Анализ условий достижения безубыточности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 18:58, контрольная работа

Описание

Руководителю любого предприятия на практике приходится принимать множество разнообразных управленческих решений. Каждое принимаемое решение, касающееся цены, затрат предприятия, объема и структуры реализации продукции, в конечном итоге сказывается на финансовых результатах предприятия. Простым и весьма точным способом определения взаимосвязи и взаимозависимости между этими категориями является установление точки безубыточности – определение момента, начиная с которого доходы предприятия полностью покрывают его расходы.

Содержание

Введение
1. Понятие и задачи анализа безубыточности деятельности предприятия
2. Маржинальная прибыль и факторы, влияющие на уровень безубыточности деятельности предприятия 3. Методика оценки безубыточности деятельности предприятия
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа безубыточн..doc

— 128.00 Кб (Скачать документ)

     При помощи анализа безубыточности можно  рассчитать уровень диапазона безопасности, являющийся одним из показателей  риска. Чем меньше значение резерва  безопасности, тем выше риск попадания  в область убытков.

     При производстве и сбыте одновременно нескольких продуктов необходимо учитывать, что они имеют различные цены и переменные издержки и, следовательно, различаются их доли взносов в  покрытие общих затрат. В этом случае точка безубыточности зависит от доли каждого продукта в смешанном объеме продаж.

     Таким образом, анализ безубыточности позволяет  определить:

  • требуемый объем продаж, обеспечивающий покрытие затрат и получение необходимой прибыли;
  • зависимость прибыли предприятия от изменения торговой цены, переменных и постоянных издержек;
  • значение каждого продукта в доле покрытия общих затрат.

     К преимуществам этого метода следует  отнести:

  • простоту использования;
  • наглядность при планировании прибыли;
  • иллюстративность при демонстрации влияния операционных изменений на прибыльность предприятия;
  • помощь в определении оптимального соотношения постоянных и переменных издержек.

     2. Маржинальная прибыль и факторы, влияющие на уровень безубыточности деятельности предприятия. 

     Маржинальная  прибыль промышленных предприятий  имеет различные источники формирования, которые могут находиться как  во внешней, так и во внутренней среде. Группировка маржинальной прибыли  по объектам возникновения и различным  признакам объекта позволяет  изучить влияние

     внешних и ряда внутренних факторов, воздействующих на формирование маржинальной прибыли [37, с. 22].

     Так, группировка маржинальной прибыли  по адресам покупателей позволяет  установить наиболее доходный регион сбыта товара; группировка по торговым агентам, реализующим товар, позволяет установить агентов, формирующих наибольшую сумму маржинального дохода для предприятия и обосновать политику оплаты труда для стимулирования сбыта с помощью изменения формы оплаты труда торговых агентов.

     Важным  в плане изыскания резервов экономии затрат на производство и реализацию продукции считается рассмотрение зависимости удельных показателей постоянных и переменных затрат в расчете на единицу продукции.

     Очевидно, что при увеличении объемов производства экономия образуется на постоянных затратах. Если исходить из того, что производимая продукция продается по цене, превышающей ее себестоимость, то экономия на постоянных затратах в условиях роста объемов продукции – фактор, непосредственно влияющий на рост прибыли. Кроме того, увеличение производства требует роста закупок сырья, материалов, следствием чего является, как правило, увеличение партии закупки. В такой ситуации можно рассчитывать на снижение закупочных цен, что приведет к дополнительной экономии и росту прибыли [31, с. 124].

     При значительном росте деловой активности, когда расширение масштабов бизнеса  требует дополнительных постоянных затрат (например, амортизация дополнительно  приобретенного оборудования, содержание управленческого персонала и  др.), удельные постоянные затраты, безусловно, возрастут, но по мере дальнейшего наращения объемов производства их величина опять продолжит свое снижение.

     С помощью маржинального анализа  возможен поиск наиболее выгодных комбинаций между переменными затратами  на единицу продукции, постоянными затратами, ценой и объемом продаж.

     Важным  фактором, влияющим на доходность отдельных  объектов маржинальной прибыли, является величина и структура неполной себестоимости. От величины неполной себестоимости  напрямую зависит величина маржинального дохода (прибыли). Преобладание в структуре неполной себестоимости переменных затрат указывает на тот факт, что для достижения безубыточности данного объекта маржинального дохода не требуется значительного объема продаж. Преобладание в структуре неполной себестоимости прямых постоянных затрат указывает на необходимость увеличения объема продаж для их возмещения.

