Влияние факторов внешней среды на создание предпринимательской фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:58, реферат

Описание

Вся история человеческого общества, а также его современное состояние так или иначе связаны с бизнесом.
При всем многообразии видов и направлений деятельности людей – от проникновения в космические дали, в тайны плазменной реакции и строения клетки до создания шедевров изобразительного искусства – общим свойством этой деятельности является бизнес. Иначе говоря, какому бы делу ни отдавался наделенный сознанием человек, вольно или невольно он занимается при этом своим бизнесом.

Содержание

Введение.
Влияние факторов внешней среды на создание предпринимательской фирмы.
Последовательность создания предпринимательской фирмы.
Подходы к разработке концептуальной идеи.
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 43.19 Кб (Скачать документ)

Содержание:

  1. Введение.
  2. Влияние факторов внешней среды на создание предпринимательской фирмы.
  3. Последовательность создания предпринимательской фирмы.
  4. Подходы к разработке концептуальной идеи.
  5. Заключение.
  6. Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение. Предпринимательство и история его развития в России.

 

Вся история человеческого  общества, а также его современное  состояние так или иначе связаны с бизнесом.

При всем многообразии видов  и направлений деятельности людей  – от проникновения в космические  дали, в тайны плазменной реакции  и строения клетки до создания шедевров изобразительного искусства – общим  свойством этой деятельности является бизнес. Иначе говоря, какому бы делу ни отдавался наделенный сознанием  человек, вольно или невольно он занимается при этом своим бизнесом.

Предпринимательство (англ. Business) как социально-экономическое явление имеет многовековую историю. Оно возникло на ранних стадиях развития общества, в момент зарождения разделения труда и обменных операций, а своего апогея достигло с расцветом рыночной экономики. Предприниматель превратился в наиболее значимого субъекта экономического процесса, в ходе которого обеспечивается, с одной стороны, производство и предложение товаров, необходимых для удовлетворения потребностей людей, с другой- доход членов общества, позволяющий им посредством рыночного обмена покупать товары. Поскольку жизнь значительно многограннее экономических процессов, предпринимательство стало неотъемлемой частью не только экономического, но и всего социального порядка, то есть утвердившейся в обществе системы норм, правил и процедур взаимоотношений между людьми и социальными группами, обеспечивающей существование и развитие общества.

В России предпринимательство  существует с давних времен. Оно  зародилось еще в Киевской Руси в  форме торговли и промыслов. Первыми  предпринимателями в России можно  считать мелких торговцев, купцов. Наиболее бурное развитие предпринимательства  приходится на правление Петра Великого (1689-1725гг.), когда по всей России создаются  мануфактуры, развиваются горная, оружейная, суконная, полотняная промышленность. Дальнейшее развитие предпринимательства сдерживалось существованием крепостного права. Серьезным стимулом развития предпринимательства стала реформа 1861 г. С отменой крепостного права начались строительство железных дорог, реорганизация тяжелой промышленности, оживление акционерной деятельности. Развитию и переустройству промышленности способствовал иностранный капитал.

В 90-е годы XIXв. В России окончательно сложилось индустриальная база предпринимательства. В начале XX века предпринимательство становится массовым явлением в России, предприниматель формируется как собственник, хотя влияние иностранного капитала и государства остается значительным.

В этот период формируется  рынок рабочей силы, развивается  акционерно-паевая форма предпринимательства, открываются частные акционерные  банки: коммерческий, земельный и  др. К началу XX века в российской экономике 2/3 всей промышленной продукции производилось предпринимателями коллективных форм собственности (акционерных, паевых), и лишь 1/3 приходилась на единоличные хозяйства. Особо доходными были вложения средств в хлопчатобумажные производства, торговлю и кредит. Начался процесс монополизации фирм. Среди крупных фирм известны «Продамет», Продуголь», «Продвагон», товарищество Российско-американской мануфактуры, братьев Нобелей и др.

К сожалению в России после  окончания Первой мировой войны и по завершению двух революций – Октябрьской и Февральской – был взят курс на ликвидацию рыночных экономических связей. Были национализированы все крупные предприятия, экспроприированы средства производства и имущества всех частных предпринимателей.

