Ценообразование в ТЭК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:30, реферат

Описание

Все действующие в экономике цены взаимосвязаны и образуют единую систему, которая находится в постоянном движении под воздействием множества рыночных факторов. Эта система состоит из отдельных блоков взаимозависимых и взаимодействующих цен.

Работа состоит из  1 файл

ценообразование_тэк_розница_банки_Пойгина.doc

— 116.00 Кб (Скачать документ)

      Важнейшим для развития сельского хозяйства  является вопрос обеспечения ценового паритета в обмене продукцией между  промышленностью и сельским хозяйством, эквивалентности этого обмена, недопущения  ценового противостояния между городом и селом. Этот паритет должен обеспечить через цены взаимовыгодный обмен продукцией между промышленностью и сельским хозяйством без потерь как для сельского хозяйства, так и для промышленности.

      Ценовой паритет в течение длительного  времени постоянно нарушался, что приводило к значительным потерям в сельском хозяйстве и отрицательно сказывалось на его экономике, сдерживало развитие этой отрасли.

      Наиболее  ощутимые удары сельское хозяйство  получает во время инфляционного  роста цен. Дело в том, что результаты своего труда оно реализует один раз в году – осенью после уборки и продажи части урожая, а покупает необходимые материально-технические ресурсы постоянно, на протяжении всего года в условиях непрерывного роста цен.

      Поэтому в отношении сельского хозяйства необходимо постоянное проведение экономической и социальной поддержки со стороны государства (льготные кредиты, обеспечение материально-техническими ресурсами и т.д.). В РФ такая помощь оказывается, особенно в период посевных работ и уборки урожая (обеспечение топливом, удобрениями, сельскохозяйственной техникой и др.). Во многих экономически развитых странах, например в США, сельскому хозяйству оказывается финансовая поддержка (субвенции), а также помощь в виде закупок государством по гарантируемым ценам значительной части урожая.

      Поэтому обеспечение ценового паритета, эквивалентности  обмена между сельским хозяйством и  промышленностью должно быть предметом  постоянного и пристального внимания со стороны государства, было и остается одним из центральных вопросов экономической политики страны.

      Конечные  потребители покупают продукты по розничной  цене. Розничные цены – цены, по которым  товары реализуются в розничной  торговой сети населению, предприятиям и организациям, они являются конечными; по этим ценам товары выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в производстве.

      Состав  розничной цены характеризуется  следующими экономическими элементами, ее образующими: оптовой ценой промышленности, НДС и торговой надбавкой или  торговой скидкой, а также налогом с продаж. Торговая надбавка состоит из издержек торговых организаций и их прибыли для продолжения их деятельности. Торговая надбавка устанавливается предприятиями розничной торговли в процентах к ценам приобретения товаров (с НДС).

      Схематично весь процесс ценообразования можно представить следующим образом: 

  Издержки (себестоимость) предприятия   Прибыль   Снабженческо-сбытовая, или оптовая, наценка (скидка)   Торговая  надбавка (скидка)
  Издержки    Прибыль   Издержки   Прибыль
  Оптовая(отпускная) цена сельзозпредприятия  
                    Оптовая цена пищевой промышленности  
  Розничная цена
 

      Являясь косвенным налогом, НДС образуется в каждом звене товародвижения и аккумулируется в розничной цене. Он оплачивается конечным потребителем, т.е. населением или государством.

      Доля  косвенных налогов в цене достигает  от 90% по алкогольной продукции до 10% по основным продуктам питания.

      Для правильного понимания категории  цены следует различать понятия  состав цены и структура цены. Состав цены характеризуется ее экономическими элементами (себестоимость, прибыль и т.д.), выраженными их абсолютными значениями, например в рублях. В отличие от состава цены, структура цены есть соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах, или удельный вес этих элементов в цене товара. Так, если цену взять за 100%), то себестоимость по отношению к цене составит, например, 70%, а прибыль – 20% и т.д.

      В условиях рынка важную роль при формировании цены играет полезность товара. Дело в  том, что покупателя интересует не товар как таковой, а то, в какой степени он будет удовлетворять его потребности, – т.е. полезность товара. Обычно покупают не товар или услугу, а пользу, которую можно из них извлечь. Покупатель на рынке встречает ряд вариантов удовлетворения своих потребностей. Сравнивая эти варианты, он выбирает наиболее предпочтительный для себя. Главным ограничителем выбора покупателя являются его денежные доходы. Покупатель стремится получить максимальную полезность при ограниченном денежном доходе, т.е. израсходовать деньги на покупку товара или услуги с наибольшей эффективностью.

      Различают общую и предельную полезность. Теоретическую  разработку проблемы полезности осуществили  англичане У. Джевонс и А. Маршалл, австрийцы К. Менгер, Ф. фон Визер  и Е. фон Бём-Баверк, швейцарец Л. Вальрас и др.

      Согласно  этой теории, величина ценности каждого  товара или услуги определяется величиной  их пользы для конкретного потребителя. При этом имеется в виду не величина полезности как таковая, а предельная полезность товара или услуги.

      Предельная  полезность товара или услуги –  это полезность единицы (наименьшая польза) из имеющегося запаса данного  вида товара или услуги.

      Общая полезность – это сумма предельных полезностей (или полезность всех имеющихся  в наличии товаров и услуг).

      С увеличением общего количества товаров или услуг, которыми располагает потребитель, предельная полезность уменьшается, а общая – увеличивается. Предельная полезность также уменьшается при переходе от удовлетворения насущных потребностей к менее насущным.