     Одним из условий обоснования управленческих решений по ассортименту продукции является оценка структуры прямых постоянных затрат в разрезе отдельных объектов маржинальной прибыли. Доля прямых постоянных затрат, относимых на отдельный объект, может быть настолько велика, что для их возмещения (то есть для достижения безубыточности объекта) может понадобиться значительное увеличение объема продаж.

     Предложенная  методика анализа позволяет также  изменить подходы к оценке безубыточности хозяйственной деятельности предприятий  и более полно изучить состав факторов, влияющих на безубыточность.

     Для расчета безубыточного объема производства по отдельным видам продукции в экономической литературе применяется показатель маржинального дохода (прибыли), рассчитанного по прямым затратам на производство данного вида продукции. Объем производства по отдельному виду продукции считается безубыточным, если выручка от реализации покрывает переменные и прямые постоянные затраты на производство данного вида продукции. Однако, поскольку маржинальный доход формируется не только в основной деятельности промышленных предприятий, безубыточный объем продаж необходимо рассчитывать для всех объектов маржинального дохода.

     Для оценки влияния факторов на изменение  безубыточности хозяйственной деятельности предприятия предлагается оценивать  влияние безубыточности отдельных  объектов маржинального дохода [47, с. 94]:

     Методы  анализа безубыточности дают возможность изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов: от устанавливаемых цен, структуры реализуемой продукции по видам, ее оценки на уровне переменных затрат и общей суммы постоянных расходов. Тем самым эта зависимость является методологической базой для выявления и анализа возможных негативных последствий результатов планируемой деятельности.

     Таким образом, методика анализа безубыточности с учетом маржинальной прибыли учитывает  взаимосвязь факторов объемов производства, затрат и прибыли. Рассмотренный метод дает возможность оценить последствия рисков результатов планирования. Но при этом дополнительно возникает задача определения предельных значений тех параметров производственной деятельности, которые влияют на положение точки безубыточности деятельности предприятия и динамику зон риска. Более точный расчет этих факторов обеспечивает высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов деятельности промышленного предприятия. 

     3. Методика оценки безубыточности деятельности предприятия. 

     Методы  анализа безубыточности особенно актуальны, когда для организации складываются неблагоприятные рыночные условия  вследствие падения спроса на продукцию, насыщения рынка. Используя его  результаты, руководство предприятия получает возможность оперативно реагировать, варьируя цены, корректируя производственную программу и зная при этом, какие финансовые последствия можно от этого ожидать, т.е. «CVP-analysis» служит основным инструментом оперативного планирования и контроля производственной и сбытовой деятельности организации, позволяющим прогнозировать прибыль в зависимости от поведения затрат, объема производства и цен [8, с. 967].

     С помощью анализа безубыточности возможен поиск наиболее выгодных комбинаций между переменными затратами на единицу продукции, постоянными затратами, ценой и объемом продаж.

     Он  позволяет найти точку равновесия, или безубыточности, так называемый критический объем продаж – точку, в которой суммарный объем  выручки равен суммарным затратам. Величина этих затрат складывается из общей величины постоянных затрат и тех переменных затрат, которые возникают как результат производства продукции, продажа которой должна полностью покрыть себестоимость производства и реализации.

     Точка безубыточности (точка равновесия, мертвая точка, критическая точка, порог рентабельности) – ситуация, при которой деятельность предприятия не приносит ни убытков, ни прибыли [31, с. 127].

     Продажи ниже точки безубыточности означают для предприятия убытки, выше точки равновесия – прибыль.

     При проведении анализа безубыточности (Break-even Analysis) для определения порога рентабельности и его моделирования традиционно используются два метода анализа:

  • метод уравнений;
  • графический метод [31, с. 126].

     Аналитическое значение методов анализа безубыточности как инструмента планирования прибыли вытекает из следующих положений:

     – изменение как цены реализации, так  и переменных затрат на единицу

продукции приводит к изменению маржинального дохода и, соответственно, точки равновесия (критического объема производства);

     – чем ниже точка равновесия, тем  меньше риск ведения бизнеса и  тем более безопасно инвестирование при прочих равных условиях;

     – высокий показатель безопасности означает низкий операционный риск, поскольку  возможный резкий спад в объеме продаж может быть компенсирован, и в таком случае не произойдет убытков;

     – для компании, имеющей многономенклатурное  производство, структура продаж в  целом часто представляется более  важной, чем занимаемая доля рынка. Акцент на производство продукции с высоким показателем маржинального дохода способствует достижению максимальной совокупной прибыли фирмы [9, с. 64].