Некоторое оживление в  предпринимательскую деятельность внесла новая экономическая политика – нэп (1921-1926 гг.). Однако с конца 1920-х гг. предпринимательство вновь свертывается, и лишь в 1990-е года началось его возрождение в России. В октябре 1990 года был принят Закон РСФСР «О собственности в РСФСР», в декабре 1990 года – Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности». С того момента, когда частная собственность и предпринимательская деятельность были восстановлены в правах, началось развитие акционерных обществ, товариществ, других фор предприятий.

За последние годы наблюдается  последовательный рост удельного веса частных предприятий и организаций в общем их числе. Так, если на начало 1996 года дол частных предприятий и организаций составляла 63,4%, в 2000 году – 74,4%, то на первое январе 2003 года их удельный вес в общем числе предприятий и организаций превысил ¾ и составил 76, 9 %.

К важнейшим чертам предпринимательства  следует отнести:

  • Самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Любой предприниматель свободен в принятии решений по тому или иному вопросу, естественно в рамках правовых норм;
  • Экономическую заинтересованность. Главная цель предпринимательства – получение максимально возможной прибыли. Вместе с тем, преследуя свои сугубо личные интересы в получении высокого дохода, предприниматель служит и общественным интересам;
  • Хозяйственный риск и ответственность. При любых самых выверенных расчетах неопределенность, риск остаются.

Перечисленные важнейшие  признаки предпринимательства взаимосвязаны  и действуют одновременно.

Любая предпринимательская  организация действует не в вакууме, а в определенной сфере.

 

 

 

 

 

2. Влияние факторов  внешней среды на создание  предпринимательской фирмы.

 

    Субъекты предпринимательства формируются и функционируют в той или иной деловой среде, которая определяет их позиции и порядок действий. Деловая среда – это определенная территориальная и содержательная целостность. Она может либо благоприятствовать, либо препятствовать развитию предпринимательской деятельности. Часть деловой среды, включающую совокупность условий, в которых действует предприниматель, закономерно выделять в качестве предпринимательской среды. В рыночной экономике, где предприниматель выступает одной из ключевых фигур, деловая среда становится, в сущности, стимулирующей, конструктивной и более предсказуемой, нежели в нестабильных условиях переходных периодов.

     Предпринимательская  среда включает внутреннюю среду  организации (фирмы) и внешнюю  среду (условия).

     Внешняя среда – это совокупность условий, факторов и обстоятельств, которые окружают предпринимателя и действуют на него. В зависимости от масштабов действия (национальный, региональный, местный) и характера влияния (прямое или косвенное) выделяют макро-, медиа- и микросреду.

     Макросреда  предпринимательства представляет собой комплекс взаимозависимых условий и правил (включая международные), который определяет предпринимательский климат на уровне экономики страны (национальный уровень). В сложной совокупности этих условий закономерно выделяют географические, правовые, экономические, политические, социальные (или социально – культурные) и технологические (научно-технические) условия.

     К географическим условиям относятся природно-климатические, в которых осуществляется предпринимательская деятельность ( особенно важна их роль в аграрном предпринимательстве); масштабы территории, определяющие расстояние грузопотоков; наличие и доступность сырья и энергоресурсов; степень развитости транспортной инфраструктуры и др. эти условия в значительной мере определяют расходы на доставку сырья и распределение продукции, удельные затраты ресурсов на единицу продукта (в суровых климатических условиях значительные энергоресурсы тратятся на обогрев людей, животных и т.д.), использование рабочей силы. По многим их перечисленных факторов (особенно природно-климатическим) условия России значительно менее благоприятны, нежели большинства развитых стран.

     Правовые условия – это правила игры в деловой сфере (разрешенные или запрещенные), которые установлены для предпринимателей законами и другими юридическими актами. Они определяют сущность предпринимательской деятельности, регламентируют и регулируют ее, обозначают границы отношения предпринимателя с другими участниками экономического процесса. Юридическая основа для предпринимательства может быть достаточно или не достаточно полной, стабильной или изменчивой. Недостаточная регламентированность правового поля и его нестабильность, безусловно, негативно влияют на предпринимательскую активность. Так, в РФ сегодня действует правило: «Разрешено все, что не запрещено», однако для стимулирования или содерживания в интересах общества тех или иных тенденций в предпринимательстве (в том числе и в аграрном) требуются еще многие законодательные акты.

