Сущность, принципы и виды планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 17:49, реферат

Описание

Планирование — это процесс разработки и установления руководством предприятия, системы количественных и качественных показателей его развития, которая определяет темпы, пропорции, тенденции развития данного предприятия как в текущем, так и на перспективу .
Планирование — это главная функция управления.
Основные задачи на уровне предприятия:
1. Сосредоточение внимания на приоритетных направлениях.
2. Готовность к реакции на изменения во внешней среде.

Содержание

1. Сущность планирования
2. Принципы планирования
3. Виды планирования
4. Задача
Список использованных источников.

Работа состоит из  1 файл

отправить.doc

— 89.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки

Федеральное автономное государственное образовательное  учреждение Высшего профессионального  образования

«Российский государственный  профессионально – педагогический университет»

Институт менеджмента  и экономической безопасности.

Кафедра экономической  теории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Планирование на предприятии»

Вариант №1

Тема: «Сущность, принципы и виды планирования»

 

 

 

 

Работу выполнил: 

Студент: Грехова  Наталья

Группа ВП-МР 416

Зачетная книжка №086801

Проверил: Тихомирова Т. П.

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2012 г.    

 

Содержание.

1. Сущность планирования

3

2. Принципы планирования

4

3. Виды планирования

5

4. Задача 

7

Список использованных источников.

8


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Сущность, принципы и виды планирования.

1. Сущность планирования.

Планирование — это  процесс разработки и установления руководством предприятия, системы  количественных и качественных показателей  его развития, которая определяет темпы, пропорции, тенденции развития данного предприятия как в текущем, так и на перспективу1.

Планирование — это  главная функция управления.

Основные задачи на уровне предприятия:

1. Сосредоточение внимания  на приоритетных направлениях.

2. Готовность к реакции  на изменения во внешней среде.

3. Сведение к минимуму нерациональных действий при возникновении неожиданных ситуаций.

4. Обеспечение четкого  взаимодействия между подразделением  предприятия и исполнителями.

Планирование можно  классифицировать по нескольким критериям:

  • по степени охвата (общее и частичное);
  • содержанию в аспекте предпринимательской деятельности (стратегическое — поиск новых возможностей и продуктов, тактическое — предпосылки для известных возможностей и продуктов, оперативное — реализация данной возможности);
  • предмету (объекту) планирования (целевое, средств — потенциал, оборудование, материалы, финансы, информация, программное, действий);
  • сферам функционирования (производство, маркетинг, НИОКР, финансы);
  • охвату (глобальное, контурное, макровеличин, детальное);
  • срокам (кратко-, средне-, долгосрочное);
  • жесткое и гибкое.

 

 

 

 

 

 

 

2. Принципы  планирования.

Любая теория (и наука) строится на определенных принципах, в  связи с чем процесс планирования также основан на ряде научных  принципов, которые и определяют направление и содержание плановой работы.

Выделяются следующие  принципы планирования:

1) единство;

2) непрерывность;

3) гибкость;

4) участия;

5) научность;

6) обоснованность.

Принцип единства, комплексности, увязки и координации предполагает комплексный, системный характер процесса планирования. Предприятие представляет собой систему, процесс планирования также носит системный характер, так как все составляющие элементы здесь взаимосвязаны и взаимоувязаны и преследуют одну и ту же цель – ту, которая поставлена перед всем предприятием.

Принцип непрерывности имеет такое название в связи с тем, что процесс планирования это не единовременное действие, это непрерывный, постоянный процесс, планы сменяют друг друга по схеме и логической увязки. Непрерывный характер планирования связан с существованием различных причин и факторов, влияющих на финансово-хозяйственное состояние, т. е. необходимостью предвидения будущего для защиты компании, необходимостью постоянных логических корректировок как в постановке целей, так и в формировании схемы действий по достижению этих целей.

Принцип гибкости основан на переменчивости и стихийности экономической  ситуации, что необходимо учитывать  при управлении компанией. Принцип  гибкости означает, что любой план может быть изменен в зависимости  от внешней и внутренней ситуации. При формировании плана необходимо учитывать все факторы, которые могут в той или иной степени повлиять на процесс деятельности и финансовый результат предприятия.

Суть принципа участия напрямую зависит от принципа единства планирования. Этот принцип означает, что каждая структурная единица, каждый субъект этой единицы должен участвовать в процессе планирования независимо от участка работы, за который он отвечает. Так как процесс планирования затрагивает непосредственно всех работников предприятия, то и вносить свой вклад должны все.