      Как уже отмечалось, выбор потребителя всегда ограничен доходом, а также ценами. Равный полезный эффект для покупателя можно выразить соотношением: 

        

        где  Па и Пв – предельная  полезность товаров А и В,

              Ца и Цв – цены товаров  А и В.

      Покупатель  стремится получить максимальную полезность, покупая такой товар или услугу, для которых отношение предельной полезности к цене одинаково.

      Основными ценообразующими факторами на продовольственном рынке являются взаимодействие спроса и предложения.

      Спрос является важнейшей категорией рыночной экономики, так как именно он, в  конечном счете, определяет цену на различные  товары, распределяет сырье и готовую  продукцию.

      Спрос – это желание и возможность  потребителя купить товар или  услугу в определенное время и в определенном месте. Следует различать понятия «желание» и «спрос». Не всякое желание иметь товар является спросом. Желание только тогда превращается в спрос, когда подкрепляется финансовыми возможностями покупателя. Иными словами, рынок не реагирует на потребности, не обеспеченные платежеспособностью покупателя.

      Объем спроса – это то количество товара (услуг), которое покупатель готов  приобрести при данных условиях в  течение определенного промежутка времени.

      Взаимосвязь между объемом спроса на товар и определяющими его факторами отражена в общей функции спроса и может быть представлена следующей формулой: 

      QDx =f(Px  , Рy , ..., Рz , I, W, Тх, F, S, q),           

      где  QDx – объем спроса на товар Х  в единицу времени;

             Рx – цена товара X;

             Рy , ..., Рz – цены товаров-заменителей  и взаимодополняющих товаров; 

             I – доход покупателя;

            W– уровень благосостояния, т.е.  покупательная способность потребителя;

            Tx – вкусы и предпочтения покупателей;

            F–потребительские ожидания;

           S – сезонность потребности, удовлетворяемая  данным товаром;

      q – количество покупателей.

      Закон спроса показывает связь между ценами и количеством товаров и услуг, которые могут быть приобретены  по каждой из данных цен. При прочих равных условиях по низкой цене удастся продать больше товаров, чем по высокой.

      В установлении рыночной цены не менее  важную роль играет предложение, т.е. то количество товаров, которое продавцы могут и желают предложить покупателю в определенное время и в определенном месте.

      Шкала предложения показывает, что при  высоких ценах продавцы выставят на продажу большее количество товара, чем при низких. Это происходит из-за стремления получить большую  прибыль.  Если при росте цен  кривая спроса падает, то кривая предложения  возрастает. В этом наглядно проявляется противоречивость интересов производителя и покупателя в отношении цены товара.

      Особенностью  свободного рынка является то, что  при определенном количестве предложенной продукции он как бы сам по себе стремится к равновесию.

      Равновесие  отражает компромисс между покупателем  и продавцом, проявляющийся во взаимном согласии совершить сделку купли-продажи. Единственной уравновешенной ценой, которая  может сохраняться до тех пор, пока она удовлетворяет интересы покупателей и продавцов, является цена, при которой объем предлагаемого товара равен объему спрашиваемого товара. Конкурентное равновесие всегда находится в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения и соответствует точке равновесия Е.

 

   Разработка ценовой  политики для фирмы, закупающей и реализующей картофель оптом

      Цена  – одна из составляющих комплекса  маркетинга. Комплекс маркетинга (маркетинг-микс), использование которого позволяет предприятию наилучшим образом удовлетворять потребности целевых рынков и адаптироваться к возможным возмущениям окружающей среды. Простейшая структура рецепта маркетинга требует проведения скоординированных мероприятий в области товарной, ценовой, сбытовой и коммуникативной политики (известная формула 4P - Product; Price; Place; Promotion). В данном разделе рассмотрена разработка ценовой составляющей комплекса маркетинга.

      Картофель является товаром потребительского назначения и относится к предметам  первой необходимости.

      Цель  ценовой политики – выход новой  фирмы на рынок и завоевание рыночной доли для фирмы, делающей шаги на новый для себя рынок. Отсюда следует, что предприятие должно устанавливать низкий уровень цен, или цены «проникновения» на рынок. Это делается с целью стимулирования спроса и завоевания рыночной доли, что достаточно эффективно на рынках с большим количеством продавцов.

      Необходимо  обеспечить большие объемы реализации, чтобы низкий уровень цен не оказывал отрицательного влияния на показатели прибыльности.

      Анализ  цен конкурентов.

      В настоящее время (зима 2007 г.) оптовая цена на картофель, приобретаемый со склада, составляет от 6,5 до 7,5 руб. за килограмм. Картофель с доставкой в квартиру можно приобрести за 9 руб. за килограмм. Розничная цена в магазинах колеблется от 12 до14 руб. за килограмм. Годом ранее оптовые цены на картофель, отпускаемый со склада, достигали 12 руб. за килограмм. В целом на цены на картофель большое влияние оказывают погодные условия, которые определяют его урожайность.

      Анализ  спроса.

      В городе проживает порядка 310 тысяч  человек. Картофель является традиционным предметом потребления для России.

       По данным экономистов, картофель  наряду с капустой, столовой свеклой и т.д. относится к товарам, спрос на которые неэластичен по доходам, т.е. с сокращением своих доходов потребители не сокращают, а в некоторых случаях и расширяют объемы покупок продуктов данной категории, но с ростом доходов, темпы роста объемов покупок данного товара отстают от  темпов роста доходов

Информация о работе Ценообразование в ТЭК