     На  основании вышеизложенного можно  сделать следующий вывод.

     Методика  анализа безубыточности с учетом маржинальной прибыли учитывает взаимосвязь факторов объемов производства, затрат и прибыли. Рассмотренный метод дает возможность оценить последствия рисков результатов планирования. Но при этом дополнительно возникает задача определения предельных значений тех параметров производственной деятельности, которые влияют на положение точки безубыточности и динамику зон риска. Более точный расчет этих факторов обеспечивает высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов деятельности промышленного предприятия.

     Анализ безубыточности, или CVP-анализ является эффективным инструментом в процессе принятия решений. Он позволяет проследить взаимосвязь «затраты – объем – прибыль» и оценить объективность управленческих решений по организации продаж, формированию производственной программы, определению будущей цены единицы продукции, выбору поставщиков сырья и материалов и т.д. Основными показателями анализа являются маржинальная прибыль, норма маржинальной прибыли, критическая точка.

     Заключение.

 

     1. Анализ безубыточности является одним из наиболее важных элементов финансовой информации, используемых при оценке эффективности производственной деятельности, так как позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины. Формирование и использование прибыли – основа предпринимательской деятельности и ее конечный финансовый результат. Сравнение массы прибыли с затратами характеризует эффективность работы предприятия. Чрезвычайно важным является определение того, при каком объеме продаж производство становится безубыточным.

     Другими словами, анализ безубыточности ищет наиболее выгодную комбинацию переменных и постоянных издержек, цены и физического объема продаж.

     2. Маржинальный доход (прибыль) предприятия как бы подводит итог его деятельности. Он зависит от многих факторов: объема проданной продукции, затратоемкости, организации производства и др. В числе ключевых факторов – уровень и структура затрат (издержек производства и обращения), поэтому в рамках внутрифирменного управления финансами в этом блоке может выполняться оценка целесообразности затрат, их динамика, структурные изменения, а также основные показатели – уровень издержек производства (обращения) и абсолютная и относительная экономия (перерасход) ресурсов.

     3. Анализ безубыточности, или CVP-анализ является эффективным инструментом в процессе принятия решений. Он позволяет проследить взаимосвязь «затраты – объем – прибыль» и оценить объективность управленческих решений по организации продаж, формированию производственной программы, определению будущей цены единицы продукции, выбору поставщиков сырья и материалов и т.д. Основными показателями анализа являются маржинальная прибыль, норма маржинальной прибыли, критическая точка.

     4. Для отечественных предприятий метод анализа безубыточности производства еще не является официально рекомендованным, в связи с чем, пока он используется в основном для прогнозных расчетов значений цены, прибыли, выручки от реализации. Оценить по достоинству аналитические возможности этого метода могут производители, работающие в условиях реального рыночного хозяйства. 
 

 

      Список использованных источников и литературы 

  1. Бармута, К.А. Управление на предприятии в условиях кризиса / К.А. Бармутв. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 282 с.
  2. Бернстайн, Л.А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация / Л.А. Бернстайн. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 624 с.
  3. Бланк, И.А. Основы финансового менеджмента / И.А. Бланк. – К.: Ника – Центр, 2003. – 992 с.
  4. Бланк, И.А. Управление прибылью / И.А. Бланк. – К.: Ника – Центр, Эльга, 2002. – 792 с.
  5. Ивахник, Д.Е. Анализ безубыточности в маркетинговой деятельности предприятия / Д.Е. Ивахник // Маркетинг в России и за рубежом. – 2007. – №1. – С. 10 – 17.
  6. Коримов, В.Э. Анализ соотношения «затраты – объем – прибыль» / В.Э. Коримов, О.А. Роженецкий // Менеджмент в России и за рубежом. – 2006. – №4. – С. 120 – 132.
  7. Нейман, А.М. Предыстория маржинального анализа: вклад Ж. Дюпюи / А.М. Нейман // Экономический анализ: теория и практика. – 2004. – №2. – С. 2 – 9.
  8. Павлов, А.А. Маржинальный анализ и его применение на предприятиях / А.А. Павлов // Экономический анализ: теория и практика. – 2009. – №24. – С. 21 – 24.
  9. Читая, Г.О. Анализ и прогноз взаимосвязи себестоимости, объема производства и прибыли / Г.О. Читая // Справочник экономиста. – 2006. – №21. – С. 93 – 98.

Информация о работе Анализ условий достижения безубыточности