Принцип научности означает, что  процесс планирования должен быть научно обоснован, должен формироваться на основе достоверной информации и  научных методах. Более того, этот принцип основан на идее о том, что в планах должны учитываться передовые разработки науки и техники, а также опыт работы других предприятий, достигших высоких результатов в своей деятельности.

Принцип обоснованности целей предполагает, что непосредственно  сам процесс планирования, а также  все его звенья и участники  преследуют определенные цели, которые  сводятся в одну главную цель –  цель предприятия на будущий период. Важным моментом является то, что посредством анализа необходимо выделить те элементы этого процесса, от которых зависит результат планирования.

3. Виды  планирования

Управленческий подход к процессу планирования осуществляется посредством определения и постановки задач и критериев, определения вспомогательных средств планирования, способов согласования, а также направлений и методов.

Для осуществления процесса планирования необходимо определить:

1) объект планирования;

2) субъект планирования;

3) период планирования;

4) средства планирования;

5) методику планирования;

6) согласование планов.

Принадлежность того или иного плана к определенному  виду зависит от того, к какому циклу  управления он относится. Функции управления в своей взаимосвязи образуют некоторый цикл:


 

 

 

В зависимости от характера поставленных и решаемых задач в теории различают следующие виды планирования: стратегическое, среднесрочное, текущее.

В зависимости от информации, получаемой из планов, различают финансовые и производственные планы, которые  в совокупности составляют генеральный план предприятия, охватывающий деятельность в целом. Необходимо отметить, что финансовое планирование основывается на планировании производственном и стратегическом. Стратегическое в данном случае подразумевает постановку задач и целей, определение направлений деятельности. При составлении производственных планов за основу берется информация из стратегического плана. Производственные планы подразумевают определение политики: инвестиционной, маркетинговой, научно-исследовательской.

При стратегическом планировании выделяются следующие цели:

1) рыночные (определение  рынка сбыта продукции);

2) производственные (использование  какого уровня техники и технологий  позволят достичь необходимого  качества продукции и запланированных  объемов производства);

3) финансово-экономические  (определение источников финансирования  и прогнозирование результата  деятельности);

4) социальные (степень  удовлетворения конечным продуктом  производства определенных социальных  слоев и общества в целом).

 

4. Задача.

Предприятие специализируется на производстве контрольно- измерительных  устройств. Производство и реализация продукции на планируемый год  характеризуется данными, приведенными в таблице. Остатки устройств  на конец года определяются из норм складского запаса: по теплосчетчикам – 6 дней, по термометрам ТПК – 10 дней. Определить:

1. Объем продаж каждого  вида продукции;

2. Планируемую сумму  выручки от реализации продукции.

Виды.

Объем производства, шт.

Остаток нереализованной  продукции на складе, шт.

Плановая цена

Объем продаж

Выручка

н.г.

к.г.

1.Теплосчетчик СТ

5400

-

90

27400

5310

145494000

2.Теплосчетчик ТС-01

3240

114

54

29800

33300

99234000

3.термометрам ТПК

11520

600

320

945

11800

11151000


 

1.

2.

3.

 

 

Исходя из норм складского запаса объем продаж по теплосчетчикам разных марок планируется на 244728000 руб. и термометрам 11151000 руб. Следовательно, сумма выручки от реализации составит 255879000 руб.

 

Задача № 2

Выручка от реализации продукции  в отчетном году составила 6280 тыс. руб. себестоимость реализованной продукции – 5024 тыс. руб., в том числе 1290 тыс. руб. постоянные расходы.

Определите, на сколько % увеличится прибыль в планируемом  году, если цены на продукцию не изменятся, а объем продаж увеличится на 10%.

 

 

                        

                 

 

В плановом году прибыль увеличится на 20%, а в денежном выражении на 255 тыс. руб.

Список  использованных источников.

  1. Википедия – свободная энциклопедия
  2. Котляров И.Д., «Планирование на предприятии», учебный курс, М., Эксмо, 2010
  3. Тихомирова Т.П., «Планирование на предприятии» курс лекций, Екатеринбург, 2004г
  4. Тихомирова Т.П., «Практикум по планированию на предприятии», Екатеринбург, 2002г

1 http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%EB%E0%ED%E8%F0%EE%E2%E0%ED%E8%E5_%ED%E0_%EF%F0%E5%E4%EF%F0%E8%FF%F2%E8%E8


Информация о работе Сущность, принципы и виды планирования