     Важная характеристика правовой среды предпринимательства – уровень правовой культуры, т.е. укоренившееся в обществе отношение к законодательным актам в хозяйственной деятельности и обыденной практике.

     Экономические условия определяются комплексом факторов, формирующих порядок ценообразования, уровень цен и степень эквивалентности межотраслевого обмена продуктами труда. К этим факторам относятся прежде всего механизм регулирования рентных отношений (особенно в части регулирования цен и тарифов на ресурсы природных монополий), условия конкуренции, покупательная способность населения, состояние рынка труда, доступность финансирования и кредитования (наличие кредитных ресурсов, размер ставки ссудного процента и др.), уровень налогообложения и обязательных платежей. В значительной мере экономические условия определяются развитостью инфраструктуры бизнеса: наличием банков, оптовых и розничных рынков, специализированных организаций по предоставлению юридических, аудиторских и информационных услуг, рекламных агентов, контор по трудоустройству, страховых компаний, учебных заведений разного уровня и профиля, коммуникационных систем и др.

     Политические условия оказывают наибольшее влияние на предпринимательскую макросреду. Они характеризуют отношение государства к предпринимательским процессам, направленность его воздействия на них, степень вмешательства в деятельность коммерческих структур. Отношение государства к предпринимательской деятельности может быть стимулирующим, негативным или нейтральным. Стабильность политической ситуации в обществе предрасполагает предпринимателей к долгосрочным действиям (проектам) на основе стратегического планирования, нестабильность, наоборот, к краткосрочным и высокодоходным операциям, не требующим существенных и долгосрочных вложений материально – денежных средств.

     Социальные (социально – культурные) условия отражают уровень развития общества, который проявляется в системе ценностей, разделяемой ( поддерживаемой) сознанием основных социальных групп. Главные элементы этой системы: преобладающее в обществе представление о направлениях его развития; изменение потребностей людей в тех или иных товарах (услугах) с учетом множества факторов покупательского поведения; образовательный и профессиональный уровень нации; осознание людьми национальных традиций, ценностей, культуры, а также их отношение с общемировыми; доминирующее в обществе отношение к предпринимателям и их активности (в большинстве стран не особенно дружелюбное).

     Технологические  условия, отражающие общий уровень и тенденции развития научно-технического прогресса в стране, также в значительной мере формирует предпринимательскую среду. С одной стороны, развитие этого процесса ведет к росту производительности труда, с другой – обостряет проблему безработицы и требует целенаправленной политики государства по обеспечению занятости населения. С точки зрения конкретного предпринимательского дела создание высокопроизводительной и надежной техники при развитой службе сервиса позволяет организовывать крупные и эффективные производства при малочисленном коллективе. Такие организации, как правило, обладают потенциально высокой степенью устойчивости.

     Медиасреда предпринимательства характеризуется совокупностью условий, определяющих деловой климат в масштабах региона. Она включает перечисленные выше факторы, которые формируются под влиянием макроусловий, но с учетом объективных особенностей регионов и политики областных (республиканских, краевых) администраций (правительств) и законодательных органов. Географическая специфика регионов, а также особенности региональных нормативных актов правового, экономического и социального характера в значительной мере трансформируют условия предпринимательской деятельности. Например, тарифы на электроэнергию по субъектам РФ существенно различаются (в частности, в Курганской области они примерно в 1,5-2 раза выше, чем в соседних субъектах Уральского Федерального округа), возможности местных бюджетов в отношении поддержки предпринимательства и развития социальной сферы практически не сопоставимы и т.д.

     Микросреда  предпринимательства представляет собой совокупность поставщиков ресурсов, инвесторов, потребителей продукции (работ, услуг), конкурентов и посредников, с которыми предприниматель (предприятие) вступает в те или иные отношения. Эта среда непосредственных контактов формируется в результате выбора предпринимателя сферы деятельности, вида производимого продукта (услуг) и хозяйственных партнеров. При этом важно оценить партнеров с позиции объемов и устойчивости их деятельности, платежеспособности, культуры предпринимательства и др. Однако под влиянием макро- и медиаусловий выбор микросреды может быть в значительной мере ограниченным и вынужденным.

Информация о работе Влияние факторов внешней среды на создание предпринимательской фирмы