- инфляционные ожидания потребителей;

- количество потребителей.

Основной фактор спроса – цена. Объем спроса на товар обратно пропорционален его цене (рис. 1.1). При снижении цены (от P1 до P2) товара спрос на него увеличивается (от Q1 до Q2). Под воздействием изменения неценовых факторов происходит смещение всей кривой спроса (из D1 в D2 при увеличении, например, доходов потребителей).

 

Кривая спроса

Рис. 1.1

 

Спрос может быть эластичным и неэластичным.

Эластичность спроса по цене показывает степень воздействия изменения цены на изменение количества товара, на который предъявлен спрос.

Определить данное изменение можно с помощью коэффициента эластичности, который показывает, на сколько процентов изменяется объем спроса при изменении цены на 1%:

,

где              ΔQ = Q2 – Q1 – изменение объема спроса на товар;

              ΔР = Р2 – Р1 – изменение цены товара;

              QСР = (Q1 + Q2) / 2 – среднее значение объема спроса;

              РСР = (Р1 + Р2) / 2 – среднее значение цены.

В зависимости от полученного значения коэффициента эластичности различают пять вариантов эластичности спроса по цене (таблица 1.1).

 

Таблица 1.1 – Эластичность спроса по цене и выручка от реализации товара

Коэффициент эластичности

Тип спроса

Зависимость цены и спроса

Зависимость выручки

от изменения цены

Снижение

цены

Повышение

цены

0

Абсолютно неэластичный

Отсутствует

Снижение

выручки

Увеличение

выручки

< 1

Неэластичный

Процент изменения спроса меньше процента изменения цены

Снижение

выручки

Увеличение

выручки

1

Единичной

эластичности

Процент изменения спроса равен проценту изменения цены

При изменении цены товара

выручка не изменяется

> 1

Эластичный

Процент изменения спроса больше процента изменения цены

Увеличение

выручки

Снижение

выручки

Абсолютно

эластичный

Отсутствует

Снижение

выручки

Увеличение

выручки

Информация о работе Цены в рыночной экономике